Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
диплом мой.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
01.11.2018
Размер:
602.62 Кб
Скачать

3.2 Основные пути оптимизации уголовно-исполнительных мер по предупреждению преступлений, совершаемых в состоянии опьянения

При разработке этого параграфа были использованы известные из современной ли­тературы положения, касающиеся проблемы борьбы с пьянством и алкого­лизмом, а также различные офици­альные материалы, иллюстрирующие деятельность УИС в целом и ИУ в ча­стности по применению принудительных мер медицинского характера в отношении осужденных-алкоголиков (со­вершеннолетних, несовершеннолетних). На наш взгляд при таком подходе возникнет реальная возможность уст­ранить узкую направленность и определенную односторонность специфиче­ских (антиалкогольных) профилактических мероприятий, при которых объ­ектом воздействия в большинстве случаев оказывались не причины и усло­вия, а последствия алкоголизма.

Все предложения, направленные на повышение эффективности мер ме­дицинского характера в отношении осужденных к лишению свободы, стра­дающих алкоголизмом, могут быть, на наш взгляд, сведены к следующим.

1. Применение мер медицинского характера в отношении несовершен­нолетних осужденных-алкоголиков, по большому счету, должно быть связа­но с применением аналогичных мер в отношении взрослых осужденных-алкоголиков, точно в такой же степени, как и приме­нение наказания. По сути, о применении мер медицинского характера следо­вало бы говорить как о системе проведения в УИС противоалкогольного ле­чения осужденных-алкоголиков, для которой характерны преемственность и последовательность.

Закономерно, что часть подростков, страдающих алкоголизмом, впоследствии переходят в группу взрослых алкоголиков, поэтому противоалкогольное лечение, прово­димое в отношении несовершеннолетних, - это в основном профилактика ал­коголизма на его ранних стадиях.

2. Согласно Федеральному закону «О внесении изменений и дополне­ний в Уголовный кодекс Российской Федерации от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ п. «г» ч. 1 ст. 97 признан утратившим силу. Соответствующие изменения внесены и в УИК РФ (ст. 18 «Применение к осужденным мер медицинского характера» в ред. Федерального закона от 08.12.2003 г. № 161-ФЗ). В связи внесением изменений в УК РФ и в УИК РФ считаем необходимым об­ратить внимание на следующие положения ст.18 УИК РФ: если к осужденным к аресту, лишению сво­боды, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вме­няемости, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по ре­шению суда применяются принудительные меры медицинского характера, то это положение может быть распро­странено и на страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, поскольку ал­коголизм, наркомания, токсикомания по сути являются психическими расстройствами (это по­ложение рассмотрено было выше).

Таким образом, ч. 3 данной статьи можно представить в следующей редакции: «К осужденным к наказаниям, указанным в части первой настоя­щей статьи, ВИЧ-инфицированным осужденным, а также осужденным, боль­ным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лече­ния венерического заболевания, учреждением, исполняющим указанные ви­ды наказаний, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение», то есть исключить больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

Б. Согласно ч. 2, если во время отбывания указанных в части первой настоящей статьи видов наказаний будет установлено, что осужденный стра­дает психическим расстройством, не исключающим вменяемости, которое связано с возможностью причинения этим осужденным иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц, администрация учрежде­ния, исполняющего указанные виды наказаний, направляет в суд представле­ние о применении к такому осужденному принудительных мер медицинского характера. Аналогично к осужден­ным, страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемо­сти, вполне могут быть отнесены и больные алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией.

3. К проблеме лечения алкоголизма у подростков ни в коем случае нельзя подходить с позиций развития и терапии этого же заболевания у взрослых, поскольку во-первых, подросток - это всегда незрелый в соматиче­ском и психическом отношении человек. Подростковый период характеризуется определенной дисгармонией и неустойчивостью психической сферы и про­является в разнообразных формах личностной девиации. Не случайно уго­ловная ответственность наступает с шестнадцатилетнего возраста (ч. 1 ст. 20 УК РФ). Подросток - это человек своеобразного (переходного) возраста, ко­торому свойственны почти инстинктивное влечение к существованию в группе, совершение импульсивных поступков. Специфика подросткового возраста способна значительно затруднить психиатрическую и наркологиче­скую диагностику.

Во-вторых, если к проблеме алкоголизма - социального зла колос­сальной значимости - относиться адекватно, то алкоголизирующиеся подро­стки представляют в ней, как справедливо утверждает В.Т. Кондрашенко, «самое страшное». Согласно данным, представленным в докладе Комитета экспертов ВОЗ, «существует достаточно предположительных оснований для того, чтобы считать молодых людей группой высокого риска в отношении возникновения проблем, связанных с потреблением алкоголя»1. Так, алкого­лизм у несовершеннолетних формируется значительно быстрее, чем у лиц зрелого возраста, отличается злокачественным, быстро прогрессирующим течением, большой прогредиентностью, необязательностью, нечеткостью, как бы размытостью симптомов. Последняя особенность свидетельствует о трудностях в диагностике этого заболевания у несовершеннолетних.

Особенно быстро алкоголизм развивается у подростков с неуравнове­шенным характером, умственно отсталых, перенесших в раннем детском возрасте черепно-мозговую травму или воспалительное заболевание голов­ного мозга.

В-третьих, систематическая алкоголизация у подростков приводит к изменениям эмоционально-волевой, интеллектуальной сферы, сна­чала обратимым, а затем - стойким. Характер указанных изменений по своей структуре приближается к психоорганическим расстройствам у взрослых. Личность подростка как бы останавливается в своем развитии.

В-четвертых, и пьянство, и алкоголизм у подростков часто сочетаются с различными психическими расстройствами так называемого пограничного уровня.

В-пятых, алкоголизм у подростков чаще, чем у взрослых, сопровожда­ется совершением различного рода правонарушений.

Алкоголизированный подросток в силу повышенной возбуждаемости и подчиненности стереотипам группового поведения находится как бы в по­вышенной готовности к совершению дерзких и жестоких преступлений и иных правонарушений.

Учитывая изложенное, а также относительно высокую распространен­ность алкоголизма в подростковой среде, в том числе в местах лишения сво­боды, психологические и поведенческие особенности, специфику алкоголь­ного заболевания, свойственные данному возрасту, предлагаем изменить текст ч. 1 ст. 97 УК РФ.

Рекомендуемая нами редакция: «Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:

а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости;

б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказа­ния;

в) совершившим преступление и страдающим психическими расстрой­ствами, не исключающими вменяемости;

г) несовершеннолетним, совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании».

4. Как и значительное большинство исследователей данной проблемы, мы согласны с мнением о том, что эффективное противоалкогольное лечение возможно только в том случае, если человек, страдающий алкоголизмом, к нему психологически расположен и всячески желает его проведения. Но если последних условий нет, то от принудительного воздействия медицины следу­ет ожидать обратной (негативной) реакции.

Альтернативными вариантами противоалкогольного принудительного лечения осужденных в исправительных учреждениях являются добровольное и обязательное лечение. Что касается доброволь­ного лечения, то применительно к осужденным-алкоголикам - это совершен­но нереальное явление. Остается единственный вариант - так называемое не­добровольное, или обязательное, лечение. Оно, на наш взгляд, является наи­более приемлемым вариантом для всех без исключения категорий осужден­ных к лишению свободы, страдающих алкоголизмом.

5. К несовершеннолетним осужденным (независимо от пола, возраста и других значимых в правовом, социальном, медицинском и другом отноше­нии отличий), страдающим алкоголизмом и отбывающим наказания в виде лишения свободы в , должно применяться антиалкогольное лечение, как минимум, в двух вариантах - добровольное и обязательное. Последнее, по нашему мнению, должно стать в данной среде своеобразным методом выбо­ра, так как подростков, страдающих алкоголизмом, отличают не только прак­тически полное отсутствие критики к своему состоянию, поведению и зло­употреблению алкоголем, отсутствие ситуационного контроля, но и высокая интенсивность патологического влечения к спиртному.

Оставить несовершеннолетних осужденных-алкоголиков без оказания им специфической медицинской помощи - не только недопустимо (прежде всего по гуманным соображениям), но и крайне опасно (как в отношении их собственных здоровья и жизни, так и жизни и здоровья окружающих).

Представляется очень важным следующее положение: чем раньше не­совершеннолетнему осужденному будет назначено и проведено лечение от алкоголизма, тем больше шансов будет на достижение необходимого проти­воалкогольного (медицинского и криминологического) эффекта.

Главным и необходимым условием эффективности антиалкогольной терапии в условиях УИС считаем гарантированное достижение (соблюдение) длительной (на весь срок отбывания наказания) изоляции от компаний так называемых пьющих (собутыльников).

  1. Относительно высокий уровень алкоголизма, наркомании и токси­комании, отмечаемый, в частности, среди несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, диктует настоятельную необходимость созда­ния в них по-настоящему эффективной наркологической службы или на пер­вое время (как временный вариант) включение в штаты воспитательных колоний для проведения терапевтической деятельности в отношении указанных наркологических за­болеваний должности психиатра-нарколога.

  2. Сегодня алкоголизирующимися (пьющими, злоупотребляющими алкоголем) в большей степени занимаются пенитенциарные службы, а не ме­дицинские организации и учреждения системы общественного здравоохра­нения, не социальная служба.

Со всеми несовершеннолетними осужденными, ранее, до привлечения к уголовной ответственности, ситуативно потреблявшими спиртные напитки, необходимо проводить профилактическую работу с участием психиатров, врачей других специальностей, психологов, педагогов, социальных работни­ков, воспитателей и других представителей администрации ВК.

Несовершеннолетние осужденные должны получить достоверные све­дения современного уровня об отрицательном влиянии алкоголя прежде все­го на психику, о роли алкогольного опьянения в совершении преступления. Представляется необходимым: а) разработать единую (для всех без исключе­ния ВК УИС России) комплексную программу антиалкогольного воспитания несовершеннолетних осужденных независимо от их наркологического стату­са; б) организовать полноценную подготовку всех сотрудников ВК по вопро­сам обеспечения реализации положений этой программы на практике.

  1. Всем несовершеннолетним осужденным (без какого-либо исклю­чения!), страдающим алкоголизмом и отбывающим наказания в виде лише­ния свободы в ВК, необходимо оказать всяческое и активное содействие в поиске и обретении средства, способного их отвлечь (увести) от мыслей об употреблении алкоголя. Такими средствами вполне могут стать: учеба; тру­довая деятельность; участие в самодеятельных организациях осужденных, различных конкурсах и смотрах, проводимых в УИС; занятие физкультурой, спортом, бодибилдингом и т. п. Уводящую от употребления алкоголя роль также способна сыграть нормализация нарушенных межличностных отноше­ний (установление, поддержание, возобновление связей с близким челове­ком, родственниками и иными лицами).

Даже по одной этой причине всех осужденных ВК (независимо от их алкогольного статуса) необходимо обязательно трудоустроить, занять учебой (сейчас в УИС у осужденных появилась возможность непосредственно во время отбывания наказания получить даже высшее образование, например юридическое), привлечь к занятиям физкультурой, спортом, по определен­ным социально позитивным интересам.

Считаем, что по возможности не следует исключать и антиалкогольное воздействие религии.

  1. Всем без исключения сотрудникам УИС, отвечающим за содержа­ние и лечение осужденных, страдающих алкоголизмом, необходимо обеспе­чить соответствующие их функциональным обязанностям теоретическое обучение и практическую подготовку по вопросам медицины (психиатрии) и наркологии. Повышение квалификации сотрудников ИУ по актуальным вопросам медицинской, психиатрической и наркологической науки представляется од­ним из наиболее важных направлений деятельности УИС России, и оно должно стать не конъюнктурным, а системным.

  2. В каждой ВК всех осужденных, страдающих алкоголизмом, необ­ходимо содержать отдельно от других, не страдающих алкоголизмом.

Для осужденных-алкоголиков (психически неполно­ценных) целесообразно, на наш взгляд, создавать несколько щадящий режим, с условиями, при которых становится возможным достижение благоприятно­го терапевтического и криминологического эффекта.

  1. В деятельности ВК необходимо создать такие условия, чтобы лю­бые случаи эпизодического употребления алкоголя, особенно взрослыми (со­трудниками ИУ), были бы абсолютно исключены. Точно так же в ВК должны быть исключены случаи появления на работе сотрудников в нетрезвом со­стоянии. Только один подобный алкогольный пример, даже единичный, спо­собен легко разрушить все то, что нередко создается колоссальным трудом медиков и воспитателей ВК.

  2. Все наши поражения в так называемой борьбе с пьянством и алко­голизмом в значительной степени определяют, как нам представляется, от­сутствие убеждений в ее социальной полезности и откровенно демонстри­руемое властями нежелание ею серьезно заниматься. К глубочайшему сожа­лению, многие наши соотечественники (и даже специалисты!) убеждены в том, что пьянство и алкоголизм - вечные для России явления. Но так считать нельзя. Подобное понимание во многом определяющих жизнь страны про­блем мы расцениваем лишь как прикрытие равнодушия и бездеятельности в борьбе с этими негативными явлениями.

Высокая социальная и криминологическая значимость проблемы алко­голизма для таких учреждений пенитенциарного профиля, как ВК, определя­ет необходимость активной антиалкогольной пропаганды всеми имеющими­ся в УИС ресурсами. Она должна проводиться дифференцированно, в соот­ветствии с полом, возрастом, образованием, культурным уровнем отбываю­щих наказание лиц, их интересами, профессиональными особенностями и др.

К антиалкогольной пропаганде в условиях УИС однозначно следует относиться как к актуальной и сложнейшей деятельности широкого идеоло­гического масштаба, имеющей важные социально-политические и медико- воспитательные функции.