Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Попова А.В. - Международное частное право (Завт....doc
Скачиваний:
90
Добавлен:
01.11.2018
Размер:
1.24 Mб
Скачать

4.3. Основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам

Правовое положение иностранцев довольно часто является предметом регу­лирования не только национального законодательства, но и международных договоров. Как правило, это двусторонние соглашения, содержащие нормы, которые определяют правовой статус индивидов на основе взаимности. К чис­лу таких нормативных актов относятся, в частности, договоры о правовой помощи, консульские конвенции, торговые договоры, договоры о взаимном признании и охране прав индивидов в определенных областях и т. д. В них договаривающиеся стороны либо гарантируют своим гражданам общие для обоих государств права, либо устанавливают для них одинаковые правовые режимы. Среди последних наибольшее распространение на практике полу­чили режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

Режим наибольшего благоприятствования представляет собой один из основных принципов торговых договоров, заключаемых с иностранными государствами. В силу данного принципа иностранным юридическим и фи­зическим лицам предоставляется в определенных областях такой же пра­вовой режим, который уже предоставлен или может быть предоставлен в будущем юридическим и физическим лицам любого третьего государства, то есть иностранцы могут пользоваться в странах — участницах соответ­ствующего договора максимумом тех прав, которыми обладают здесь лица другого государства. Таким образом, при помощи режима наибольшего благоприятствования создаются равные условия для всех иностранцев, пребывающих на территории какого-либо государства1.

В силу данного принципа создаются равные условия для всех иностран­ных государств и их организаций и фирм в отношении тех вопросов тор­говли, которые предусмотрены торговым договором. Принцип наибольшего благоприятствования всегда устанавливается в договорном порядке. Для современной договорной практики РФ существуют некоторые изъятия, касающиеся развивающихся стран, а также связанные с установлением особых преимуществ в пределах определенных таможенных союзов.

Принцип наибольшего благоприятствования следует отличать от прин­ципа недискриминации. Принцип недискриминации обычно не находит отражения в межгосударственных соглашениях, так как необходимость его соблюдения непосредственно вытекает из основополагающих принципов международного права.

В двусторонних международных договорах довольно часто делаются ого­ворки о том, что режим наибольшего благоприятствования не распространя­ется на определенные привилегии и преимущества, например те, которые договаривающиеся стороны предоставили или могут предоставить в будущем определенным субъектам из соседних стран с целью облегчения пригранич­ной торговли, приграничного общения населения и т. д. На соответствующие категории физических и юридических лиц таких стран будет распространять­ся в данном случае уже не режим наибольшего благоприятствования, а спе­циальный режим. Он предполагает наличие некоторых преференциальных прав одних иностранных граждан по сравнению с другими иностранными гражданами, но не по отношению к собственным гражданам.

В силу национального режима иностранцам и юридическим лицам на территории определенного государства предоставляется такой же объем прав, которым пользуются отечественные граждане и юридические лица. Этот режим, как правило, применяется в отношении хозяйственной дея­тельности иностранных лиц, товаров иностранного производства, в облас­ти международного гражданского процесса, защиты авторских прав, прав на изобретения, товарные знаки и т. д.1

Принцип национального режима имеет решающее значение при опреде­лении правового статуса иностранцев в национальном законодательстве многих стран мира, включая Российскую Федерацию. В нашей стране глав­ную роль в этом смысле играют положения п. 3 ст. 62 Конституции РФ, которая определяет, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных феде­ральным законом или международным договором Российской Федерации». Аналогичная норма содержится в ст. 4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г., а также в неко­торых отраслевых нормативных актах.

Принципиальные положения, касающиеся определения правового стату1 са иностранных граждан на территории Российской Федерации, носят во многом универсальный характер и широко используются в законодательстве других государств или в заключаемых ими международных договорах. Так, ст. 1 Кодекса Бустаманте устанавливает, что «иностранцы, принадлежащие к гражданству одного из Договаривающихся государств, на территории ос­тальных пользуются теми же гражданскими правами, которые предоставле­ны местным гражданам. Каждое Договаривающееся государство может по мотивам публичного порядка отказать гражданам других Договаривающих­ся государств в отношении некоторых гражданских прав или подчинить их осуществление особым условиям. В таком случае эти государства также могут отказать в осуществлении тех же прав гражданам первого государства или подчинить такое осуществление особым условиям». \