Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты история отеч. кино ВГИК.docx
Скачиваний:
192
Добавлен:
20.01.2018
Размер:
118.92 Кб
Скачать
  1. «Третья Мещанская» (1927 г.) а.Роома. Своеобразие поэтики фильма.

По словам В. Шкловского, основой сюжета послужила заметка в «Комсомольской правде», которую он и предложил экранизировать Роому. Это была история о том, как в родильный дом пришли два гражданских мужа, и женщина не могла сказать, кто из них отец ребенка. «Все трое были молодые люди, комсомольцы, рабфаковцы. Они называли свой союз «любовью втроём» и утверждали, что в любви не может быть ревности».

Фильм начинается с того, что мчится поезд, мелькают поля, дачные поселки, вырастает панорама огромного города, пустынные улицы Москвы, окна дома, двое в постели. Так от просторов жизни аппарат будто сходу врезается в быт. Проблема подчеркнута, вопрос поставлен. Авторы фильма обращались к теме «повестки дня» о новых отношениях, о новой любви…Задача стояла не разрешить, а обострить, обнажить проблему.

Следующий эпизод шёл вразрез с традиционными представлениями о браке, распространёнными в мещанской и рабочей среде: муж-рабочий не наказывает Людмилу за измену и даже не выгоняет друга, а благородно оставляет товарища и жену жить вместе в его собственной квартире. Газеты писали, что во время показа в заводском киноклубе города Златоуста зрители, не досмотрев и до середины фильма, все покинули зал «в знак протеста» – скорее всего, их возмутил именно этот момент и всё, что за ним последовало.

С одной стороны, герои фильма признают, что «ревность – не социалистическое чувство», и люди должны иметь свободу в любви и браке (поэтому жить можно и втроём – почему бы и нет?). С другой стороны, жена-домохозяйка живет на содержании мужа (мужей), обслуживает их и фактически является их собственностью. Большую часть времени она проводит у подвального окна, из которого видны ноги прохожих. Когда выясняется, что Людмила ждёт ребенка, оба «отца» безапелляционно отправляют женщину на аборт. И она покорно отправляется в клинику…

Однако финал фильма открыт и скорее оптимистичен: героиня в последний момент решает сохранить ребенка, сбегает из больницы, а дома собирает вещи и оставляет прощальную записку. Титр гласит: «Больше никогда не вернусь на вашу Мещанскую!» И поезд уносит Людмилу прочь из Москвы – в новую жизнь…

Многие критики-современники поняли основной пафос фильма как призыв к борьбе с мещанством и «кухонным рабством» женщины.

В «Третьей Мещанской» тонко зафиксированы изменения в представлениях о любви и браке, которые произошли после революции. Некоторые идеи «новой советской морали» были настолько радикальны, что их можно назвать сексуальной революцией.

Аллегорический кадр в фильме – камень, брошенный в воду, это приезжает друг героя Баталова и разрушает их семью. Все бытовые краски сгущены в фильме, а ситуация в фильме кажется рискованной. Потому что все действие происходит в «микромире», где наглядны все детали: ширма, за которой не видно, наушники, благодаря которым не слышно, портрет Будённого на стене, дверная занавеска, которая распахивается в начале действия и закрывается как занавес в конце. Тут же характеры людей, раскрытые превосходными актерами, принимали участие в споре. Актерское обаяние лишало примитивное решение вопроса. Но с другой стороны, видна ограниченность этого «микромира», поэтому режиссер вводит еще «симфонию Москвы» - сменяющиеся картины жизни большого города. В основном снимаются кадры с высоких точек.