Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты история отеч. кино ВГИК.docx
Скачиваний:
192
Добавлен:
20.01.2018
Размер:
118.92 Кб
Скачать
  1. «Мечта» (1941 г.) м. Ромма. Особенности драматургии. Социально-психологический конфликт. Актерский ансамбль.

Все персонажи фильма увязаны в единую конву повествования о мечте. Маленькие, одинокие неудачники, которые мечтают о своем счастье, но все они не выходят за пределы заурядной жизни. Одну из ролей играет Фаина Раневская. В ней все подчинено богатству. Все остальные ее качества уходят на второй план. Она не выгнала Анну из своего заведения, чувствуя себя великой мученицей, говорит, что добро ее погубит. Это характерно для Ромма, его не интересует психология жизнь в повседневности. Он помещает героев в среду, которая выявляет в персонаже то, что нужно режиссеру по задумке.

В основе сюжета фильма — рассказ о судьбе простой неграмотной девушки Ганки, пришедшей, подобно тысячам других живых и литературных героев и героинь, из деревни в город в поисках счастья. Мечты Ганки были убогими и робкими мечтами крестьянки — скопить денег, чтобы купить отцу корову и выйти замуж. Ганке повезло — она устраивается в пансион под названием «Мечта».

У каждого из персонажей «Мечты» своя сломанная судьба, которая прослеживается довольно подробно, своя манера поведения, свой характер, свой образ мышления. Хозяйка пансиона и лавочки старая Роза Скороход (Ф. Раневская), ее сын инженер Лазарь, вечная невеста (А. Войцик), бывший художник Домбек, извозчик Янек (Р. Плятт), старый ткач Стефан. Участвует великолепный актерский ансамбль.

Ада Войцик с необыкновенной человеческой теплотой сыграла трудную роль Панны Ванды — несчастной, затравленной, никому не нужной вечной невесты, дающей объявления в «Брачную газету». А ведь в ее душе всегда жила мечта о большой и настоящей любви, надежда на счастье.

Роза Скороход была убеждена, что «выбилась в люди». Эта невероятно стойкая еврейская женщина также искалечена окружающей её жестокой жизнью. Поколения гнёта воспитали в ней не только упорство, но и умение хитрить, изворачиваться, приспосабливаться к окружению и загнали вглубь многие хорошие черты. В ней смешались сострадание и беспощадность к тем, кто ниже её по материальному положению, сочувствие к постояльцам и высокомерие, всепоглощающая скупость и безмерная любовь к сыну-неудачнику Лазарю.

  1. Фильм с. Эйзенштейна «Иван Грозный». Идея кинематографического синтеза искусств.

Перед режиссером поставили задачу показать масштаб деяний, раскрыть их прогрессивность. Эйзенштейну было важно осмыслить глубину противоречий. Задача, которую он ставил перед собой – рассмотрение глобальных исторических событий, которые преломляются в судьбе конкретной личности. Он изучил много материалов, но в деталях позволял себе быть свободным, старался выразить историко-философский смысл, была важна логика фактов. В соответствии с этим выстраивалась полифоническая драматургия. Как в музыке, когда противоречивые темы сливаются в гармонии. Как в музыке, когда противоречивые темы сливаются в гармонии. Тут важна пластика актеров, психологизм, музыка, изобразительная композиция. Все это вступает в контрапунктическое взаимодействие. Тут и архитектура, грим, костюмы помогают достижению цели режиссера.

Музыка – Прокофьев, оператор – Тиссэ. Актер – Черкассов. Режиссер добивался обобщенно-психологического стиля, строгое пластическое решение ансамбливости исполнения.

Фильм стал одним из ярчайших в истории мирового кино примером живописного кинематографа. Каждый кадр, каждая сцена сняты с необычайной искусностью и величественностью. С точки зрения художественной фактуры фильм предстаёт как синтез различных искусств – драма, фреска, архитектура и чуть ли не опера. Эйзенштейн, по сути, впервые в истории мирового кино стал на практике разрабатывать идею о синтезе искусств в кинематографе.

А в фильме «Иван Грозный» он сумел воплотить эту концепцию наиболее полно. Визуальная концепция фильма представляет собой многоуровневый театр – оперный, драматический, театр марионеток и театр теней. Сами актёры играют театрально, на контрастах, с длительными паузами между выразительными репликами. Но, пожалуй, основную смысловую нагрузку принимают на себя мимика, жесты, взгляды. Всё это создаёт особую, магическую экспрессию.

Как говорил Эйзенштейн, синтез искусств достигается в специфическом кинематографическом пространстве, где чувственное и эмоциональное восприятие выходит на первый план, обнажая те формы мышления, которые вытеснены наукой.