Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
22
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
145.63 Кб
Скачать

КРАТКОЕ СООБЩЕНИЕ

Применение атаракса у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью и тревогой

Л.С. ЧУТКО, О.В. ЛАПШИНА, С.Ю. СУРУШКИНА

The use of atarax in the treatment of attention deficit syndrome with hyperactivity and anxiety

L.S. CHUTKO, O.V. LAPSHINA, S.YU. SURUSHKINA

Институт мозга человека РАН, Санкт-Петербург

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), ведущими проявлениями которого являются невнимательность, гиперактивность и импульсивность, диагностируется у 5—10% детей [3, 4, 7, 9].

При указанном расстройстве отмечена высокая частота таких коморбидных состояний, как тики, тревога, депрессия, оппозиционно-вызывающее поведение и др. [3, 7, 16], которые утяжеляют течение, делая худший прогноз и определяя недостаточную эффективность терапии СДВГ [14]. Тревога встреча- ется примерно в 25—50% случаев СДВГ [10, 12, 17, 18], и это делает особенно актуальным изучение таких случаев, начиная с антенатального периода. В этом отношении большой интерес представляет работа T. O’Connor и соавт. [14], которые при изучении воздействия антенатальной материнской тревоги на развитие ребенка установили, что высокий уровень тревожности у матери на 32-й неделе беременности удваивает риск возникновения СДВГ у детей в возрасте 4—8 лет, а тревога на 18-й неделе способствует развитию поведенческих и эмоциональных нарушений у девочек.

R. Van der Bergh и соавт. [19, 20] позднее выявили, что тревожность матерей на сроке 12—22 нед беременности является значительным предиктором СДВГ у 8—9-летних детей, особенно у мальчиков.

Целью настоящего исследования являлось изуче- ние особенностей тревожных расстройств у детей с СДВГ и поиск возможностей лечения этого патологического состояния.

В рамках терапевтической части работы ее зада- чей являлась оценка эффективности лечения тревожных расстройств при СДВГ атараксом (гидроксизин).

Атаракс является небензодиазепиновым транквилизатором, антагонистом гистаминовых рецепторов Н1, расположенных в миндалине мозга и вовлеченных в процесс возникновения тревоги. По данным литературы [1, 2], анксиолитическая активность атаракса проявляется в быстром и значительном уменьшении выраженности симптомов тревоги в кон-

© Коллектив авторов, 2007

Zh Nevrol Psikhiatr Im SS Korsakova 2007;107:7:62—64

це 1-й недели лечения. Клинический эффект препарата нарастает к 4-й неделе терапии; в отличие от бензодиазепинов, атаракс не угнетает память и внимание. Следует также добавить, что этот препарат является эффективным вегетокорректором [6, 8].

Материал и методы

Под наблюдением находились 122 ребенка: 80 детей в возрасте от 6 до 12 лет (средний 7,8 лет), страдающих СДВГ с тревогой (основная группа), и 42 ребенка с СДВГ того же возраста без тревоги (группа сравнения).

Диагноз СДВГ и тревожных расстройств устанавливался в соответствии с критериями МКБ-10 и DSMIV.

При изучении анамнеза особое внимание обращали на наследственную отягощенность по СДВГ и тревожным расстройствам, неблагополучие в перинатальном периоде, семейно-социальный статус.

Клиническая оценка степени невнимательности и гиперактивности производилась с помощью шкалы SNAP-IV, представляющей собой опросник из 43 вопросов, позволяющих в баллах оценить состояние пациента.

Определение уровня тревожности проводилось по ряду шкал [5]: с помощью опросника тревожности, разработанного С.М. Зелинским и В.Е. Каганом (на базе шкал Тейлора и Сарасона). Для оценки реактивной (РТ) и личностной (ЛТ) тревожности у детей старше 10 лет использовался тест Спилбергера в обработке Ю.Л. Ханина. Данный тест применялся также при обследовании матерей пациентов. Учитывая, что учеба в школе занимает значительное место в жизни ребенка, была проведена оценка школьной тревожности и отдельных ее компонентов по шкале Филлипса.

Кроме того, обращали внимание на диагностику головной боли напряжения, которая проводилась на основании критериев IHS-2003; интенсивность головной боли оценивалась с помощью визуальной аналоговой шкалы (ВАШ).

Лечение атараксом проводили в течение 30 дней: в первые 3 дня лечения суточная доза составляла 12,5 мг, принимаемые в вечерние часы, затем препарат на-

62

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 7, 2007

ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ И ТРЕВОГОЙ

значался в суточной дозе 25 мг (в два приема по 12,5 мг в дневные и вечерние часы).

Результаты

Âсоответствии с классификацией DSM-IV в основной группе из 80 детей были диагностированы следующие типы СДВГ: с преобладанием невнимательности — 13 (16,25%) человек; с преобладанием гиперактивности и импульсивности — 20 (25%), комбинированный тип — 47 (58,75%).

Âгруппе сравнения у 5 (12%) детей отмечался СДВГ с преобладанием невнимательности, у 11 (26%)

с преобладанием гиперактивности и импульсивности и у 26 (62%) — комбинированный тип СДВГ.

Выраженность основных симптомов СДВГ по шкале SNAP-IV была следующей в группе больных с тревогой и без таковой: невнимательность — 2,70±0,35 и 2,72±0,54; гиперактивность — 2,51±0,21 и 2,73±0,27; импульсивность — 2,53±0,23 и 1,97±0,23 (по показателям импульсивности различия между группами достоверны на уровне p<0,05).

Клинические проявления тревожности разной степени выраженности выявлялись у всех детей. Признаки генерализованного тревожного расстройства (ГТР) были диагностированы у 57 (71%) детей основной группы, тревожно-фобические расстройства отмечались у 10 (13%) детей, тревожное расстройство детского возраста, возникающее в связи с разлукой, отмечалось у 4 (5%) и у 8 (10%) детей — со- четание ГТР и фобий. Панические атаки у детей данной группы не встречались.

Согласно опроснику тревожности С.М. Зелинского и В.Е. Кагана, уровень тревожности у детей основной группы составлял 18—24 балла, в среднем 22,8 (при норме 4—16). В группе сравнения средний уровень тревожности составил 11,2 балла. По шкале самооценки Спилбергера—Ханина у всех детей в основной группе отмечался повышенный уровень ЛТ и РТ. У 48 детей отмечалась высокая тревожность (46—57 баллов), у 32 — умеренная (43—45 баллов). При оценке школьной тревожности по Филлипсу у всех детей основной группы выявлялось повышение отдельных показателей. Наиболее высокие показатели (>75%) относились к страху ситуации проверки знаний, страху несоответствия ожиданиям окружающих и страху самовыражения. Средние показатели в группе сравнения не превышали 50%, что соответствует нормальным значениям.

У 68 человек из основной группы и у 11 из группы сравнения отмечались головные боли напряжения.

При обследовании матерей детей основной группы у 73 (91%) выявлен высокий уровень ЛТ (по Спилбергеру). Повышенная тревожность у матерей в группе сравнения отмечалась лишь в 8 (19%) случаях. Соответствующие показатели РТ и ЛТ у матерей в основной группе были 54,8±2,8 и 56,1±3,2 балла и в группе сравнения 45,5±2,2 и 39,2±2,7 (различия между группами достоверны).

После проведенного лечения атараксом по наблюдению родителей у 28 (74%) детей было отмечено выраженное улучшение состояния: уменьшение тре-

вожности и эмоциональной лабильности, а также сна. Эти изменения нашли подтверждение в уменьшении показателей тревожности по использованным шкалам. Показатель ЛТ снизился у 22 (58%) детей, тогда как снижение РТ наблюдалось у 32 (84%). Средний показатель ЛТ снизился на 4,3 балла (с 53,2 до 48,9), РТ — на 10,2 балла (с 45,7 до 35,5): в последнем слу- чае достоверно (р<0,05).

Головные боли напряжения уменьшились по частоте и интенсивности у 25 (66%) детей. Средняя интенсивность головной боли по ВАШ снизилась на 2,1 балла (с 5,4±1,6 до 3,3±1,2), что свидетельствует о достоверном улучшении (p<0,01).

Повторная оценка состояния с помощью шкалы SNAP-IV после курса атаракса показала уменьшение гиперактивности (до 2,4 балла) и достоверное снижение показателей импульсивности (до 1,79 балла), но достоверных изменений показателей внимания не отмечалось (2,68 балла).

В 8 (21%) случаях пациенты отмечали возникновение сонливости в течение 1-й недели приема препарата, проходящей при последующем лечении. Других нежелательных эффектов отмечено не было.

Обсуждение

Тревожные расстройства довольно часто сопровождают СДВГ. Исследование группы детей с СДВГ и коморбидными тревожными расстройствами позволило выделить некоторые особенности течения заболевания по сравнению с детьми, страдающими только СДВГ. Именно эти особенности, по нашему мнению, вносят свой вклад в клиническую неоднородность СДВГ.

В обеих группах распределение по типам СДВГ было примерно одинаковым, у большей части детей отмечался СДВГ комбинированного типа. Показатели невнимательности и гиперактивности в обеих исследуемых группах заметно не отличались, тогда как уровень импульсивности детей в основной группе был достоверно выше. F. Levy [13] отмечает повышение показателей импульсивности у детей с СДВГ и тревожными расстройствами по сравнению с детьми, страдающими только СДВГ. S. Pliszka [15], наоборот, сообщает о противоположных результатах. Противоречивые данные указывают на необходимость дальнейших исследований влияния тревожности на импульсивность.

Можно предположить участие нескольких механизмов в развитии тревожных расстройств у детей с СДВГ. Высокий уровень личностной тревожности, выявленный у матерей детей основной группы, не позволяет исключить влияние фактора наследственной предрасположенности к тревожным расстройствам. Кроме того, у тревожных матерей чаще встре- чается патологическое течение беременности и родов, что в свою очередь может вести к развитию СДВГ и тревожных расстройств у детей [11]. Наконец, острые и хронические психотравмы также способствуют развитию тревожности. Известно, что тревожность принимает непосредственное участие в патогенезе головной боли напряжения [8]. Очевидно, именно высоким уровнем тревожности объяс-

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 7, 2007

63

КРАТКОЕ СООБЩЕНИЕ

няется высокая частота головной боли напряжения в основной группе.

На сегодняшний день помощь ребенку с СДВГ представляется невозможной без тесного взаимодействия врача, психолога и педагога. Индивидуальная, групповая и семейная психотерапия, психологические тренинги являются необходимыми мероприятиями для успешной коррекции СДВГ. Однако при наличии коморбидных тревожных расстройств первостепенное значение имеет медикаментозное лечение.

Результаты клинических и психологических исследований, проведенных после курса атаракса, сви-

детельствуют о его высокой эффективности при ле- чении тревожных расстройств у детей с СДВГ. На фоне лечения отмечалось уменьшение выраженности поведенческих нарушений, связанных с импульсивностью и гиперактивностью, без угнетения когнитивных функций и усугубления нарушений внимания. Благодаря своему анксиолитическому действию атаракс способствует снижению частоты и интенсивности головной боли, а также улучшению сна.

Полученные результаты позволяют рекомендовать применение атаракса для лечения тревожных расстройств у детей с СДВГ.

ЛИТЕРАТУРА

1.Бобров А.Е., Белянчикова М.А., Гладышев О.А. и др. Препарат атаракс в амбулаторной терапии тревожных состояний. Журн неврол и психиат 1998; 2: 31—33.

2.Бобров А.Е., Кулыгина М.А., Белянчикова М.А. и др. Влияние препарата атаракс на когнитивные функции при лечении тревожных расстройств. Психиат и психофармакотер 2000; 1: 23—28.

3.Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М: Медпрактика 2002.

4.Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю., Суворинова Н.Ю. Диагностика

èлечение синдрома дефицита внимания у детей. Журн неврол

èпсихиат 1997; 1: 57—61.

5.Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. Ст-Петербург: Речь 2005.

6.Соловьева А.Д. Атаракс в лечении синдрома вегетативной дистонии. Лечение нервных болезней 2004; 2: 31—33.

7.Чутко Л.С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

èсопутствующие расстройства. Ст-Петербург: ХОКА 2007.

8.Чутко Л.С., Фролова Н.Л. Психовегетативные расстройства в клинической практике. Ст-Петербург 2005.

13.Levy F. Synaptic gating and ADHD: A biological theory of comorbidity of ADHD and anxiety. Neuropsychopharmacology 2004; 29:

9:1589—1596.

14.O’Connor T.G., Heron J., Golding J., Glover V. ALSPAC Study Team. Maternal anxiety and behavioral/emotional problems in children: a test of a programming hypothesis. J Child Psychol Psychiat 2003; 44:

7:1025—1036.

15.Pliszka S. Comorbidity of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder With Psychiatric Disorder: An Overview. J Clin Psychiat 1998; 59: Suppl 7: 50—58.

16.Souza I., Pinheiro M.A., Denardin D. et al. ADHD and comorbidity in Brazil: Comparisons between two referred samples. Eur Child Adolesc Psychiat 2004; 13: 4: 243—248.

17.Ishii T., Takahashi O., Kawamura Y., Ohta T. Comorbidity in attention deficit-hyperactivity disorder. Psychiat Clin Neurosci 2003; 57:

5:457—463.

18.Tannock R. Attention-deficit/hyperactivity disorder with anxiety disorders Attention-deficit disorder and comorbidities in children, adolescents and adults. T.E. Brown (ed.). Washington: Am Psychiat Press 2000; 125—170.

9.Biederman J. Attention-deficit disorder: a selective overview. Biol Psy19. Van den Bergh B., Mulder E., Mennes M., Glover V. Antenatal mater-

chiat 2005; 57: 11: 1215—1220.

10.Biederman J., Newcorn J., Sprich S. Comorbidity of attention deficit hyperactivity disorder with conduct, depressive, anxiety, and other disorders. Am J Psychiat 1991; 148: 5: 564—577.

11.Hirshfeld-Becker D., Biederman J., Faraone S.V. et al. Pregnancy complications associated with childhood anxiety disorders. Depress Anxiety 2004; 19: 3: 152—162.

12.Jensen P., Martin D., Cantwell D. Comorbidity in ADHD. Implications for research, practice, and DSM-IV. J Am Acad Child Adolesc Psychiat 1997; 36: 8: 1065—1079.

nal anxiety and stress and the neurobehavioural development of the fetus and child: links and possible mechanisms. A review. Neurosci Biobehav Rev 2005; 29: 2: 237—258.

20.Van der Bergh B., Marcoen A. High antenatal maternal anxiety is related to ADHD symptoms, externalizing problems, and anxiety in 8- and 9-year-olds. Child Dev 2004; 75: 4: 1085—1097.

64

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 7, 2007

Соседние файлы в папке 2007