Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
20
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
59.86 Кб
Скачать

РЕФЕРАТЫ

СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ВСЕМИРНОЙ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ (ВПА)

И ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ВОЗ) О РОЛИ ПСИХИАТРОВ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ КАТАСТРОФ

(THE WPA — WHO JOINT STATEMENT ON THE ROLE OF PSYCHIATRISTS IN DISASTERS RESPONSE)

J.E. MEZZICH, B. SARACENO

WRLD PSYCHIAT 2007; 6: 1: 1—2 (ÀÍÃË.)

В журнале, который является органом ВПА, представлена статья президента ВПА J. Mezzich и руководителя психиатрического отдела ВОЗ B. Saraceno, в которой они привлекают внимание к повышению частоты природных, техногенных и обусловленных поведением человека тяжелых стрессовых ситуаций, приводящих к гибели людей и возникновению соматических и психических нарушений. Авторы считают, что во всех этих случаях огромная роль в организации помощи пострадавшим принадлежит психиатрам. Излагаемые в статье положения содержатся в документе, который обсуждался на Региональной конференции ВПА, состоявшейся 30 ноября 2006 г. в г. Лима (Перу). В нем в первую очередь речь идет о роли психиатров в острой фазе катастроф (in the acute phase of a disaster). Выделены следующие приоритетные направления их деятельности: 1) совместная работа со всеми службами, работа которых направлена на создание условий для поддержания психического здоровья населения и психосоциальную поддержку с максимальным участием местных организаций; 2) создание условий для оказания психиатрической помощи пострадавшим с острыми и тяжелыми психическими расстройствами на месте (in the community); 3) обеспечение профилактической и лечебной помощи лицам, входящим в группы риска по возникновению или развитию более тяжелых психических и неврологических нарушений (имеются в виду, в частности, пациенты лечебных учреждений); 4) обеспечение психиатрической стороны помощи социальным службам, деятельность которых направлена на защиту беженцев и создание необходимых бытовых условий для их временного проживания в специальных лагерях, предотвращение разделения семей, особенно детей и родителей, создание безопасности для женщин, которым может угрожать насилие, повышение активности пострадавших путем вклю- чения их в общую созидательную работу по организации жизни после катастрофы. Последнему придают очень большое внимание, поскольку часто возникающая после стресса пассивность чревата развитием психических расстройств.

Швейцария, WPA Secretariat, Geneva

ЛЕЧЕНИЕ ДЕПРЕССИИ В 2000 ГОДАХ: ОБЗОР ДОСТИЖЕНИЙ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 10 ЛЕТ И БУДУЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

(DRUG TREATMENT OF DEPRESSION IN THE 2000S:

AN OVERVIEW OF ACHIEVEMENTS IN THE LAST 10 YEARS AND FUTURE POSSIBILITIES)

TH.C. BAGHHAI, H.-P. VOLZ, H.-J. MÖLLER

WRLD J PSYCHIAT 2006; 7: 4: 198—222 (ÀÍÃË.)

Статья представляет собой обзор литературы, касающейся антидепрессантов, особенно новейших (дулоксетин, эсциталопрам, бупропион). Отмечено, что особой селективностью обладает эсциталопрам, который оказался более эффективным по сравнению с другими селективными ингибиторами обратного захвата серотонина (СИОЗС), например циталопрама. Есть основания также говорить о высокой эффективности антидепрессантов с двойным действием (влияющих на серотонинергическую и норадренергическую систему) — дулоксетина и венлафаксина. Они отличаются тем, что действуют не только на психопатологические, но и соматические проявления депрессии. На такие средства положительно реагируют 70% больных, но есть основания полагать, что не все их возможности еще раскрыты и существуют какие-то латентные свойства. Считают, что из арсенала существующих препаратов нельзя исключать и ингибиторы МАО, хотя они неселективны. Важно, что они не требуют какой-либо коррекции диеты и их можно применять в относительно низких дозах. При этом нужно учитывать, что на рынке появились первые антидепрессанты этой группы, которые могут применяться трансдермально. Из препаратов с принципиально новым механизмом действия выделяют агомелатин — агонист мелатонина и соедине-

ния, обладающие модулирующей функцией антагонистов рецепторов глюкокортикоидной системы, ингибирующих синтез стероидов. Однако данных об их применении пока нет. Нет и соответствующих сведений об их применении в сочетании с другими препаратами. Что касается комбинированной терапии вообще, то ее возможности еще не исчерпаны. Речь идет не только о комбинации антидепрессантов разных групп, но и о включении в разные комбинации стабилизаторов настроения, а также атипичных антипсихотиков, особенно при фармакорезистентных депрессиях. При последних не исключают применения и электросудорожной терапии.

Библиогр.: 216 назв. Германия, Ludwig Maximilians University, Munich

АНАЛИЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ: ИНГИБИТОРЫ ОБРАТНОГО ЗАХВАТА СЕРОТОНИНА ПРИ ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ДЕПРЕССИИ

(CONTROVERSY REVISTED: SEROTONIN REUPTAKE INHIBITORS IN PAEDIATRIC DEPRESSION)

C. ANDRADE, S.O. BHAKTA, N.M. SINGH

WRLD J BIOL PSYCHIAT 2006; 7: 4: 251—260 (ÀÍÃË.)

Одной из наиболее противоречивых областей современной клинической психиатрии является область фармакотерапии психиче- ских болезней в детском возрасте: от признания важности своевременного и адекватного применения соответствующих средств до полного неприятия и предпочтения психотерапии. После анализа соответствующей литературы по терапии детской депрессии авторы приходят к выводу, что существующие противоречия влияют даже на позиции официальных органов разных стран. Так, в США организация, принимающая решение о применении того или иного вещества, а именно — Food and Drug Administration, не рекомендует применять антидепрессанты в детстве, считая, что они увеличивают риск появления суицидальных мыслей и суицидального поведения. Но в Великобритании Институт усовершенствования клиниче- ской практики (NICE) считает, что пароксетин и некоторые другие антидепрессанты могут оказать существенную помощь при педиатрической депрессии, а психотерапия (психологическая терапия) должна использоваться как дополнительное (сопровождающее) лечение. Врачи должны следить за рекомендациями официальных инстанций (FDA, NICE и др.) и сообразно с этим принимать собственные решения в каждом индивидуальном случае.

Библиогр.: 39 назв. Индия, National Institute of Mental Health, Bangalore

КАКИЕ АНТИПСИХОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРЕДПОЧЛИ УПОТРЕБЛЯТЬ САМИ РАБОТНИКИ СЛУЖБ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

(WHICH ANTIPSYCHOTICS WOULD MENTAL HEALTH PROFESSIONALS TAKE THEMSELVES)

S. BLEAKLEY, O. OLOFINJANA, D. TAYLOR

PSYCHIAT BULL 2007; 31: 3: 94—96 (ÀÍÃË.)

Профессионалов в области психического здоровья просили представить себе, что им поставлен диагноз шизофрении и самим нужно выбрать один из антипсихотиков для лечения. Были опрошены 188 специалистов: 30 врачей, 95 медсестер, 28 фармацевтов и 35 консультантов и других работников, имеющих отношение к оказанию психиатрической помощи. На выбор им было предложено 8 препаратов в диапазоне от классических нейролептиков до средств самых последних поколений (оланзапин, кветиапин и т.п.). Наиболее часто выбирались рисперидон — 26,1% опрошенных, оланзапин — 26,1%, арипипразол —18,6%. Остальные средства (амисульпирид, клозапин, сульпирид, кветиапин) были выбраны меньшим числом опрошенных от 1,1% (амисульпирид) до 11,2% (кветиапин). Отказались бы от приема всех препаратов 5 опрошенных (2,7%).

Библиогр.: 7 назв. Великобритания, Maudsley Hospital, London

80

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 7, 2007

Соседние файлы в папке 2007