Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
по морскому праву-1.doc
Скачиваний:
80
Добавлен:
23.07.2017
Размер:
821.76 Кб
Скачать

18.4. Правовой статус территориальных вод (моря)

Территориальные воды (территориальное море) — это морской по­яс, примыкающий к сухопутной территории (основного сухопутного массива и островов) и внутренним (архипелажным) водам государст­ва. Правовой режим территориальных вод определяется тем, что они находятся под суверенитетом прибрежного государства.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зо­не 1958 г. и Конвенция 1982 г. определяют специфику правового стату­са территориального моря. Каждое прибрежное государство устанав­ливает правовой режим территориального моря по своему националь­ному праву, поскольку территориальное море входит в состав государственной территории, а его внешняя граница — это государст­венная граница прибрежного государства на море.

Основой для признания за прибрежным государством права на включение территориального моря в состав его государственной тер­ритории является очевидность интересов данного государства в отно­шении защиты своих владений от нападения со стороны моря, обес­печения населения за счет эксплуатации морских ресурсов прилежа­щих районов.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на по­верхность и недра территориального моря, воздушное пространство над ним. В территориальных водах действуют законы и правила при­брежного государства. Основное отличие режима территориальных вод от режима внутренних вод: право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Впервые ширина территориальных вод была установлена в праве отдельных государств в XVII в. В то время определение ширины связывалось с пределами видимости с берега или с дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 г. в официальной дипломатической переписке впервые была указана конкретная ширина территориальных вод- 3 морские мили.

В течение почти 200 лет вопрос максимальной ширины территориального моря не мог быть разрешен из-за разногласий между государствами. Конвенция 1982 г. предусматривает, что государства сами определяют ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль (ст. 3). Большинство государств имеет ширину территориальных вод в 12 морских миль (Индия, Россия, США, Франция, Япония и др.). Некоторые государства имеют ширину территориальных вод менее 12 морских миль: ФРГ — 3 морские мили, Норвегия — 4, Греция — 6. Приблизительно 20 государств установили ширину территориального моря свыше 12 миль (Ангола — 20, Сирия — 35). В 80-х гг. XX в. (до вступления в силу Конвенции 1982 г.) Бразилия, Перу, Коста-Рика, Панама, Сальвадор, Сомали приняли национальные законодательные акты, определившие ширину территориальных вод в 200 морских миль.

Исходные линии для отсчета ширины территориальных вод определяются:

1.От линии наибольшего отлива.

2.От условной линии внутренних вод.

3.От прямых исходных (базисных) линий, соединяющих наиболее выступающие в море точки морского побережья. Этот метод применяется, если береговая линия глубоко изрезана или вдоль нее расположена цепь островов. Прямые линии соединяются условными точками; эти линии не должны отклоняться от общего направления берега, внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.

Внешняя и боковые границы территориальных вод противолежащих и соседних государств устанавливаются на основе соглашения между ними. В качестве критерия для разграничения используется принцип срединных линий. Все точки срединной линии находятся на равном расстоянии от ближайших точек исходных линий, от которых «меряется ширина территориальных вод. Разграничение может осуществляться и другими способами. При отсутствии соглашения между государствами их суверенитет не может распространяться за срединную линию.

Специфика статуса территориального моря обусловлена его значением для международного судоходства. В этой связи в морском праве разработан институт права мирного прохода через территориальные воды (ст. 14 Женевской конвенции о территориальном море, ст. 17, 19 Инвенции 1982 г.).

Проход через территориальное море представляет собой плавание с целью пересечь это море, не заходя во внутренние воды (транзитный проход), либо с целью пройти во внутренние воды или выйти из ни(мирный проход). Право мирного прохода осуществляется без предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства. Подводные лодки проходят через территориальное море в нал водном состоянии.

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает в себя остановку и стоянку на якоре, если эти действия связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие чрезвычайных обстоятельств (непреодолимая сила, стихийное бедствие, необходимость оказания помощи терпящим бедствие). Мирный проход не должен нарушать мир, общественный порядок и безопасность прибрежного государ­ства.

Конвенция по морскому праву (ст. 19) устанавливает перечень дей­ствий, которые рассматриваются как нарушение мира, спокойствия и безопасности прибрежного государства:

1.   Угроза применения силы или ее применение против прибрежно­го государства.

2.   Любые маневры или учения с оружием.

3.   Сбор информации или пропаганда в ущерб обороноспособности и безопасности прибрежного государства.

4.   Подъем в воздух, посадка или принятие на борт судна летатель­ного аппарата или иного военного устройства.

5.   Погрузка или выгрузка товаров, валюты, любых лиц в наруше­ние правил прибрежного государства.

6.   Рыболовство, исследовательская, гидрографическая и иная дея­тельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу.

7.   Создание помех системам связи.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море. По соображе­ниям безопасности в отдельных районах территориального моря пра­во мирного прохода может быть приостановлено. Приостановление осуществляется без дискриминации в отношении флагов, только на определенный период и с заблаговременным официальным оповеще­нием об этом.

В свое время СССР сделал оговорку к ст. 23 Женевской конвенции о территориальном море 1958 г.: прибрежное государство вправе уста­навливать разрешительный порядок прохода иностранных военныхкораблей через территориальное море.

Иностранные суда при осуществлении мирного прохода обязан соблюдать правовой режим прибрежного государства. К судам, нарушившим установленные правила, могут применяться меры для пресечения нарушения или привлечения к ответственности. Применение мер  зависит от вида судна (военное или невоенное) и характера нару­шения. Прибрежное государство вправе предложить судну изменить курс, прервать проход, остановить судно и произвести на нем до­смотр.

Прибрежное государство имеет право преследовать и задержать иностранные суда за пределами территориальных вод, если эти суда нарушили правила пребывания в территориальных водах. Преследо­вание может продолжаться до захода судна-нарушителя в территори­альные воды своего или третьего государства. Если преследование на­чалось в территориальных водах, то оно может продолжаться и в от­крытом море, если ведется непрерывно (преследование по горячим следам).

Вопрос о юрисдикции прибрежного государства над иностранны­ми судами в территориальных водах решается в зависимости от того, какое судно осуществляет право мирного прохода — военное или тор­говое. Международное право устанавливает иммунитет военных и го­сударственных некоммерческих морских судов: юрисдикция при­брежного государства на них не распространяется.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зо­не 1958 г. предусматривает возможность делать оговорки по отноше­нию к праву мирного прохода. К Конвенции по морскому праву 1982 г. делать оговорки запрещено, но правила мирного прохода рег­ламентируются в ней подробно и детально.

Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежно­го государства, игнорирует обращенное к нему требование об их со­блюдении, прибрежное государство вправе потребовать покинуть тер­риториальные воды. За ущерб или убытки, причиненные военным ко­раблем прибрежному государству, государство флага военного судна несет ответственность.

В 1989 г. были приняты Единые правила толкования норм между­народного права, регулирующих мирный проход: в соответствии с Конвенцией 1982 г. в территориальных водах, где не установлены мар­шруты движения, суда пользуются правом мирного прохода. Эти до­говоренности были прияты по инициативе США.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства (ст. 19 Конвен­ции 1958 г., ст. 27 Конвенции 1982 г.) не должна осуществляться на борту иностранного гражданского судна, проходящего через террито­риальное море, для ареста какого-либо лица или производства рассле­дования в связи с любым преступлением, совершенным на борту этого судна. Исключения:

1.               Последствия преступления распространяются на территорию прибрежного государства.

2.       Преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море.

3.       Капитан судна, дипломатический агент, консул или другое должностное лицо государства флага обратились с просьбой о вмешательстве.

4.       Вмешательство необходимо для пресечения незаконной торговли наркотиками.

Прибрежное государство не должно останавливать проход ино­странного судна через территориальное море или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции. В отношении таких судов взыскание и арест по любому гражданскому делу могут осущест­вляться только по обязательствам или в силу ответственности, воз­никших во время прохода данного судна через территориальные воды прибрежного государства. Гражданская юрисдикция осуществляется в отношении иностранных судов, находящихся на стоянке в территори­альном море или проходящих через него после выхода из внутренних вод.

СССР сделал оговорку к ст. 20 Женевской конвенции 1958 г. об им­мунитете всех государственных судов в территориальном море: при­менение к ним гражданской юрисдикции прибрежного государства возможно только с согласия государства флага. Оговорка была осно­вана на доктрине абсолютного иммунитета государства. В настоящее время государственные суда в территориальном море не пользуются иммунитетом от гражданской юрисдикции прибрежного государства, если речь идет о частноправовых отношениях государства флага. Та­кой подход основан на господствующей в современном мире доктри­не функционального иммунитета государства.