Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Обязательства.docx
Скачиваний:
219
Добавлен:
23.07.2017
Размер:
438.31 Кб
Скачать

37.Понятие неустойки и юридическая природа неустойки.

1. Правовая природа неустойки. Неустойка является наиболее распространенным способом обеспечения обязательств, удобна для применения и предусматривается во всех договорах предпринима­телей. В ст. 330 ГК неустойка характеризуется как определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего ис­полнения обязательства.

Неустойка может быть установлена в твердой сумме (например, 100 руб. за невысылку извещения о произведенной отгрузке постав­ляемого товара), в процентах к сумме неисполненного обязательства (например, 1% с суммы просроченного платежа), а также иметь форму повышенной оплаты поставленного товара или оказываемой услуги (например, взыскание с грузополучателей повышенной платы за хра­нение несвоевременно вывезенных грузов). При этом неустойка может начисляться или однократно, или за каждый день нарушения договора. В последнем случае ее принято ограничивать определенным максиму­мом, обычно 8-10% общей суммы нарушенного обязательства.

Наряду с термином «неустойка» в ГК и других актах граждан­ского законодательства употребляются два других термина: штраф и пеня. Штраф и пеня — это разновидности неустойки, к которым полностью применимы все нормы о ней. Термин «штраф» обычно употребляется в тех случаях, когда речь идет о неустойке в виде процента или в твердой сумме, взыскиваемых однократно. Напро­тив, термин «пеня» принят в отношении неустойки, которая исчис­ляется в виде процента к сумме неисполненного обязательства и взыскивается за каждый день его нарушения или в течение опре­деленного периода времени.

Часто применение неустойки объясняется тем, что она способна обеспечивать исполнение широкого круга обязательств и практиче­ски очень удобна. Размер неустойки может дифференцироваться с учетом значения обеспечиваемого обязательства и величины воз­можных убытков от его неисполнения. Несложным является и поря­док истребования неустойки. В отличие от убытков, когда необхо­димо доказать размер понесенного ущерба и принятие мер для его уменьшения, для взыскания неустойки достаточно подтвердить факт наличия обязательства и его нарушение должником.

Правовое назначение неустойки как меры обеспечения и граж­данско-правовой ответственности оценивается в литературе по- разному. Одни авторы склонны считать ее ответственностью в фор­ме штрафа (наказания), стимулирующего исполнение, другие рас­сматривают неустойку как заранее оцененный убыток, взыскание которого облегчается. В действительности неустойка, и в этом ее правовые преимущества, сочетает в себя оба названные качества: если нарушение не влечет для кредитора убытки, неустойка выступает как штрафная мера, а при наличии убытков неустойка выполняет компенсационную функцию. В тех случаях, когда неустойка взы­скивается сверх причиненных убытков (см. об этом далее), она но­сит характер штрафной (стимулирующей) меры.

Неустойку, когда она имеет форму непрерывно текущей пени, следует отличать от внешне схожего с ней процента. Процент в большинстве экономических и юридических публикаций признается не ответственностью, а платой за пользование чужими денежными средствами. Однако ГК говорит о процентах при неплатеже в главе об ответственности (ст. 395), и высшие судебные инстанции при­знают в этих случаях процент формой ответственности, применяя к нему правила о неустойке, и только проценты в договорах займа и кредита считаются платой за пользование денежными средствами[270].

2. Виды неустойки. Неустойки как обеспечительная меры раз­нообразны, и их можно классифицировать по различным признакам. По основанию возникновения следует различать законную и дого­ворную неустойки.

Законная неустойка предусматривается нормами закона, ее размер может быть по соглашению сторон увеличен, но не уменьшен (п. 2 ст. 332 ГК). ГК не содержит норм о размерах законной неустойки; такая неустойка предусмотрена многими законами (транспортными кодексами и уставами, Законом о защите прав потребителей и др.), которые чаще именуют ее пеней (штрафом) и определяют ее размер или в твердой сумме, или в процентах от нарушенного обязательства. Возможно также установление неустойки в определенном соотноше­нии с МРОТ (в транспортных уставах и кодексах).

Применительно к особо значимым обязательствам размер закон­ной неустойки, взыскиваемой при их несоблюдении, может быть достаточно высоким. Так, за просрочку поставки материальных ценностей в государственный резерв поставщик уплачивает неус­тойку в размере 50% их стоимости (ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве»[271]).

Судебная коллегия по гражданским делам в одном из своих ре­шений 1999 г. со ссылкой на п. 2 ст. 3 ГК разъяснила, что по смыс­лу норм ГК законная неустойка может устанавливаться только фе­деральным законом и норма о неустойке, предусмотренная актом министерства, должна считаться недействительной[272]. Этот вывод основан на строгом толковании ст. 329 и 332 ГК, однако создает значительные правоприменительные трудности, поскольку в ряде постановлений Правительства РФ последних лет предусматривается неустойка при нарушении обязательств.

По-видимому, нет основа­ний лишать Президента РФ и Правительство РФ права вводить за­конную неустойку, и нормам ГК о законной неустойке следовало бы давать более широкое толкование, как это делалось применительно к ранее действовавшему аналогичному по редакции тексту ГК.

Договорная неустойка, в отличие от законной, свободно определя­ется сторонами в заключаемом ими договоре, причем они указывают ее размер и порядок исчисления. Обычно неустойка устанавливается в процентах от соответствующего обязательства. При наиболее типич­ном нарушении — просрочке исполнения — максимальный размер неустойки принято определять в пределах 10% суммы просроченного обязательства.

Другая классификация неустоек основывается на соотношении неустойки с убытками, требование о взыскании которых при нару­шении обязательства может быть заявлено кредитором одновремен­но с требованием о неустойке. По этому основанию ст. 394 ГК раз­личает четыре вида неустоек: зачетная, исключительная, штрафная и альтернативная.

Зачетная неустойка означает, что убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой. Это общее правило, поскольку иное не установлено законом и договором, и такое решение является разум­ным и справедливым, ибо причиненные убытки должны возмещать­ся, по возможности, полностью.

Исключительная неустойка соответствует своему наименова­нию, и в этом случае взыскание убытков исключается. Такая неус­тойка упрощает расчеты между участниками обязательства и может устанавливаться законами, например транспортными уставами и кодексами, а также договором.

При штрафной неустойке, напротив, взыскание убытков допус­кается, причем они могут взыскиваться в полной сумме сверх неус­тойки. Такая неустойка предусматривается при особо серьезных нарушениях обязательств.

Наконец, альтернативная неустойка дает кредитору право выбо­ра: он может требовать либо неустойку, либо возмещения убытков, однако в этом втором случае убытки должны быть доказаны. В зако­нодательстве и договорах такая неустойка используется крайне редко.

В литературе высказывается мнение о том, что штрафная неус­тойка является в современных условиях аномальным явлением и от нее следует отказаться[273]. Однако многие федеральные законы по­следних лет, и прежде всего Закон о защите прав потребителей (ст. 13), предусматривают штрафную неустойку, и ее применение при серьезных нарушениях представляется разумным, ибо стимули­рует надлежащее исполнение обязательств.

3. Взыскание неустойки. Неустойка является одним из видов гражданско-правовой ответственности и подчинена общим прави­лам о применении такой ответственности.

Это прежде всего означает, что неустойку можно требовать только при нарушении должником возложенного на него обязательства, за которое должник отвечает. Однако требовать неустойку можно неза­висимо от того, повлекло ли такое нарушение имущественные потери кредитора, причем вина должника предполагается. Должник, в свою очередь, вправе доказывать, что он не отвечает за допущенное нару­шение и, следовательно, не обязан платить неустойку.

Должник может также ссылаться на наличие вины кредитора (ст. 404 ГК), требующего уплаты неустойки, и по этому основанию просить суд об уменьшении его ответственности (подробно см. § 5 гл. 26 Учебника). Кроме того, размер взыскиваемой неустойки в соответствии со ст. 333 ГК может быть уменьшен судом, если неус­тойка, как сказано в законе, явно несоразмерна последствиям нару­шения обязательства.

В информационном письме Президиума ВАС РФ от 14 июля 1997 г. № 17 содержатся выводы по применению ст. 333 ГК[274]. Приме­нить ее арбитражный суд вправе независимо от того, заявлялось ли ходатайство об этом ответчиком. Основанием для снижения размера неустойки может быть только явная ее несоразмерность последствиям нарушения обязательства. Увеличение по соглашению сторон размера законной неустойки само по себе не может быть основанием для уменьшения суммы неустойки в соответствии со ст. 333 ГК.

В отношении взыскания неустойки действует общий 3-летний срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК. Однако если неустойка взыскивается в рамках договора, для которого законом установлен сокращенный срок давности, надлежит руководствоваться такими сокращенными сроками. Например, по требованиям, выте­кающим из договора перевозки груза, срок исковой давности со­ставляет один год (п. 3 ст. 797 ГК), который действует и в отноше­нии неустойки.

На практике возникает вопрос о применении исковой давности в тех случаях, когда неустойка определена в договоре как непрерывно текущая каждодневная пеня без указания ее максимальной суммы. В этих ситуациях надо исходить из того, что начисление непрерыв­но текущей пени прекращается с истечением срока давности по ос­новному обязательству, что в силу акцессорности неустойки влечет прекращение самого обязательства об уплате неустойки. Возможно также обращение к правилу ст. 333 ГК о снижении непрерывно те­кущей пени в силу ее чрезмерности.