Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Sokolova_Trast.docx
Скачиваний:
108
Добавлен:
23.07.2017
Размер:
158.53 Кб
Скачать

Глава III. Завещательные трасты в континентальной европе. Соотношение доверительной собственности и ограничительных норм законодательства о наследовании

3.1. Соотношение завещания и траста в английском праве

В настоящей главе будут затронуты некоторые вопросы, связанные с завещательными трастами в странах общего права, представляющими собой обособленную юридическую конструкцию. Завещательные трасты учреждаются с целью распоряжения имуществом завещателя на случай его смерти таким образом, чтобы оптимально защитить интересы всех лиц, назначаемых бенефициарами, и вместе с тем избежать применения ограничительных норм наследственного законодательства.

Указанные цели учреждения завещательных трастов являются наиболее общими, поскольку траст как исключительно гибкий правовой институт позволяет создать множество различных конструкций, в рамках которых объем прав бенефициаров и момент их возникновения могут варьироваться в зависимости от поставленных завещателем задач. Именно в силу такой гибкости не представляется возможным описать все виды завещательных трастов, к которым прибегают в системе общего права. Однако автор считает необходимым охарактеризовать некоторые основные схемы завещательных трастов. Это позволит дать наглядное представление об использовании трастовой схемы в наследственном праве и продемонстрировать, каким образом трасты позволяют обойти ограничительные нормы законодательства, регулирующего наследственные правоотношения.

Прежде всего следует отметить, что законодательство в сфере наследственных правоотношений в странах общего права отличается большим либерализмом по сравнению с наследственным законодательством стран континентальной Европы. Вплоть до 30-х гг. XX в. правовой системе Англии были неизвестны так называемые ограничительные нормы в сфере наследственного права, т.е. нормы, ограничивающие свободу завещателя по распоряжению принадлежащим ему имуществом в пользу определенного круга лиц, относящихся к числу его ближайших родственников. Лишь с вступлением в силу Закона "О наследовании (обеспечении семьи)" 1938 г. и более позднего Закона "О наследовании (обеспечении семьи и иждивенцев)" 1975 г. в английском законодательстве был обозначен круг лиц, имеющих право на обязательную долю в наследственном имуществе.

Однако поскольку в английской правовой системе существует институт доверительной собственности, то он дает возможность распорядиться имуществом на случай смерти таким образом, чтобы передать его тем лицам, которым сам завещатель сочтет нужным. Причем с этой целью используются конструкции как завещательного траста (testamentary trust), так и прижизненного траста (trust inter vivos). В последнем случае учредитель траста может предусмотреть получение доходов от использования трастового имущества для себя на протяжении всей жизни и определить правовую судьбу имущества на случай своей смерти, назначив бенефициаров. Даже если учредитель траста назначает себя бенефициаром до момента собственной смерти, имущество, переданное в траст, не может учитываться в составе наследственной массы наследодателя. Права на такое имущество после смерти наследодателя переходят к третьим лицам в соответствии с условиями акта об учреждении траста или - в случае дискреционного траста - по усмотрению самих доверительных собственников.

Траст позволяет наследодателю не передавать бенефициарам всю полноту прав на наследственное имущество. Разделение прав на legal и equitable title дает возможность наследодателю не допустить использования и распоряжения наследственным имуществом каким-либо образом, неугодным наследодателю. По своей правовой сути траст в данном случае схож с институтом фидеикомиссарной субституции (substitution fideicommissaire), известной, например, праву Швейцарии. Под фидеикомиссарной субституцией в континентальном праве подразумевается такое распоряжение наследодателем своим имуществом, при котором назначается не только наследник, но и те лица, к которым наследственное имущество должно перейти после смерти непосредственного наследника. Такое завещательное распоряжение существенно ограничивает для непосредственных наследников возможности по распоряжению наследуемым имуществом.

Завещательный траст позволяет защитить интересы несовершеннолетних или ограниченно дееспособных бенефициаров, поскольку управление имущественной массой осуществляется профессиональным доверительным собственником. Доверительный собственник управляет и распоряжается имуществом в соответствии с условиями траста в интересах бенефициаров, которые не смогли бы сами эффективно распорядиться наследственным имуществом. В равной степени траст обеспечивает сохранность имущества в случае чрезмерной расточительности бенефициаров, поскольку расщепление собственности на трастовое имущество не дает возможности бенефициарам распоряжаться этим имуществом самостоятельно.

В то время как английское наследственное право предусматривает ряд формальных требований в отношении составления завещания (will), в том числе обязательную письменную форму и удостоверение завещания свидетелями, право справедливости признает трасты, условия которых не были включены в завещательные распоряжения. Это так называемые секретные трасты (secret trusts). Такая правовая конструкция позволяет наследодателю возложить на кого-либо из наследников (по завещанию или по закону) обязательство удерживать часть или все наследственное имущество в трасте в интересах третьего лица (или нескольких лиц). Как правило, конструкция секретного траста используется с целью вознаграждения лиц, о существовании которых наследодатель не хочет ставить в известность свое окружение.

Английскому наследственному праву известен также институт взаимных завещаний (mutual wills), когда два лица составляют взаимосвязанные завещательные распоряжения. До смерти одного из завещателей такие распоряжения могут быть отозваны; однако с момента смерти одного из завещателей возникает "подразумеваемый" траст, ограничивающий полномочия пережившего завещателя отозвать как сами распоряжения, так и распорядиться всем или частью имущества, охватываемого взаимным завещанием, вопреки сделанным завещательным распоряжениям.

Кроме того, следует отметить, что в принципе английскому наследственному праву неизвестен институт непосредственных наследников. Иными словами, права на наследственное имущество не переходят сразу к наследникам. Первоначально вся наследственная масса переходит в распоряжение личного представителя (personal representative) наследодателя, который вправе продать часть наследственного имущества и расплатиться с кредиторами наследодателя, а оставшуюся часть имущества передать в распоряжение наследников. На весь период осуществления расчетов с кредиторами за счет наследственной массы имущество находится у личного представителя в трасте, а потенциальные наследники выступают бенефициарами до момента вступления в права наследования оставшейся частью имущества.

Таким образом, наследственное право и право, регулирующее трасты, в странах общего права тесно взаимосвязаны. Трасты открывают широкие возможности по определению правовой судьбы имущества наследодателя на случай его смерти, а нормы наследственного права практически не ограничивают такие возможности. Английское право тем самым предоставляет выбор между различными вариантами передачи прав на наследственное имущество.