Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УПиП - РЕДАКЦИЯ 06.06.docx
Скачиваний:
329
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
709.23 Кб
Скачать

Лица без гражданства (апатриды)

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июня 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под лицом без гражданства понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. "Безгражданство" может возникнуть, к примеру, когда лицо вышло из гражданства одного государства и еще не приобрело гражданства другого. По Конституции РФ лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Уголовный закон (ч.ч. 1 и 3 ст. 12 УК РФ) различает две категории лиц без гражданства:

  • постоянно проживающие на территории РФ;

  • не проживающие постоянно на территории РФ.

К первой категории принято относить тех, которые проживают в РФ в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. Документом, подтверждающим право лица без гражданства на постоянное проживание в РФ и удостоверяющим его личность, служит вид на жительство.

С точки зрения уголовной юрисдикции РФ такие апатриды почти полностью приравниваются к гражданам РФ. Они подпадают под действие УК РФ по территориальному принципу (при совершении преступления в пределах государственной границы РФ) либо по принципу гражданства (при совершении преступления за пределами указанной границы).

Однако разница в уголовно-правовых статусах названных лиц и граждан РФ все же есть применительно к институту экстрадиции. Согласно ст. 13 УК РФ в случае совершения преступления за пределами Российской Федерации граждане РФ не подлежат выдаче (ч. 1), тогда как лица без гражданства могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания (ч. 2). Вторая категория рассматриваемых лиц включает апатридов, которые проживают в РФ в общей сложности менее 183 дней в календарном году. Документом, подтверждающим их право временно проживать в РФ до получения вида на жительство, является разрешение на временное проживание. Уголовно-правовой статус таких лиц и иностранных граждан идентичен. Поэтому в случае совершения преступления лицом без гражданства, постоянно не проживающим на территории РФ, ответственность наступает по УК РФ на основании территориального, реального или универсального принципа действия уголовного закона в пространстве.

Особую (смешанную) группу адресатов уголовного закона составляют лица с двойным гражданством (бипатриды), беженцы, вынужденные переселенцы, а также лица, получившие политическое убежище в РФ.

В плане уголовной юрисдикции РФ с учетом конкретной ситуации:

  • бипатриды приравниваются к гражданам РФ или иностранным гражданам;

  • беженцы - к иностранным гражданам либо лицам без гражданства, не проживающим постоянно в РФ;

  • вынужденные переселенцы - к гражданам РФ либо, как исключение, к иностранным гражданам или лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ;

  • лица, получившие политическое убежище в РФ, - к гражданам РФ.

Коллизии – конкуренция норм в уголовном законодательстве.

Конкуренция – взаимоотношение норм права, при котором одна из них более точно отражает содеянное (дает юридическую оценку содеянному).

Темпоральные коллизии — это коллизии между двумя или несколькими разновременно действующими нормами права. Иначе темпоральные коллизии можно назвать коллизией законов во времени, временными коллизиями.

Темпоральные коллизии. Возникновение их обусловленность объективными причинами: временной протяжен­ностью общественных отношений, регулируемых с по­мощью правовых предписаний.

Первая причина возникновения 'темпоральных колли­зий — протяженность во времени общественных отноше­ний, которые регулируются нормами права. В уголовном праве эта причина характерна прежде всего для для­щихся и продолжаемых преступлений, а также престу­плений с отдаленными преступными результатами.

Вторая причина — неизбежный временной разрыв между моментом совершения преступления и временем выяснения по нему юридического решения - приговора суда.

Третья причина — сменяемость законов.

Наряду с ними су­ществуют н субъективные причины, заключающиеся в основном в дефектах и недостатках правотворческой де­ятельности.

Коллизии уголовных законов разрешаются с помо­щью темпоральных коллизионных правил. В общей тео­рии права выделяют общий темпоральный коллизионный принцип и специальные темпоральные коллизион­ные правила, представляющие собой исключение или конкретизацию из общего принципа3.

Суть общего темпорального коллизионного принципа заключается в том, что последующий закон по тому же вопросу отменяет действие предыдущего.

Общность данного принципа состоит в том, что он применим ко всем отраслям законодательства и в прин­ципе ко всем случаям конфликта старого и нового за­конов. Данный принцип был известен еще древнерим­скому праву, широко используется в теории. Примене­ние его в процессе правоприменительной деятельности затрудняется тем обстоятельством, что данный принцип ни прямо, ни косвенно в законодательстве не закреплен.

В уголовном праве к числу норм, специализирующих­ся на разрешении данной разновидности коллизионных столкновений, относится ч. 1 ст. 9 УК РФ: «Преступ­ность и наказуемость деяния определяются законом,

действующим во время совершения этого деяния». Ци­тируемая норма в качестве коллизионной привязки, ре­гулирующей выбор между разновременно действующи­ми уголовными законами, использует время соверше­ния преступления. Другими словами, каков бы ни был временной разрыв между моментом совершения прес­тупления и моментом принятия юридического решения по нему, правоприменитель должен применять закон, действующий во время совершения преступления.

Вторая разновидность темпоральных коллизий уго­ловного закона возникает вследствие временной протя­женности самого преступления. По ее разрешению спе­циализируется вторая группа темпоральных коллизион­ных норм, также представляющих собой исключение из общего принципа.

Временная протяженность преступной деятельности может быть различной: от нескольких секунд до не­скольких десятилетий и может не совпадать с времен­ным действием уголовного закона, регулирующего этот вид преступления. Преступление может быть начато в период действия одного уголовного закона, а закончено во время действия второго, третьего и более.

В данном случае ч. 2 ст. 9 УК гласит: Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Третья причина разъясняется ст. 10: Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Пространственные коллизии

Пространственные коллизии заключаются в отноше­ниях между нормативно-правовыми предписаниями, действующими в разных пространственных (территори­альных) пределах.

Пространственные коллизии. Причиной возникнове­ния пространственных коллизий является прежде всего объективно существующая пространственная протяжен­ность регулируемых уголовным правом общественных отношений.

Объективной причиной возник­новения пространственных коллизий является:

а) пространственная протяженность общественных отношений (применительно к уголовному праву — про­странственная протяженность некоторых преступных деяний);

б) пространственная ограниченность действия уго­ловных законов пределами государственных границ.

Пространственные коллизии уголовно-правовых норм имеют исключительно объективные причины возникно­вения и существования.

Этим объясняется правовая природа пространствен­ных коллизионных предписаний. Задача законодателя теории уголовного права заключается не в устранении пространственных коллизий, а в создании системы эффективных коллизионных норм и коллизионных правил, с помощью которых можно было бы разрешить любые возникающие пространственные коллизии уголовно-пра­вовых норм.