Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УПиП - РЕДАКЦИЯ 06.06.docx
Скачиваний:
329
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
709.23 Кб
Скачать

34. Похищение человека. Отличие от незаконного лишения свободы.

Объект (непосредственный) – свобода, означает физическую свободу, свободу передвижения, т.е. возможность человека по своей воле принимать и реализовывать решения о своем местонахождении в пространстве.

Вместе с тем не содержат признаков преступления действия, внешне сходные с указанными, но являющиеся законными (совершенные в состоянии необходимой обороны, при задержании лица, совершившего преступление, в состоянии крайней необходимости и т.п.).

Право на свободу передвижения не связано с какими-либо изъятиями, поэтому указанный объект подвергается посягательству и при похищении малолетнего или невменяемого. В этих случаях специфика заключается в том, что, охраняя законные интересы таких лиц, право на выбор их места пребывания, а также решение о перемещении в пространстве реализовывают родители, опекуны, иные лица, на законном основании осуществляющие заботу о них.

Помимо основного объекта - личной свободы - данное посягательство предполагает наличие дополнительного и факультативных объектов: телесной и психической неприкосновенности личности, здоровья, а также жизни (ч. 3 ст. 126).

Похищение человека (ст. 126 УК) заключается в действиях по незаконному захвату и перемещению человека, совершается против воли (либо помимо воли) последнего. Следовательно, захват и перемещение в пространстве осуществляются такими способами, которые препятствуют свободному волеизъявлению потерпевшего, воздействуя на него путем насилия, угроз насилием, обмана, использования беспомощного состояния (неспособность в силу физического или психического состояния защитить себя, оказать активное сопротивление виновному, когда последний, сознает это обстоятельство. К иным лицам, находящимся в беспомощном состоянии, могут быть отнесены, в частности, тяжелобольные, престарелые, лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее) и т.д. Характерно, что даже при первоначальном использовании обмана (например, жертву заманивают в какое-либо место, сообщив ложные сведения о болезни кого-либо из его близких), затем применяется принуждение для удержания потерпевшего против его воли.

К действиям, входящим в объективную сторону похищения человека, относятся захват и перемещение его в пространстве. Насилие и угрозы используются для захвата потерпевшего (завладения им), обман позволяет виновным обойтись без захвата, он также используется для внешне «добровольного» перемещения. Иногда с помощью обмана виновные добиваются того, чтобы потерпевший приехал в иное место, а затем его принудительно удерживают там. Поскольку такое перемещение осуществляется последним не по своей воле, а под влиянием заблуждения, вызванного обманом, деяние должно квалифицироваться как похищение человека.

Наиболее характерное для похищения человека действие, которое помогает отграничить рассматриваемое преступление от смежных преступлений, — это перемещение потерпевшего в пространстве против или помимо его воли. !!! С начала такого перемещения преступление признается оконченным.!!!

Дальнейшее удержание похищенного осуществляется на стадии оконченного преступления, поэтому похищение человека следует отнести к длящимся преступлениям. Удержание потерпевшего после его принудительного перемещения в пространстве может быть разной продолжительности и охватывается признаками похищения человека. Вместе с тем возможна квалификация действий одного лица как незаконное лишение свободы, а другого — как похищение человека, если при отсутствии предварительного сговора на похищение человека первый из них осуществляет только удержание потерпевшего, которого перед этим захватил и переместил другой человек.

Имитация похищения по согласованию с «потерпевшим» с целью получения выкупа не образует состава данного преступления, но подпадает под признаки вымогательства. Не признается преступлением завладение ребенком его близкими родственниками, которые полагают, что действуют в его интересах, но вопреки воле других родных, с которыми проживает ребенок.

Цель дальнейшего удержания похищенного в неволе после его захвата и перемещения в пространстве напрямую не указана законодателем, но она вытекает из сути рассматриваемого преступления, направленного на завладение другим человеком. Состав похищения человека отсутствует при завладении потерпевшим и его перемещении не для удержания против воли, а с целью убийства.

ПЧ – материальный или формальный? – вопрос дискуссионный, т.к. преступление длящиеся. Больше к формальному составу, поскольку последствия лежат за пределами состава.

При отграничении похищения человека от незаконного лишения свободы необходимо учитывать, что при последнем отсутствует перемещение потерпевшего в пространстве.

Вызывает сложности отграничение похищения человека, сопряженного с требованиями к другим лицам, от захвата заложника. Разграничительные признаки этих преступлений таковы: разные объекты (свобода личности при похищении человека и общественная безопасность при захвате заложника); непубличность передачи требований при похищении человека; наличие при захвате заложника цели понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие (воздержаться от его совершения) как условия освобождения заложника. Кроме того, при похищении человека перемещение его в пространстве является обязательным, при захвате заложника этого может и не быть.

В ст. ст. 126 УК предусмотрено большое число квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков. Данные признаки дополнительно характеризуют объект преступления и потерпевшего, объективную сторону, субъект преступления, поэтому можно условно подразделить их на четыре группы по элементам состава преступления.

Первую группу составляют квалифицирующие признаки, характеризующие объект и потерпевшего. При совершении преступления в отношении двух или более лиц (п. «ж» ч. 2 ст. 126 УК) непосредственным объектом преступления выступает личная свобода двух или более лиц. Деяние характеризуется как одновременным похищением двух или более лиц либо совершением таких действий в разное время, но при наличии единого умысла, так и самостоятельными тождественными деяниями, не связанными между собой единым умыслом, если за них лицо еще не было осуждено.

Существенно повышается общественная опасность деяний, совершаемых в отношении менее защищенных категорий потерпевших, поэтому к признакам, квалифицирующим ст. 126, законодателем отнесены: совершение деяния в отношении несовершеннолетнего (п. «д» ч. 2 ст. 126, УК), в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. «е» ч. 2 ст. 126 УК). Указание на заведомость означает, что виновный достоверно знал о том, что потерпевший находится в беспомощном состоянии, либо что потерпевшая является беременной.

В качестве признаков, дополнительно характеризующих объективную сторону преступлений против свободы личности, можно отнести групповой способ совершения преступления, иной способ, а также применение оружия.

Особое внимание законодатель уделяет признакам, связанным с формой соучастия. Так, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору предусмотрено в качестве признака, квалифицирующего похищение человека и незаконное лишение свободы (п. «а» ч. 2 ст. 126 и п. «а» ч. 2 ст. 127 УК). Распространенность таких преступлений объясняется тем, что виновному в одиночку бывает сложно завладеть потерпевшим, осуществить его удержание, а при похищении человека еще и переместить в пространстве против его воли.

Для понимания анализируемого признака необходимо обратиться к ч. 2 ст. 35 УК, определяющей группу лиц по предварительному сговору путем указания на участие в преступлении лиц, заранее договорившихся о совместном его совершении. Для рассматриваемых преступлений это означает, что соисполнители похищения человека или незаконного лишения свободы достигли договоренности о совместном совершении преступления до начала выполнения объективной стороны, т.е. до захвата и перемещения или незаконного удержания потерпевшего против его воли, а затем совместно выполнили указанные действия полностью или частично. Однако в том случае, если наряду с соисполнителями имелись иные соучастники, содеянное этими лицами квалифицируется по п. «а» ч. 2 ст. 126 УК с указанием на ч. ч. 3, 4 или 5 ст. 33 УК, поскольку они выступили в качестве организатора, подстрекателя или пособника группового преступления.

Более опасными признаются деяния, совершенные организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК). Данный признак предусмотрен в качестве особо квалифицирующего при похищении человека, незаконном лишении свободы, торговле людьми, использовании рабского труда.

В числе признаков, квалифицирующих преступления против свободы, законодатель предусмотрел деяния, совершенные с насилием, с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (п. «в» ч. 2 ст. 126 УК)

При совершении преступления с применением насилия или угрозой его применения дополнительным объектом является здоровье человека, его телесная неприкосновенность, психологическое спокойствие. Такое насилие может заключаться в побоях, связывании и т.п. Угроза насилием представляет собой угрозу нанесения побоев или истязания, причинения вреда здоровью, она может включать в себя и угрозу убийством.

Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, представляет собой совершение действий, которые реально могли повлечь причинение смерти или вреда здоровью либо причинили легкий или средней тяжести вред здоровью. Такие последствия дополнительной квалификации по статьям УК, предусматривающим ответственность за причинение вреда здоровью, не требуют и охватываются п. «в» ч. 2 ст. 126 либо п. «в» ч. 2 ст. 127 УК. Умышленное причинение смерти человеку признаками преступлений, входящих в гл. 17 УК, не охватывается и представляет собой преступление более опасное — убийство.

Применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «г» ч. 2 ст. 126, п. «г» ч. 2 ст. 127 УК), означает использование в ходе совершения похищения человека либо незаконного лишения свободы огнестрельного, пневматического, холодного, метательного, газового оружия, предназначенных для поражения живой или иной цели, а также демонстрацию с целью угрозы его применения. Если лицо для совершения рассматриваемых преступлений незаконно приобрело, хранило, перевозило огнестрельное оружие, то содеянное квалифицируется по совокупности со ст. 222 УК.

Под предметами, используемыми в качестве оружия, понимаются любые предметы, с помощью которых можно нанести телесные повреждения, причинить вред здоровью либо смерть (строительные или сельскохозяйственные инструменты — лопата, топор; спортивный инвентарь — бейсбольная бита; бытовые предметы — кухонный нож, молоток; иные предметы — палка, металлический прут). Такие предметы используются для физического насилия или запугивания. При похищении человека такие действия не охватываются п. «г» ч. 2 ст. 126 УК, поэтому при их квалификации необходимо указание также и на п. «в» ч. 2 названной статьи.

К признакам, квалифицирующим отдельные преступления против свободы личности, относятся мотив и цель. Похищение человека из корытных побуждений (п. «з» ч. 2 ст. 126 УК) связано с намерением виновного получить незаконную материальную выгоду для себя или третьих лиц либо избавиться от материальных затрат (получить плату за похищение, устранить конкурента, кредитора). На практике распространено похищение человека с требованием у его близких выкупа за его освобождение. Эти требования содержат признаки вымогательства, поэтому такие деяния квалифицируются по совокупности преступлений (п. «з» ч. 2 ст. 126 и ст. 163 УК). Если виновный предъявляет к потерпевшему требования вернуть долг или полностью расплатиться за оказанную услугу, проведенную работу, проданную ему вещь, побуждения, которыми он руководствовался, не следует признавать корыстными.

Похищение человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, относятся к преступлениям с материальным составом и двумя формами вины (п. «в» ч. 3 ст. 126, ч. 3 ст. 127, п. «а» ч. 3 ст. 127.1, ч. 3 ст. 127.2, ч. 2 ст. 128 УК). Причинение смерти по неосторожности либо иные тяжкие последствия наступают в результате действий виновного (например, преступник запер потерпевшего в холодном сарае, где он умер от переохлаждения). К иным тяжким последствиям можно отнести самоубийство потерпевшего, причинение тяжкого вреда здоровью. Специальные виды освобождения от уголовной ответственности предусмотрены примечаниями к ст. ст. 126 и 127.1 УК. Согласно примечанию к ст. 126 УК лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Данное примечание направлено на то, чтобы стимулировать позитивное постпреступное поведение и способствовать освобождению потерпевших. Однако оно не должно распространяться на случаи освобождения похищенного после выполнения требований похитителей либо когда они не имели более возможности контролировать дальнейшее удержание потерпевшего. Следовательно, под добровольным освобождением похищенного понимается такое освобождение, которое не было обусловлено невозможностью удерживать похищенного либо выполнением другими лицами условий, явившихся целью похищения.

Если в содеянном есть признаки иного состава, виновный несет уголовную ответственность за это преступление.

Субъективная сторона всех преступлений характеризуется прямым умыслом.

Субъект всех преступлений с 14 лет