Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия: ответы к кандидатскому экзамену. Гуманитарные науки.doc
Скачиваний:
207
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
429.26 Кб
Скачать

29. Философско-методологические проблемы политической науки.

Политическая наука, называемая иногда политологией, представляет собой совокупность научных дисциплин, изучающих политику. Она взаимодействует с той частью политического знания, которая включает в себя также политическую мысль, повседневное знание политики и политической жизни и специализированное знание политиков-профессионалов. Политическая наука сформировалась позже этих частей политического знания - позже политической философии, повседневных знаний людей о политике и знаний политиков-профессионалов. В области философии политики были достигнуты огромные результаты такими философами, как Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, и другими учеными, которые начали заниматься философией политики еще до того, как возникла политическая наука. То же можно сказать о деятельности политиков, опиравшихся на практически-политическое или философское политическое знание и мнения людей о политике.

Политическая наука стала результатом формирования дисциплинарной структуры социальных наук XIX в., которая, согласно американскому исследователю И. Валлерстайну, возникла в связи с либеральным разделением государства, общества и экономики. Следствием этого явилось обособление политической науки, социологии и экономической науки. Политическая наука, в отличие от философии политики, обратилась к изучению таких вопросов, как политическая система, политический режим, политическая элита, политический класс, политическая стратегия и тактика. Философия политики не утратила своего значения и сосредоточивается на более общих проблемах: сущности власти, политической культуры, ценностей политики и пр. Вместе с тем она делает предметом своего осмысления политические теории, результаты и выводы политической науки, ее методологию, поднимая проблемы политической науки, носящие более конкретный характер, на довольно высокий уровень абстракции. Этим достигается большая универсальность и общезначимость знаний о политике. Абсолютной границы между политической наукой и философией политики не существует, и политологи - специалисты в области изучения политики часто сочетают оба уровня анализа или используют достижения философии политики в качестве методологии специально-научного политологического исследования. В политическую науку и ее философское осмысление входит формирование политических теорий, определяющих сущность политики, характера политических структур и политических институтов, политического поведения, демократии, международных отношений, социальной политики и управления, политической экономии - области знания, связанной также с экономическими процессами и экономической наукой. Теории политической науки играют роль теорий среднего уровня (в сравнении с более общим и универсальным уровнем, генерализованным уровнем теорий философии политики) и создают возможности интерпретации данных эмпирического уровня.

Среди приоритетных направлений политической науки, решаемых совместно с философией, отметим анализ политического порядка, политической модернизации и политических изменений в традиционных обществах, иногда объединяемых термином транзитологии, изучение революций и реформ, партий, политической стабильности и политических рисков, футурологии международных отношений и внутреннего политического развития.

Предметом активного философского обсуждений стало также соотношение политики и морали в политике и политической науке. Предполагается, что политик действует в координатах добра и зла, имея задачи соответствия не столько доброму началу, сколько способу эффективного и легитимного решения проблем, практически допускающего легитимное насилие.

Особенностью политической науки сегодня являются растущий эмпиризм, потеря универсальности, плюрализм политических теорий, широко отмечаемый в литературе.

Это отражает общие черты процесса переходности, который наблюдается сегодня в мире, смену глобальных тенденций (мегатрендов) - переход от модернизации к глобализации как процессу, уменьшающему роль государства, ослабляющему Вестфальскую политическую систему национальных государств, которая была основой мирового порядка три столетия. Глобализация усилила мировое неравенство, выдвинула страну-гегемона и создала однополярный мир. Появление такого нелегитимного (незаконного) политического актора («деятеля» истории), как терроризм, и способов преодоления терроризма, его концептуализации становится новой задачей философского осмысления политической науки.

  1. Философско-методологические проблемы экономической науки.

В экономической науке, безусловно, действуют стратегии двух исследовательских программ - натуралистической и антинатуралистической. Но вместе с тем обнаруживается повседневное значение экономических учений, адекватность их когнитивной ценности не в связи с особой изощренностью их теоретических построений, а в связи со способностью повлиять на реальный экономический процесс. Как говорил В. Леонтьев, «экономика - это обыденная наука». Социальная наука должна говорить о том, что она может сделать и чего не может на определенный момент. Так, состояние мотивов, целей и ценностей вполне может менять взгляд на объективные процессы.

Натуралистическая и антинатуралистическая культурцентристекая исследовательские программы доминируют в методологии обществознания. Попытки создания дисциплинарных программ, как правило, характеризуются тяготением к одной из названных. Попытки построить экономическую исследовательскую программу будут характерным креном в экономический материализм, либо структурно-функциональным поворотом (т.е. тягой к натурализму), либо обращением к индивидуальным, исторически изменчивым экономическим мотивам (т.е. к кудьтурцентристской ориентации).

Сложность применения методологических выводов к отдельным общественным наукам определена также тем, что, кроме общенаучных закономерностей и закономерностей, присущих системе обществознания, каждая из наук имеет свои собственные. Глобальные исследовательские программы обществознания находят в каждой из наук специфические трансформации, связанные с наличием собственных исследовательских программ в каждой из них, с их собственными предметами, целями и методами.

Например, знакомясь с историей политико-экономических учений XX столетия, определяющих развитие других экономических дисциплин, ни в коей мере не представляется возможным разделить их все на натуралистические и культурцентристские (что, кстати, не имело бы эвристической ценности). Главной проблемой политэкономической науки является вопрос об экономической роли государства. Политико-экономические концепции могут быть подразделены на те, в которых отрицается экономическая роль государства и предполагается неизменным стихийный характер капиталистической экономики, и те, которые считают необходимым государственное вмешательство в экономику. Первые концепции предполагают действие в экономической практике методов товарного хозяйства, вторые - методов централизованного управления экономикой. Неудачи того и другого подхода порождают до сих пор апологетику натурального хозяйства как естественной формы деятельности мелкого производителя. Натуралистический характер последней позиции очевиден.

Однако в основных противостоящих друг другу подходах - стихийной или регулируемой экономики - можно найти ориентации как на натурализм, так и на культурцентризм. Вполне очевидно, что концепция стихийной экономической деятельности создает больше предпосылок для обоснования естественного характера экономического процесса и применения к его анализу позитивистских подходов, а также математических моделей и методов. Можно отметить влияние Г Спенсера на В. Парето, предложившего идею экономического равновесия. Идея экономического равновесия была поддержана рядом других исследователей, обратившихся к анализу экономических циклов. Это создало возможности для математического моделирования в экономике (П. Самуэльсон, В. Леонтьев). «Традиционные», основанные на идее эволюции концепции экономики оставались долгое время популярными в Англии, где были сильны позитивистские традиции. Натуралистическая исследовательская программа в экономике приводила к повышенному вниманию к технике анализа. Возможность построения экономических теорий многие исследователи связывают со стихийным характером экономического процесса.

Наряду с этими концепциями среди теорий неуправляемой экономики получил распространение маржинализм, исходящий из субъективной теории ценностей и психологизма. Маржиналисты (Ф. Визер, Е. Бем-Беверк и др.) заменили трудовую теорию стоимости классической буржуазной политической экономии, с их точки зрения не отвечающую наиболее оптимальным режимам работы экономической системы, теорией предельной полезности и производительности, призванной рационализировать субъективные устремления торговых партнеров и любых других агентов экономических отношений. Они предполагали, что предприниматель стремится максимально увеличить свой доход, а покупатель - приобрести максимально полезную вещь. Эти мотивы агентов экономических отношений представлялись маржиналистам столь очевидными, что их выявление не требовало какого бы то ни было анализа. Поэтому в этих субъективистских концепциях метод понимания в сколько-нибудь разработанном виде не используется. Субъективистские установки маржинализма сочетаются с построением экономических теорий, введением статистического и другого математического аппарата в экономику. Ввиду абстрактного в своей сущности толкования интересов индивидов, как всегда, неизменных, маржиналисты остаются в рамках натуралистической исследовательской программы. Поскольку человеческий фактор всегда, так или иначе, учитывается обществознанием, к культурцентристским следует отнести те экономические концепции, которые исходят из исторически и психологически изменчивого характера участия субъекта в рассматриваемом процессе. В этом случае возникает необходимость понимания мотивов, выявления исторического контекста деятельности.

Однако названное условие отнесения концепций к культурцентристским является необходимым, но недостаточным. Так, в теориях, допускающих вмешательство государства в экономику, роль человека по самой сути названных концепций представлена в большей мере. Но и здесь встречаются натуралистические тенденции. Например, Дж. Кейнс ищет объяснение неравномерности экономического процесса в изменчивости психологических мотивов предпринимателя и покупателя. И все же при всей этой изменчивости он находит «основной психологический закон»: люди увеличивают свое потребление с ростом дохода, но не прямо пропорционально его росту. Поэтому спрос зависит не столько от платежеспособности, сколько от психологической склонности к потреблению и сбережению, соотношение которых является переменной величиной. Экономическая концепция Кейнса направлена на устранение этой переменчивости посредством мер государственно-монополистического регулирования (налоговой, инфляционной политики, субсидирования предпринимателей из госбюджета и др.). В ходе государственного вмешательства экономика претерпевает своего рода натурализацию посредством поддержания должных количественных соотношений постоянного набора факторов, влияющих на воспроизводство.

Наряду с этой натуралистической, хотя и искусственно сконструированной, экономической моделью в теориях государственно регулируемой капиталистической экономики имеются (и преобладают) культурцентристские подходы, берущие свое начало в исторической школе М. Вебера, В. Зомбарта, Г. Шмоллера. Эти немецкие социологи и экономисты составили наиболее откровенную оппозицию марксизму и классической политической экономии как источнику марксизма. Исторические условия Германии начала века отличали ее от других стран: буржуазное государство уже тогда вмешивалось в экономику, а рассмотрение истории как духа народа, воплощенного в государстве, придавало этому вмешательству оправдание. Концепции исторической школы в экономике получают все большее влияние по мере роста государственного регулирования экономики в других странах.