Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2012-1blischenko

.pdf
Скачиваний:
20
Добавлен:
16.03.2016
Размер:
7.02 Mб
Скачать

национальное право основных международно-правовых документов в сфере прав человека.

Обеспечение прав человека шло в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), в котором отмечено, что, согласно Всеобщей декларации прав человека идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами. Статья 2 Международного пакта гласит о том, «каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется… принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».

С начала третьего тысячелетия, когда постсоветские страны вышли из кризиса 1990-х гг., стали набирать процессы региональной интеграции. Среди всех интеграционных образований наиболее успешными стали ЕврАзЭС и Таможенный Союз. 18 ноября 2011 г. президенты Белоруссии, Казахстана и России подписали пакет документов о создании Единого экономического пространства (ЕЭП). Главы трех государств скрепили своими подписями Декларацию о евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийской экономической комиссии и Регламент работы Евразийской экономической комиссии. К 2015 г. государства планируют образовать Евразийский экономический союз. Этот проект может быть расширен вплоть до создания единого экономического пространства, включающего и Европейский Союз.

В соответствии с Концепцией ЕЭП целью его формирования является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государст- вами-участниками преобразований в экономике, совместных мер

321

по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Европейского Союза.

Вэтих условиях именно право призвано регулировать общественные отношения при осуществлении основных принципов функционирования ЕЭП: обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников. Поэтому и для евразийских государств, формирующих в современных условиях интеграционные объединения суверенных государств, правовые механизмы регулирования, в том числе обеспечение и защита прав человека на национальном уровне и в региональных образованиях, при сохранении триединства права прав человека, выходят на первый план.

Здесь возникает вопрос сочетания международного права, национального права и права регионального объединения, в частности, в сфере обеспечения и защиты прав человека.

Всоответствии с принципом pacta sunt servanda, закрепленным в ст. 26 Венской конвенции о международных договорах от 23 мая 1969 г. (ратифицирована РК в 1993 г.), и в ст. 20 Закона «О международных договорах Республики Казахстан», каждый действующий международный договор Республики подлежит обязательному и добросовестному выполнению. При этом надо особое внимание обратить на ст. 46 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., в которой четко сказано, что «государство не вправе ссылаться на то обстоятельство, что его согласие на обязательность для него договора было выражено в нарушение того или иного положения его внутреннего права, касающегося компетенции заключать договоры, как на основание недействительности его согласия, если только данное нарушение не было явным и не касалось нормы его внутреннего права особо важного значения».

Совершенно очевидно, что для государства таковыми нормами особо важного значения является Конституция. В Казахстане Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие

322

на всей территории Республики (п. 2 ст. 4 Конституции). В п. 3 ст. 4 зафиксировано положение о том, что международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

Нормы регионального права в указанных национальным законодательством случаях, а также в соответствии с договоренностями стран — участниц ЕЭП, подлежат ратификации. В национальной иерархии права, по нашему мнению, ратифицированные международные договоры, в том числе и заключенные в рамках регионального объединения, расположены после Конституции и конституционных законов, перед кодексами и законами, учитывая конституционное положение о том, что ратифицированные международные договоры имеют приоритет перед национальными законами.

В случае конфликта норм международного права, содержащихся в ратифицированных договорах, с Конституцией страны приоритетом обладает национальная Конституция.

С развитием интеграционных процессов возможность конфликта национального законодательства и регионального наднационального права не исключена, в том числе и в сфере прав человека. Поэтому вполне логично Конституционный Совет в своем Нормативном постановлении от 5 ноября 2009 г. отметил: «Решения международных организаций и их органов, участником которых является Республика Казахстан, могут приобретать юридические свойства ратифицированного Республикой международного договора, в случае непосредственного указания на обязательный характер для Казахстана данных решений в международном договоре, ратифицированном Республикой Казахстан.

Не могут быть признаны в качестве обязательных для Казахстана решения международных организаций и их органов, нарушающие положения п. 2 ст. 2 и п. 2 ст. 91 Конституции о том, что суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию, и о недопустимости изменения установленных Конституцией уни-

323

тарности и территориальной целостности государства, формы правления Республики.

«Не могут применяться непосредственно и, соответственно, иметь приоритет перед нормативными правовыми актами Республики Казахстан решения международных организаций и их органов, ущемляющие конституционные права и свободы человека и гражданина»1.

Как показывает опыт, связанный со становлением права Европейского Союза, при создании норм международного права или права региональных объединений необходим учет национальных особенностей. Так, после принятия Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), которая имела приоритет перед национальными законодательствами, определенные возражения против универсального применения принципа примата европейского права были выдвинуты Федеративной Республикой Германия. Речь шла о том, что судебные органы ФРГ сохраняют за собой право оценки возможности применения актов европейского права, если последние противоречат фундаментальным правам и свободам, закрепленным в Основном законе Германии.

Противоречие удалось снять путем признания Судом ЕС основных демократических прав и свобод, провозглашаемых как Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, так и национальными конституциями государств-членов. И это затем нашло свое закрепление в п. 2 и 3 ст. 6 Договора о ЕС:

«2. Союз в качестве общих принципов права Сообщества уважает основные права, как они гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г., и как они вытекают из общих для госу- дарств-членов конституционных традиций.

1 Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан «Об официальном толковании норм статьи 4 Конституции Республики Казахстан применительно к порядку исполнения решений международных организаций и их органов» № 6 от 5 ноября 2009 г. URL: http://www.constcouncil.kz.

324

3. Союз уважает национальную индивидуальность своих госу- дарств-членов».

Этот опыт является показательным и для стран — участниц ЕЭП, так как в связи с укреплением интеграционных процессов на пространстве СНГ возникают вопросы согласования международ- но-правового, регионального и внутригосударственного регулирования прав и свобод человека.

В Казахстане уважение к нормам международного права заложено в ст. 8 Конституции: «Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права…». Разъясняя данное положение, Конституционный Совет Республики Казахстан в Постановлении от 12 апреля 2001 г. отметил: «Норма ст. 8 Конституции Республики Казахстан об уважении Республикой принципов и норм международного права означает ее стремление учитывать их при создании внутригосударственного права…».

Этот же принцип уважения «национальной индивидуальности своих государств-членов», по нашему мнению, необходимо заложить и осуществлять его на практике как на уровне учредительных документов ЕЭП, так и в обязательных для стран — участниц ЕЭП общих нормативных правовых актах, решениях, принимаемых наднациональными органами и содержащих нормы права.

Таким образом, нарастающие процессы интеграции со всей очевидностью обнаруживают тенденции к поиску консенсуса между параллельно сосуществующими национальной, суверенной формой государственности и региональным, а также планетарным сообществом государств. При этом национальная государственность не нивелируется, не утрачивает своих особенностей, складывавшихся веками, она продолжает развиваться и дополняется многоаспектным межгосударственным взаимодействием, способствующим возрастанию коллективной взаимозависимости. Все содержание права, как международного, так и регионального и национального, должно быть направлено на совместное, взаимодополнимое обеспечение и защиту прав человека.

325

КВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТАХ

ВОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Жамаладен Ибрагимович Ибрагимов

кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела международного права

исравнительного правоведения Института законодательства

ул. Орынбор 8, Астана, Республика Казахстан, 010000

ВXXI в. мир находится в состоянии постоянной модернизации, гармонизации интересов государств и народов, беспрецедентного расширения информационного пространства и необходимости адаптации к постоянно меняющимся жизненным условиям. В подобной ситуации соблюдение права каждого человека на развитие является неотъемлемой икрайне важной составляющей стабильности.

С первых дней обретения независимости Республика Казахстан зарекомендовала себя в качестве ответственного участника важнейших универсальных международных договоров в области прав человека, как надежного партнера в международных отношениях. Казахстан высоко ценит значимость целей развития тысячелетия, которые направлены на реализацию человеческого потенциала и достижение прогресса в сфере прав человека.

Общеизвестно, количество международно-правовых актов, касающихся прав человека и гражданина, на сегодняшний день весьма значительно. Казахстан подписал и ратифицировал широкий круг различных международных документов, в которых закреплены универсальные стандарты прав и свобод человека, определенные правила поведения, признаваемые подавляющим большинством государств.

Глобализация коснулась всех сфер нашей жизни, она разрушила границы между обществами. При этом все большую значимость приобретают международные стандарты в области прав че-

326

ловека. Права человека на международном уровне определяют стандарты обращения государства с людьми и вырабатывают общий язык для осуждения несправедливости и притеснения.

Представляется, что термин «стандарты» более точно раскрывает содержание международно-правовых актов в области прав человека, задача которых «либо побудить, либо обязать государства предоставить соответствующим лицам и коллективным определенные права и свободы и обеспечить их осуществление с помощью тех средств, которыми располагают государства»1.

Международно-правовые стандарты являются результатом длительной работы большого количества государств по выработке согласованных позиций в области прав человека. Государства соглашаются соблюдать определенные универсальные ценности, обеспечивая уважение и защиту прав человека всеми доступными способами. Государства ответственны за выполнение своих обязательств в области прав и свобод человека перед своим населением и международным сообществом.

Следует согласиться с утверждением о том, что стандарты «конституируются в качестве нормативного минимума, определяющего уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме его превышения или конкретизации»2.

Большую роль в разработке международных стандартов в области прав человека играет Устав ООН, который оказал существенное влияние на процесс формирования универсальных ценностей человечества, а также основополагающие международные документы, касающиеся обеспечения и защиты прав человека. Образование ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу отношений в области защиты прав и свобод человека. В Декларации, подписанной 1 января 1942 г., провозглашается: «Полная победа над врагами необходима для защиты жизни, сво-

1Черниченко С.В. Развитие международных стандартов и процедур в области прав человека// Права человека в истории человечества и в совре-

менном мире. — М., 1989. — С. 218.

2Международное право: Учебник для вузов / Под ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунова. — М.,2003. — С. 397.

327

боды, независимости и … сохранения человеческих прав и справедливости»1.

Устав ООН, вступивший в силу 24 октября 1945 г., является первым в истории международных отношений многосторонним договором, заложившим основы для активного развития сотрудничества государств, в том числе, в области прав человека. Более того, Устав ООН возложил на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека без дискриминации по какому-либо основанию. Так, п. «с» ст. 55 Устава обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, этот основополагающий международный договор закрепил принцип уважения и соблюдения прав человека в современном мировом сообществе.

Соответствующие международные договоры в целом призваны предотвращать совершение таких преступлений, как апартеид, геноцид, расовая дискриминация, физические истязания и т.д.

Целый ряд международных конвенций направлен на защиту прав детей, женщин, трудовых прав, на установление и закрепление статуса беженцев, прав заключенных и т.д. События последнего десятилетия на Балканах, война в Чечне, вторжение американских сил в Афганистан (под видом борьбы с международным терроризмом) и другие военные конфликты показывают необходимость усовершенствования норм международного гуманитарного права, недопущения вмешательства «сильных» держав во внутренние дела «слабых» государств.

С другой стороны, с биологической точки зрения, человек на разных континентах — человек, а значит существо биосоциальное, рожденное для жизни в обществе и рано или поздно возникнут ситуации, когда потребуется восстановление ущемленных прав или защита от разного вида произвола. Международно-правовые акты как система юридических норм, регулирующих помимо межгосударственных отношений, права и свободы граждан этих госу-

1 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны.

— М., 1946. — Т. 1. — С. 297.

328

дарств, как раз призваны это обеспечить. Действие таких договоров распространяется как на Великобританию, так и на Венесуэлу, на все государства, присоединившиеся к международным договорам в установленном порядке. Результатом этих действий является правовая защищенность личности, подлинный интерес к проблемам человека в разных сферах взаимоотношений государства и человека независимо от местонахождения последнего.

Права человека во все времена находились в центре внимания человечества. Вместе с тем, в различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до начала XXI в., права человека регулировались исключительно внутригосударственным правом. Государства — участники международных отношений исходили из того, что эти вопросы относятся к их внутренней юрисдикции. Общепринятым аксиомой было рассматривать взаимоотношения между государством и его гражданином как внутреннее дело каждого государства.

Исключением являлось применение силы в «гуманных» целях вплоть до развязывания войны в одностороннем порядке для защиты жизни и имущества своих граждан, находившихся на территории другого государства. Право на «гуманитарную» интервенцию основывалось на предпосылке, что каждое государство имеет международные обязательства гарантировать основные права и свободы, где бы они ни нарушались.

Свое теоретическое обоснование политика вмешательства во внутренние дела других государств под предлогом «защиты» и «обеспечения» таких прав, как право на жизнь, на свободу совести и вероисповедания, получила в трудах юристов — представителей науки международного права того времени, которые широко восприняли естественно-правовую концепцию прав человека (Гуго Гроций, Ф. Мартенес и др.). Лишь отдельные ученые, как, например, профессор А. Гефтер, утверждали, что если государство попирает права и свободы своих граждан, «то надо прекратить с ним всякие отношения», но не вмешиваться силойоружия веговнутренние дела1.

1 Гефтер А. Европейское международное право. — СПб., 1880. — С. 199.

329

Общепризнанно, что права и свободы человека и гражданина перестали быть исключительно внутренним делом государства, о чем неоднократно говорили на заседаниях Совета Безопасности ООН политики разного уровня, правозащитники, в том числе Президент Республики Казахстан.

Понятие международно-правовых стандартов в области прав человека связано с категорией общепризнанных принципов и норм международного права. Однако существуют определенные сложности применения общепризнанных принципов и норм международного права, так как они не закреплены в каком-либо едином международно-правовом акте. Кроме того, формулировки некоторых положений, связанных с правами человека, в различных международных актах отличаются. В этой связи важное значение имеет имплементация общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе в области прав человека, в национальное законодательство. Международные стандарты в области прав человека, являющиеся определенными правилами поведения, получают в национальном законодательстве свою конкретизацию.

Важной чертой в характеристике международных стандартов в области прав человека является возможность их разделения на стандарты, закрепляющие гарантии защиты общепризнанных прав человека. Международные стандарты в сфере защиты прав человека должны находить свое закрепление в национальном законодательстве. Так, в Основном законе государства — Конституции Республики Казахстан от 1995 г. законодательно установлено, что: «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона»1.

Таким образом, государство создало исходную правовую базу, «основу основ» для применения норм международного права, необходимость которых обусловлена не только необходимостью получения финансовых займов от Международного валютного фонда, но и внутригосударственными юридическими, а главное внутрисоциальными факторами.

1 Конституция Республики Казахстан. — Астана: Елорда, 2008.

330