Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Экономики.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
15.03.2016
Размер:
678.7 Кб
Скачать

Глава 4 экономическое развитие киевской руси. Хозяйство русских земель в период феодальной раздробленности

  1. Первобытное хозяйство восточных славян и его разложение

Первоначально предки славян заселяли степи между Днепром и Одером. Затем часть славян двинулась на юг, на Балканы, и составила впоследствии группу южных славян (народы Болгарии и Югославии). Другая часть мигрировала на северо-запад и образовала группу запад­ных славян (поляки, чехи, словаки); третья переселилась на северо-восток и составила группу восточных славян (русские, украинцы, белорусы).

В те времена большую часть территории России зани­мали леса. Славяне, углубляясь в леса и болота из южных степей все дальше на север, продолжали заниматься земле­делием. Земледелие долго оставалось подсечно-огневым. Чтобы отвоевать у леса землю для посева, деревья подру­бали (подсекали), и они засыхали на корню. Затем их сжи­гали и золой удобряли почву. Отвоеванный таким обра­зом у леса участок засевали два-три года, пока удобренная земля давала хорошие урожаи, затем выжигали под поле новый участок леса. Главным орудием земледелия была соха. В условиях северных лесов с пнями и корнями дере­вьев плуг появиться не мог.

Приблизительно к VII в. н.э. происходит переход к переложной и двухпольной системам земледелия. При переложной системе пшеницу сеяли несколько лет подряд, до истощения почвы. Затем поле забрасывали и распахи­вали новое, а прежнее зарастало. Когда истощалось вто­рое, могли вернуться к первому. При двухпольной системе наличная пашня делилась на два поля, которые засеивались поочередно.

С развитием земледелия менялись и социальные отно­шения. Подсечное земледелие требовало коллективного труда и задержало распад родового строя. Родовая патри­архальная община, т.е. большая семья, состоявшая из род­ственников по мужской линии, вела общее хозяйство. Община составляла небольшой поселок из деревянных жилищ, окруженный тыном, т.е. частоколом из заострен­ных и вертикально вкопанных в землю бревен. Такие укреп­ленные поселки назывались городищами. При переходе к переложной и двухпольной системам, когда у леса были отвоеваны уже значительные площади под пашни, земле­делие перестало нуждаться в общинном труде, и родовая община перерастает в сельскую, аналогичную марке у фран­ков. У восточных славян сельская община именовалась вер­вью на юге и миром на севере. Теперь общее хозяйство рода делилось на частные хозяйства отдельных семей, семейных пар. В общинной собственности оставалась теперь лишь земля, но и она для пользования делилась между семьями. Все остальное имущество было в частной собственности. Там, где появилась частная собственность, неизбежно появ­ляются богатые и сильные люди. У славян, как и у других народов, феодализм формировался сложным путем выде­ления военной верхушки.

Распад родовых общин и переход к сельским, по выра­жению академика Б. А. Рыбакова, был восстанием детей против отцов. Когда члены рода требовали имущественного выделения из общего хозяйства рода, это было восстанием против тех, кто стоял во главе рода. В этой борьбе стремя­щиеся к самостоятельности члены рода становились часто изгоями, т.е. изгнанными из рода без имущества и права на покровительство рода. Они были вынуждены искать покровительства у вождя племени, в состав которого вхо­дил род, т.е. у князя.

Как и у других народов, при переходе к классовому обще­ству у славян того времени был строй военной демократии. Главным органом племени было народное собрание — вече. Оно выбирало военного вождя для ведения военных дей­ствий, защиты от врагов. У франков такой военный вождь назывался королем, а у славян — князем.

С развитием хозяйства и накоплением богатства появи­лась возможность захвата значительной военной добычи. Участились военные столкновения, в связи с чем повыси­лась значимость военной дружины, возглавляемой князем. Сначала состав этих дружин был временным — они состо­яли из отроков, т.е. молодых людей, не имевших своих семьи и хозяйства и выполнявших военную повинность. Некото­рые отроки, испытав сладость побед и воинской доблести, отказывались после окончания срока службы возвращаться в общины к крестьянскому труду. Самый известный герой былин Илья Муромец, почувствовав «силу богатырскую», лишь один день попахав на поле отца, отправился нани­маться к князю дружинником. Охотно принимали в дру­жину князья и изгоев. Так дружина все более приобретала постоянный характер: теперь она в основном состояла из военных-профессионалов, оторвавшихся от общин и кре­стьянской жизни. Эти люди и составили господствующую группу общества. Они были и самыми сильными, как воен­ные профессионалы, имеющие оружие и владеющие им, и самыми богатыми, потому что в их руки попадала воен­ная добыча.

  1. Формирование феодализма в Киевской Руси

Киевское государство (Киевская Русь) возникло в IX в. Именно в его рамках формировались основы феодализма. В XII в. государство распалось на мелкие феодальные кня­жества. Процесс формирования феодализма на Руси про­исходил почти так же, как в Королевстве франков. Князь, вставший во главе государства, первоначально был воен­ным вождем и подчинялся вечевому собранию. Но в ходе образования государства в противовес народу, объединен­ному в общины, все большую роль приобретает дружина князя. Теперь дружина поделилась на две части. На первом месте — старшая дружина из бояр, которые уже не про­сто воины. Это люди, выдвинувшиеся и разбогатевшие на службе у князя. Они имеют свои хозяйства, а иногда и целые дружины. Это приближенные князя, его друзья (ведь дружина — от слов друг, содружество). Князь с ними считается, советуется по всем вопросам. Вместе с дружи­ной, говорит древнерусская летопись, князь «думало строе земленем и о ратех, и о уставе земленем» (т.е. о государ­ственном устройстве, войне и государственных законах). Таким образом, старшая дружина — это государственный совет. Из состава старшей дружины назначаются и прави­тели отдельных районов, и послы в иные страны. Младшая дружина состоит из отроков, или детских. Младшие они теперь не по возрасту, а по положению. Это действительно только воины.

Первоначально князь с дружиной жили за счет дани с завоеванных земель. Объезжая их, князь собирал дань натурой — мехами, медом, воском. Это называлось полюдьем. К местам остановок князя с дружиной дань доставлялась верхушкой подчиненных племен. Со временем были уста­новлены нормы дани — «от дыма» или «от рала» (рало — пахотное орудие), т.е. с каждого хозяйства. Теперь князь с дружиной уже не сам собирал дань на местах, а отправлял туда своих представителей (из бояр), поручая им в управ­ление отдельные области и назначал «корм». «Полюдье» сменилось «кормлением»: назначенный на место боярин собирал дань, часть собранного оставлял на «корм», т.е. на содержание себе и своим людям, а остальное отправ­лял князю. Таким образом, сначала знатные люди не были крупными землевладельцами-феодалами, а существовали за счет военной добычи, дани, которая постепенно превра­щалась в государственный налог. Но со временем уже не столько сама дань, сколько земля с населением, платившим эту дань, стала представлять главную ценность для знатных людей. Вчерашние воины, мечтавшие о военной добыче и грабеже, становились землевладельцами. О том, как это происходило, из источников известно мало. Вероятно, как и у франков, князь раздавал земли боярам. С IX в. свиде­тельств о частном землевладении до нас не дошло. В X в. появились княжеские села: Берестово, принадлежавшее князю Владимиру, Ольжичи — княгине Ольге. Впрочем, выяснено, что это были не сельскохозяйственные села, а центры охотничьих и рыболовных угодий князя. В XI в. появились боярские села, но и они представляли собой рыболовно-охотничьи хозяйства, в которых труд на пашне играл вспомогательную роль.

До конца XI в. бояре получали землю без крестьян. Раз­дача земли с крестьянами началась позже. Так, крупными землевладельцами стали бояре дружинные, выдвинув­шиеся на военной службе, и бояре земские, местная знать, верхушка покоренных племен, на которую князь опирался на местах. Кроме светских землевладельцев, появились и церковные. В XII в. на Руси одних монастырей насчиты­валось более 50, а им тоже принадлежали свои села. Цер­ковное землевладение, возникшее также за счет княжеских пожалований, затем росло за счет вкладов «на помин души» (завещаний имущества церкви).

Однако земля без живущих на ней крестьян, кото­рые несут феодальные повинности, — еще не феодализм. Другая сторона формирования феодализма выража­ется в том, что свободные крестьяне попадают в фео­дальную зависимость. На Руси этот процесс был более сложным, чем в Королевстве франков. Во-первых, бояре сажали на землю своих холопов — рабов. Прежде холопы были заняты в домашнем хозяйстве господина, а теперь им выделяли участки земли, чтобы они жили за счет сво­его хозяйства и выполняли повинности для господина. Во-вторых, бояре закабаляли крестьян. Хозяйство крестья­нина, еще недавно выделенное из общего хозяйства рода, было ненадежным источником существования. Неурожай грозил голодной смертью. Гибель лошади означала разо­рение. Чтобы не умереть от голода и не дать погибнуть своей семье, крестьянин был вынужден идти к богатому человеку, боярину, брать у него «купу» (ссуду) и стано­виться закупом, т.е. долговым рабом. До возвращения купы он был обязан работать на своего кредитора. Холоп и закуп — это рабы, а не феодально-зависимые крестьяне. Именно они до конца XI в. работали в хозяйствах бояр. Следовательно, в хозяйствах бояр были не феодальные, а рабовладельческие отношения. Но из этого не следует, что можно говорить о рабовладельческом строе. Удельный вес этих рабовладельческих отношений в хозяйстве страны был незначителен. Подавляющая часть крестьян остава­лась свободной.

Из источников XII в. мы узнаем, что князья раздавали боярам земли с крестьянами. В положении крестьян почти ничего не менялось: они по-прежнему жили общинами, только дань, которую они платили князю, теперь должны были платить боярину. Но если дань князю как главе госу­дарства следует рассматривать как государственный налог,

то плата землевладельцу — это феодальная рента. Кре­стьяне платили феодалам пока только оброк. В отличие от холопов и закупов, обязанных выполнять барщину, кре­стьяне могли уйти от господина.

Прежде считалось, что крестьяне того времени называ­лись смердами. Теперь в исторической науке господствует представление, что смерды — лишь одна категория зависи­мого населения. Это крестьяне, которые вышли из общин и отдались власти князя (изгои), а также переселенные на земли князя представители побежденных народов. Князь выделял им землю, обеспечивал защиту, а за эту защиту и землю они были обязаны платить князю оброк и участво­вать в военных походах. Таким образом, смерды находились в феодальной зависимости, причем уже в XI в. не от бояр, а только от князя. Это самая первая группа феодально-за­висимых крестьян.

Техника земледелия в Киевской Руси сделала некото­рый шаг вперед. Появился плуг. В отличие от сохи, про­сто бороздившей землю, плуг переворачивал пласт земли. Кроме того, дополнительно к переложной и двухпольной системам появилось трехполье. Важным дополнением к земледелию были лесные промыслы: охота, рыболовство и бортничество (разведение диких пчел). Продукты этих промыслов, а не зерно, шли на уплату дани и вывозились на обмен в другие страны. Не случайно первыми выдели­лись не зерновые, а рыболовно-охотничьи хозяйства бояр и князя.

  1. Ремесло и торговля

Известно, что города в средневековой Европе возникли в результате отделения ремесла от земледелия. В Королев­стве франков, с которым принято сравнивать Киевскую Русь, городов еще не было, а в Киевской Руси — были. Правда, не каждый «град», упоминаемый в летописи, был центром ремесла и торговли: источники того времени назы­вали «градами» укрепленные поселения вообще. Важно другое: ремесло здесь было самостоятельной отраслью про­изводства, причем развивалось в городах. Один из визан­тийских писателей X в. даже утверждал, что по развитию ремесла первые места среди известных ему стран занимают Греция и Русь.