Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Раздат матер по филос для заочн КБЯ.doc
Скачиваний:
744
Добавлен:
29.02.2016
Размер:
553.98 Кб
Скачать

Занятие 9. Человек как предмет философского анализа

1. Проблема происхождения человека.

Одна из первых проблем, встающая перед философами и учеными при объяснении человека, – это загадка его происхождения. Ее также называют проблемой антропогенеза (от греческих слов антропос – человек и генезис – происхождение). Существует ряд концепий антропогенеза: креационистская, уфологическая, эволюционная, трудовая, игровая. Особняком стоит психоаналитическая теория З. Фрейда, в которой антропогенез разрывает естественную связь человека с природой и знаменует собой не начало прогресса, а начало деградации человечества.

Креационизм (от лат. сreatio – творение, создание) рассматривает человека как продукт божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Согласно библейскому сюжету человек отличается от животных тем, что он единственный обладает бессмертной душой и свободной волей, выступает носителем божественных знаний и заповедей, где одной из первейших является необходимость трудиться. Креационизм имеет сторонников в современной философии и науке. Его последователи дают религиозную интерпретацию феномена Большого Взрыва, а также указывают на то, что скачкообразный характер смены геологических эр скорее подтверждает библейскую историю об отдельных днях творения, чем научную версию последовательной эволюции жизни. Говоря об антропогенезе, современные креационисты отмечают, что собственно человек возникает лишь раз, на последней ступени лестницы живых существ. Известные находки его гоминидных предков могут характеризовать лишь биологическую эволюцию человеческого тела, тогда как своеобразие человека связано с душой. Разум, воля и нравственность человека возникают вопреки природе и могут быть объяснены лишь предположением об их божественном источнике.

Уфологические концепции антропогенеза (от англ., UFO – НЛО) связаны с попыткой объяснить возникновение человека участием внеземного разума. Ее сторонники пытаются найти следы влияния пришельцев–«палеоастронавтов» в памятниках и мифах древней культуры. Реальные успехи в освоении космоса, наряду с упорным стремлением увидеть в числе своих предков что-то более достойное, чем банальную обезьяну, сделали уфологическую тему очень популярной в массовом сознании и СМИ.

Эволюционная концепция. Ее основоположник Чарльз Дарвин попытался обосновать наличие общего животного предка у человека и обезьян. Однако ряд последующих разработчиков этой концепции в лице Гексли и Фохта сформулировали в 1863 году один из её парадоксов, назвав его «проблемой недостающего звена», то есть отсутствия морфологически переходной формы между нашими обезьяноподобными предками и современным человеком. И действительно, выдвигавшийся в XIX веке на роль нашего непосредственного предка европейский неандерталец имел резкие внешние отличия, к тому же, как выяснилось, был современником кроманьонцев (первых людей нашего физического типа). Кроме того, природная эволюция идет не однолинейно, а многовариантно, через конкуренцию близкородственных видов. Природа работает с запасом, никогда «не ставя на одну лошадь». А все люди относятся только к одному виду.

Сейчас эти трудности эволюционной теории в основном преодолены. Генетика показала, что геном человека и мыши различается на 30%, а геном ушедших 8 млн. лет назад в другую эволюционную линию шимпанзе отличается от нашего лишь на 1,5%. Современные палеонтологи выдвигают на роль переходного звена к человеку жившего 700 тысяч лет назад в Африке общего предка людей и неандертальцев. Неандертальцы стали тупиковой ветвью, хотя тоже использовали огонь и орудия труда, строили жилища. В итоге род Homo (людей) пришлось разделить на два вида – Homo sapiens neandertalis и Homo sapiens sapiens.

Почему же неандертальцы не выдержали конкуренции? Ведь их вид был физически сильнее и лучше приспособлен к холодному климату? Ответы на эти вопросы дала трудовая концепция антропогенеза. Ее основные идеи были изложены в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876, опубл. в 1896). Ф. Энгельс впервые указал на особую роль труда для формирования человека и общества. Возникновение первых гоминид («человечьих») относится к периоду 5–8 млн. лет назад. Биологически они уже отличались от остального животного мира рядом признаков, получивших в естествознании название «гоминидной триады». Это прямохождение, уникально устроенная кисть руки с противопоставленным остальным большим пальцем и увеличенный объем головного мозга. Закрепление и развитие этих признаков обуславливалось возникновением у предков человека особой формы адаптации – трудовой деятельности. Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических качеств, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу. Тем самым труд стал основной характеристикой человека.

Вопрос о том, почему наши гоминидные предки стали трудиться, до сих пор не имеет однозначного ответа. Ф. Энгельс полагал, что причиной этого стало глобальное изменение климата и похолодание, в результате чего гоминиды вынуждены были спуститься с деревьев и искать новые возможности выживания. В философских моделях мы можем найти несколько иных версий решения этого вопроса. Например, по мнению представителя «философской антропологии» А. Гелена, человек изначально был обречен на труд в силу своей природной слабости и неспециализированности. Если остальные животные приспособлены к определенной среде обитания, еде, хищникам, подтверждением чему служит наличие у них специальных органов или окраски, то человек от природы слишком плохо «оснащен». Он не слишком силен, не быстр, легко заметен, не покрыт шерстью. В отличие от детенышей животных, человеческий младенец абсолютно не способен к самостоятельному выживанию. Именно эти слабости и неспециализированность и обусловили, с точки зрения А. Гелена, необходимость труда как средства выживания человека.

Труд не только определил особую форму адаптации человека в природе, но и стал источником человеческой социальности и культуры. Развитие орудий труда, переход от присваивающей экономики к производящей были связаны, как показал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», с последовательным изменением кровнородственной семьи, переходом от первобытного стада к обществу. Доминирующими тенденциями здесь выступили укрепление экономического и социального статуса мужчины, переход от групповых к парным и моногамным формам супружества вместе с появлением возможностей хозяйственного обособления от коллектива. Отношения труда и собственности, тем самым, лежали в основании первых норм человеческой нравственности и первых моделей права. Труд может быть рассмотрен и как фактор, лежащий в основании человеческой культуры. Фактически передача от человека к человеку, от одного поколения к другому орудий труда стала первым опытом внебиологической трансляции знания и информации, т.е. первым вариантом культурной традиции. В системе современного философского и научного знания трудовая теория антропогенеза выступает как наиболее авторитетная.

Игровая концепция. Ее автором считается нидерландский мыслитель Йохан Хёйзинга, который в своей книге «Homo ludens» (Человек играющий, 1938) вывел всю культуру человечества из принципа игры. Игра при этом выступает как форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. Особая притягательность игры обуславливается тем, что в ней человек может реализовать свою свободу, позволить себе на время отвлечься от забот. Homo ludens, человек играющий, с этой позиции оказывается более предпочтителен, чем homo faber, человек умелый. Анализ известных древних форм культурного творчества позволил Й. Хейзинге сделать вывод, что они организуются и функционируют по правилам игры. Игрой-представлением являются религиозные культы с их условной символикой ритуальных масок и танцев. Из игры-состязания вырастает война с ее непременными парадами и единоборствами. Право, искусство, философия или наука, – все они в равной мере обязаны своим происхождением не труду, а игре. Подобно тому, как в индивидуальном развитии ребенок приобщается к миру взрослых через игру, а не труд, подобно этому, играя, и человечество вступило в свою историю. При этом взрослые (люди и культуры) занимаясь бизнесом, политикой, образованием и т. п., фактически продолжают те же детские игры, подчас забывая о том, что это игра.

Сделаем выводы. Очевидно, что многообразие философских и научных версий антропогенеза обуславливается как реальной неоднозначностью феномена человека, так и сложностью реконструкции далекого прошлого. Наиболее ранние периоды эволюции общества не сохранились в культурной памяти, подобно тому, как отдельный человек не имеет воспоминаний о первых годах жизни.