
Семеновкер 1 / стр 108,109
.docность» есть максимальная «естественность» в том смысле, что «сверхъестественные» существа наделены наивысшей бытийной мощностью (6, с. 53—54).
Обмен информацией между двумя мирами был весьма значительным в связи с тем, что в обоих обитало значительное число жителей. Так, только в ведийском пантеоне насчитывалось от 33 до 3339 дэвов — богов, а позднее они исчислялись миллионами (8, с. 177). Древний человек стремился установить с ними связь. В этом он мало отличался от современного религиозного человека. Во все времена и по всему миру люди обращаются с молитвами к богам с информацией о себе и своих просьбах. Боги менялись, но человек в своих обращениях к ним по сути дела оставался прежним. Информационное поле, по крайней мере, водном направлении люди—боги всегда было интенсивным.
Смысл «Ригведы» и ритуалов, связанных с ней, как раз и заключался в привлечении богов на сторону ариев, в приглашении их на жертвоприношение и затем в передаче им просьб о поддержке и даровании нужных жизненных благ (22, с. 427). В обратном направлении также поступало много. Кроме исполнения пожеланий сама «Ригведа» была даром богов. Согласно древнеиндийской ортодоксальной классификации веды открывают традицию шрути (буквально «слышание»), понимаемую как откровение, переданное богами посвященным мудрецам — риши (22, с. 458; 74, с. 47).
Важнейшим каналом передачи информации в потусторонний мир всегда считался ритуал, а также такие его формы, как колдовство, гадания и другие. Следует, однако, иметь в виду, что ритуал может иметь несакральные функции. Они сохраняются до настоящего времени (например, гражданская регистрация брака с проставлением штампа в паспорте) (56, с. 194). Более того, ритуальное поведение характерно и для животных. В мире животных оно также имеет коммуникативные функции: угрозы, ухаживания и прочие проявления, которые птицы и другие животные адресуют особям своего вида (4, с. 84). Таким образом, пере-
108
дача сакральной информации при помощи ритуала вполне естественна и является частью действий, направленных на поддержание жизни. При этом знаковые средства ритуала могут быть самыми разнообразными: язык, жесты, мимика, пантомима, танец, музыка, пение, цвет (56, с. 198).
Ритуал жертвоприношения являлся средством обмена информацией между миром богов и миром людей. В этом заключался смысл гимнов «Ригведы», которые были каналом передачи просьб племени богам. Гимны восхваляли богов, приглашали их на жертвоприношение, а затем следовали просьбы о даровании нужных жизненных благ (2, с. 427). Аналогично функционировали ритуалы у всех народов. В качестве примера можно привести фестиваль молимо у африканских пигмеев. Молимо проводится в случае какого-либо личного несчастья или в связи со смертью. При этом нужно иметь в виду, что пигмеи считают тропический лес — место своего обитания — всегда благожелательным к ним. Поэтому в случае болезни или плохой охоты нужно обратить внимание благожелательного лесного божества на возникшие трудности, нужно передать ему информацию о своих затруднениях. Поскольку божество благожелательно, то когда оно узнает о трудностях, все будет исправлено.
Для фестиваля молимо все взрослые мужчины собираются ночью и начинают петь песни молимо. Слова песни самые простые. Их задача — выразить верность и доверие к лесу. Могут повторяться такие фразы, как «лес добрый», «лес хороший» и т. д. В результате лес должен «проснуться» и увидеть беды своего народа. Молимо продолжается в течение месяца, и в течение этого времени охота обычно улучшается.
Аналогично проводятся молимо в случае болезни. Если в течение месяца состояние больного улучшается, значит внимание леса было с успехом привлечено. В случае смерти фестиваль молимо проводится с некоторыми изменениями, но также исходит из общей благожелательности окружающего мира. Одна из песен молимо по случаю смерти сравнивает смерть с темнотой, осмысливает и принимает ее в
109