Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
180-260 -ИОМК.doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
24.02.2016
Размер:
762.37 Кб
Скачать

Заметки о геополитическом подходе в области образования

Интерес к проблемам геополитики и методологии геополитического анализа, а также возможности ее применения к изучению историко-педагогических явлений возник у меня давно, когда эти проблемы только начали ставиться в общеполитическом плане. Сомнение же в том, что геополитика, при научной и корректной трактовке понятия, отнюдь не буржуазная «лженаука», связанная с идеями расизма, мальтузианства и экспансии, возникло намного раньше.

На новое понимание в начале 90-х гг. настраивали поиски современных методологических подходов к истории педагогики и образования (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов и др.). Первоначально, в 1992 г., показалось возможным применить геополитический подход на частном примере: «Пересмотр современных исторических концепций позволяет более взвешенно и объективно подойти к анализу педагогической системы Ильминского, учитывая историко-культурные, геополитические, этноконфессиональные, аксиологические факторы, оказывавшие воздействие на ее формирование и почти 50-летний период развития»1.

Важное продолжение эти методологические идеи нашли в специальном исследовании С.В. Грачева «Геополитический подход к истории образования нерусских народов Российской империи» (Саранск, 2001), которое носит, несомненно, инновационный характер. Оно обращается к скрытым механизмам национальной, как внутренней, так и внешней, политики в области образования и культуры, в конечном счете, обеспечивающим гармонизацию межгосударственных, межэтнических и межконфессиональных отношений. В этом смысле методология геополитического подхода к сфере образования, предложенная в исследовании, имеет эвристическое значение, поскольку может быть применена к анализу более широкого круга проблем истории педагогики и образования.

В свою очередь, расширенное использование геополитического подхода как категории истории педагогики и сравнительной педагогики ставит проблему более широкой трактовки задач и более обобщенного определения понятийно-категориального аппарата исследований такого рода. Этому и посвящены настоящие заметки.

С нашей точки зрения, геополитика в области образования это составная часть государственной политики, направленная на соблюдение и реализацию общенациональных интересов страны средствами образования и одновременно учитывающая в образовательной деятельности социо- и этнокультурные особенности как различных регионов страны, так и их социальные, экономические, культурные, языковые, этнические, конфессиональные и педагогические взаимовлияния и взаимосвязи с сопредельными государствами и/или близкородственными народами их населяющими.

Геополитический подход в сфере образования в этом контексте представляет собой методологию, теорию и практику реализации геополитических интересов государства средствами образования как во внутринациональном, так и в международном планах. Применительно к методологии образования он предполагает разработку концепции исследования и национальной доктрины образования, которые, формулируя программу развития образования как целостной федеральной системы, одновременно предлагают пути изучения и реализации идеи регионализации системы образования, построения ее национально-регионального компонента и международных педагогических связей и отношений. С учетом, во-первых, многонационального характера государства; во-вторых, истории, статуса, социокультурных, этнических, конфессиональных и др. особенностей, проживающих в стране национальностей; в-третьих, социальных, экономических, культурных, языковых, этнических, религиозных и других особенностей сопредельных с этими регионами государств и специфики исторически сложившихся двухсторонних международных отношений; в-четвертых, характера и особенностей взаимовлияния и взаимосвязи с близкородственными народами, населяющими, как правило, сопредельные, государства; в-пятых, сложившихся отношений с диаспорами и необходимости защиты их социокультурных и образовательных интересов; в-шестых, необходимости образования беженцев и оказания педагогического содействия диаспоре, живущей в других регионах страны.

Исторический и современный анализ различных аспектов поликультурного образования говорит об имплицитном и явном геополитическом подтексте образовательной политики разных стран, отражающем их стремления к экономическому и культурному взаимодействию и взаимопониманию народов, проникновении в их ментальность и отображении этого понимания в реальной внутренней культурно-образовательной политике.

Исторический анализ позволяет говорить о следующем. Поскольку в государственной политике России в отношении образования нерусских народов значительное место занимал не только общеполитический подход, направленный на упрочение целостности России и создание единой российской системы образования, но и имела место деятельность, ориентированная на изучение особенностей населяющих ее народов, национальных и конфессиональных групп, и в той или иной мере и степени учет (использование, нейтрализация, недооценка, преодоление) в образовательной практике, то, по существу, такая политика в сфере образования может быть с современных позиций квалифицирована как геополитически направленная, а образовательная практика в отношении нерусских народов России рассматриваться как геополитический подход к сфере просвещения и культуры.

В свете сказанного очевидно, что реальная образовательная политика государства российского могла быть осуществлена только при признании и осуществлении геополитического фактора в сфере образования, а ее неуспехи предопределялись просчетами в осмыслении и оценке действия тех или иных геополитических факторов.

Следует признать, что дискуссии и решения о переходе с кириллицы на латиницу, попытки в этой области, сделанные в 30-е гг. XX в. и решительный отказ от них, а также возникшая в самое последнее время на разных уровнях полемика о переходе письменности Республики Татария с кириллицы на латиницу свидетельствуют прежде всего о геополитической составляющей образовательных и лингводидактических внешнеполитических ориентаций, опасных с точки зрения целостности социокультурного и политического пространства России.

Идее геополитического подхода несомненно близки концепции «поликультурного образования», «международного образования», и «глобального образования», ориентированные на диалог культур и отказ от культурно-образовательной монополии и развитие кросс-культурной грамотности, на воспитание толерантности и солидарности, взаимодействие между людьми и странами с разными культурами и традициями, которые требуют освоения и реализации в современной практике2.

Таким образом, современная методология историко-педагогического анализа, базирующаяся на социокультурном и цивилизационном подходах может быть дополнена геополитическим подходом, который призван выявить более глубокие и специфические факторы российской образовательной политики в отношении просвещения нерусских народов России. Необходимо расширение такого рода исследований применительно к другим этнокультурным и этноконфессиональным регионам дореволюционной России, таким, как Кавказ, Украина, Польша, Прибалтика, Дальний Восток. Это важно, чтобы понять, какими социальными, политическими, культурологическими, религиозными и иными соображениями руководствовалось государство российское при разработке и проведении образовательной политики в отношении нерусских народов России, какие политико-образовательные и педагогические меры предпринимались для обеспечения геополитических интересов и стабильности в условиях роста национального самосознания и распространения национальных движений в России во второй половине ХIХ начале XX века.

На наш взгляд, геополитический подход должен быть актуализирован в истории педагогики постреволюционного периода для анализа советской национальной политики в области образования. Он может также применен для изучения международного опыта в политике, стратегии и тактике межэтнических отношений в истории образования многонациональных государств, как в прошлом (Индия, Африка и т.п.), так и на современном этапе, с точки зрения педагогических связей бывших метрополий и колоний, а также современных взаимоотношений между ними, в том числе и по отношению к образованию мигрантов.

Особенно серьезно должны быть проанализированы с позиций национальной безопасности геополитические последствия «международного образования», угрозы внедрения в теорию и практику образования концепций тоталитарного толка, чуждых российскому менталитету и отчуждающих от исторических традиций России.

Литература

  1. Осовский Е.Г. Роль Н.И. Ильминского в создании учебной литературы для нерусских народов Поволжья (2-я половина XIX - начало XX в.) // Проблемы мордовской учебной книги: история и современность: Материалы Республиканской научно-практической конференции. 22 декабря 1992 г. / Под ред. В.М.  Макушкина. Саранск, 1994. С.9 – 10.

  2. Теория и практика глобального образования. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994; Дроздова Г.Г. Идеи глобального образования и школы Чувашской республики. Чебоксары: МО ЧP, 1995.

Осовский Е.Г. Заметки о геополитическом подходе в области образования // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 18. Саранск: МГПИ, 2002. С. 3 – 6.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]