Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЧП.doc
Скачиваний:
577
Добавлен:
20.02.2016
Размер:
1.46 Mб
Скачать

2. Процессуальное положение субъектов международного частного права в суде

В России производство по делам с участием иностранных лиц осуществляется но правилам раздела V ГПК РФ, а про­изводство по делам, связанным с исполнением судебных ак­тов арбитражных судов, - по правилам раздела VII АПК РФ.

Иностранцы и апатриды в гражданских правоотноше­ниях приравнены к российским гражданам. Но при этом гражданская процессуальная правоспособность и дееспо­собность иностранных граждан и аполидов определяются их личным законом. Личным законом иностранца является право страны, гражданство которой он имеет. Если же он бипатрид и наряду с гражданством Российской Федерации обладает еще и каким-то другим гражданством, то по пра­вилам п. 2 ст. 399 ГПК РФ его личным законом считается российское право. А при наличии у него нескольких ино­странных гражданств его личным законом считается право страны, в которой он имеет место жительства. В тех случа­ях, когда иностранец, даже не имея российского граждан­ства, имеет место жительства в России, считается, что у него личный закон - российский. Личным же законом апат­рида (аполида) считается право страны, в которой он имеет место жительства.

Личным законом иностранной организации считается право страны, в которой она учреждена; при этом ее про­цессуальная правоспособность определяется на основе ее личного закона.

Иностранцы и иностранные организации, не являющиеся на основе личного закона процессуально дееспособным или правоспособным, могут быть на терри­тории Российской Федерации признаны таковыми, если они в соответствии с российским правом обладают про­цессуальной дееспособностью или правоспособностью (п. 5 ст. 399, п. 2 ст. 400 ГПК РФ).

Определенная группа иностранцев обладают иммуни­тетом от гражданской юрисдикции, который освобождает их от гражданской процессуальной обязанности или от гражданской ответственности. В основном такой иммуни­тет распространяется на ответчиков и свидетелей.

В зави­симости от степени распространения иммунитета все ино­странцы подразделяются на три группы:

а) дипломатические и консульские представители, члены правительственных делегаций;

б) члены семей названных иностранцев первой группы, сотрудники административно-технического персонала посольств и консульств, а также члены их семей;

в) прочие иностранцы: студенты, туристы, бизнесмены, транзитные пассажиры и т.п.

К иностранцам первой группы нельзя предъявлять в российских судах иски за исключением тех случаев, когда они за пределами официальных функций вступили в граж­данско-правовые отношения в связи со строительством, наследованием и т.п. Дипломаты могут, если пожелают, выступать в суде свидетелями, но их нельзя обязать яв­ляться в суд, а тем более - принудительно доставлять. Кон­сулы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний лишь в отношении того, что относится к их официальной деятельности.

Иностранцы второй группы обладают иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, при условии, что такой же режим предоставлен и российским гражданам. Таким образом, этой категории иностранцев иммунитет предоставляется на основе взаимности. Иммунитет не распространяется на иски о возмещении вреда, причиненного при дорожно-транспортных происшествиях, на иски из договоров по­купки для себя лично.

Иностранцы третьей и самой многочисленной группы иммунитетом от гражданской юрисдикции не наделены.

В основном процессуальное положение иностранных физических и юридических лиц покоится на общем прин­ципе «свободного доступа», то есть приравнивания этих субъектов международного частного права к собственным гражданам того государства, где и рассматриваются граж­данские споры с их участием. Но этот принцип имеет неко­торые исключения.

Положение иностранных физических и юридических лиц помимо национальных законодательств урегулировано рядом международных договоров. К ним, в частности, от­носится Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г., Гааг­ская конвенция о предоставлении судебных и внесудебных документов 1965 г, Гаагская конвенция о доказательствах 1970 г., Гаагская конвенция об облегчении международного доступа к судам 1980 г, и некоторые другие.