Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЧП.doc
Скачиваний:
577
Добавлен:
20.02.2016
Размер:
1.46 Mб
Скачать

2. Международно-правовое регулирование наследственных отношений

Перечень международных соглашений по вопросам наследова­ния открывает Конвенция о коллизии законов, касающихся формы за­вещательных распоряжений (совершена в Гааге 5 октября 1961 г. Россия не участвует), которая фактически рассматривает все возможные виды коллизи­онных привязок, регламентирующих форму завещания. В зависи­мости от сложившейся ситуации Конвенция предполагает воз­можность применения законодательства той страны, либо граж­данством которой лицо обладало к моменту составления завещания, либо где оно преимущественно проживало.

Конвен­ция 1961 г. допускает, что и законодательство той страны, где по­стоянно находилось недвижимое имущество, выступающее предме­том наследования, также может оказаться полезным при установ­лении компетентного правопорядка, хотя она предполагает и иные варианты выбора права. В частности, разрешается применение правопорядка той страны, с которой у лица имеется наиболее тес­ная связь. Предположим, некое лицо проживает не менее пяти лет на территории одного государства, но при этом остается гражда­нином другого государства. В подобных обстоятельствах Гаагская конвенция 1961 г. позволяет применять право другого государства. При этом указано, что индивид имеет право выбора предпочти­тельной правовой системы (ст. 3).

Вашингтонская конвенция о единообразном законе о форме меж­дународного завещания от 26 октября 1973 г. (СССР подписал Конвенцию 17.12.1974. Конвенция не ратифицирована).

Конвенция направлена на создание единообразных материально-правовых норм, устанав­ливающих форму завещания. Она содержит две группы требований для государств-участников:

во-первых, такое государство вносит в свое законодательство правила составления международного заве­щания;

во-вторых, договаривающиеся государства обязаны создать институт уполномоченных лиц, кото­рые будут действовать в отношении международного завещания. За пределами государства функциями таких лиц облечены кон­сульские и дипломатические представители.

Завещание является действительным с точки зрения формы, независимо, в частности, от места его составления, местонахождения имущества, гражданства, постоянного или временного местожительства и места проживания завещателя, если оно составлено в форме международного завещания в соответствии с положениями, изложенными в статьях 2 - 5 Закона.

Требования к завещанию (ст.3):

1. Завещание составляется в письменной форме.

2. Оно не обязательно должно быть написано самим завещателем.

3. Оно может быть написано на любом языке, от руки или любым другим способом.

Завещатель заявляет в присутствии двух свидетелей и лица, управомоченного совершать действия, связанные с международными завещаниями, что документ является его завещанием и что ему известно его содержание.

Завещатель не обязан уведомлять свидетелей или управомоченное лицо о содержании завещания.

Завещатель в присутствии свидетелей и управомоченного лица подписывает завещание или, если он подписал его ранее, подтверждает свою подпись. Если завещатель не в состоянии поставить свою подпись, он сообщает о причине этого управомоченному лицу, которое делает соответствующую отметку на завещании. Кроме того законом, в соответствии с которым было назначено управомоченное лицо, завещателю может быть предоставлено право поручить другому лицу поставить подпись от его имени.

Свидетели и управомоченное лицо немедленно проставляют свои подписи на завещании в присутствии завещателя.

Управомоченное лицо прилагает к завещанию свидетельство по форме, предусмотренной в статье 10, подтверждающее соблюдение требований настоящего Закона.

При отсутствии доказательств обратного, свидетельство управомоченного лица считается достаточным доказательством действительности документа как завещания, с точки зрения формы, предусмотренной настоящим Законом.

Вашингтонская конвенция зачастую не в состоянии разрешить те проблемы, которые возникают уже после вступле­ния завещания в силу. Поэтому ее следует рассматривать в сово­купности с другим документом — Гаагской конвенцией относитель­но международного управления имуществом умерших лиц от 2 ок­тября 1973 г.

Гаагская конвенция 1973 г. предусматривает учреждение меж­дународного сертификата по установлению круга лиц, допущен­ных к управлению имуществом умершего. Такой сертификат со­ставляется компетентным органом, как правило, судебной или административной инстанцией в государстве — месте обычного проживания умершего в соответствии со своим правом. Допуска­ется также применение права той страны, гражданством которой умерший обладал.

Признание сертификата производится путем простого оглашения. Возможна, правда, и иная форма при­знания, когда решение об этом принимает компетентный орган. Акт признания сертификата предоставляет его владельцу право при простом предъявлении принимать (равно как и добиваться принятия) любые защитные и срочные меры в отношении насле­дуемого имущества со дня вступления сертификата в силу и в те­чение всей процедуры его признания (ст. 10—11).

Как и в ситуации с Конвенций 1961 г., само наименование Гаагской конвенции 1973 г. указывает на те случаи, которые вхо­дят в сферу ее применения. Так, международный сертификат по­зволяет собирать информацию о составе наследственной массы, выяснять объем имущества, которым предстоит управлять, и спо­собствует определению наиболее приемлемых цен при продаже имущества с целью ликвидации долгов наследодателя, установле­нию разумных ставок арендных платежей (если потребность в по­крытии долга привела к необходимости сдачи имущества в арен­ду). Конвенция 1973 г. предоставляет владельцу сертификата пра­во предъявлять иски, встречные требования в стране —месте выдачи сертификата о международном управлении.

В сфере международных наследственных правоотношений действуют и другие конвенции, в частности Гаагская конвенция о праве, применимом к имуществу, распоря­жение которым осуществляется на началах доверительной собст­венности, и о его признании от 1 июля 1985 г., Конвенция о праве, подле­жащем применению к наследованию недвижимого имущества (совер­шена в Гааге 1 августа 1989 г.).

Россия пока не участвует ни в одной из приведенных конвен­ций. Поэтому опыт Российской Федерации в сфере международ­но-правовой регламентации отношений по наследованию можно изучать на примере региональных и двусторонних соглашений об оказании правовой помощи и консульских конвенций.