Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
семы по религии Козловской / Starostenko_RELIGIOVEDENIE.doc
Скачиваний:
629
Добавлен:
19.02.2016
Размер:
1.44 Mб
Скачать

10.3. Свободомыслие Средневековья

и эпохи Возрождения

В Средние века в европейском общественном сознании господствовало христианское мировоззрение, а церковь являлась одним из ведущих социальных институтов. Несмотря на жесткое подавление инакомыслия, через все Средневековье проходит история ересей. Они, как правило, не выходили за рамки религиозного миропонимания, и отражали противоборство внутри христианской доктрины. Наряду с религиозным рационализмом важным достижением этой эпохи стало развитие скептицизма и антиклерикализма, учения о двойственной истине.

Еретические движения нередко проповедовали ненужность церкви и церковной обрядности. Так, на рубеже XII–XIII вв. появилась секта амальрикан (по имени ее основателя философа Амальрика). Ее идеологи утверждали, что все в мире едино, поскольку все – Бог, а творец и творение – одно и то же. Любой человек, учили они, может уподобиться богу. Амальрикане отвергали авторитет церкви и духовенства, религиозную обрядность и аскетизм, папу-«антихриста». Ад они определяли как невежество, а рай – обладание их учением. В XIII–ХIV вв. с критикой церковной доктрины выступила секта «братья и сестры свободного духа». Ее последователи не признавали молитв, религиозных таинств и считали, что совершенный человек может превзойти заслуги Христа.

Свободомыслие в философии опиралось на идеи рационализма. На мусульманском Востоке получили известность вольнодумные идеи таджикского ученого Ибн Сина (Авиценна, 980–1037). Скептически относясь к религии, он отрицал идею творения мира Богом, бессмертие души, требовал от духовенства невмешательства в дела науки. Арабский философ Ибн Рушд (Аверроэс, 1126–1198) отстаивал идею вечности и безначальности материи, отвергал вмешательство Бога в дела мира. Восхваляя человеческий разум и признавая бессмертным безличный интеллект человечества, он отрицал индивидуальное бессмертие.

Идеи Аверроэса получили значительное распространение в Европе. Его последователь во Франции Сигер Брабантский (1235–1282) доказывал, что Бог – это безличная сущность, которая не имеет власти ни над природой, ни над человеком, что ложны и бездоказательны идеи триединства Бога, боговоплощения, воскрешения, рая и ада, бессмертия человеческой души. Этих и многих других мыслителей объединяло учение о двойственной истине, согласно которому допускается противоречие между истиной теологии (религиозными догматами) и истиной философии (рациональным познанием). Наиболее полно и последовательно это учение развил английский номиналист Уильям Оккам (ок. 1285–1349 гг.). Выступая за разделение сфер философии и теологии, он доказывал, что знание не имеет никакого отношения к вере, а религия – к философии, что религиозные догматы могут быть только объектом веры, но не знания.

В XVI в. получил распространение анонимный трактат «О трех обманщиках». В нем доказывалось земное происхождение религии. Утверждалось, что иудаизм, христианство и ислам созданы Моисеем, Христом и Мухаммедом для сознательного и своекорыстного обмана народов.

Из вольнодумцев мусульманского мира особого внимания заслуживает персидский поэт Омар Хайям (ок. 1048–1122). Его всемирно известные философские четверостишия – рубаи проникнуты гедоническими мотивами, пафосом свободы личности, антиклерикализмом. Иронизируя по поводу загробного мира, он утверждал единственную ценность земного бытия: «К чему кумирен дым, светильники мечетей? К чему про ад и рай все разговоры эти?». Только земной действительностью следует дорожить, и ее утрата не принесет божественного воздаяния: «Когда покинешь мир – ведь будет все равно, что делал, говорил, чем запятнал себя ты». Подчеркивая противоречие между идеями всеведения Бога и загробного воздаяния, Хайям писал: «Когда ты для меня слепил из глины плоть, ты знал, что мне своих страстей не побороть; не ты ль тому виной, что жизнь моя греховна? Скажи, за что же мне гореть в аду, господь?».

Свободомыслие отечественного Средневековья проявилось в философской культуре, народном творчестве и еретических учениях. Вольнодумство питала ситуация религиозного двоеверия. По сообщению «Повести временных лет», после официального введения на Руси христианства население еще долгое время отдавало предпочтение не молитвам и храмам, а языческим обрядам: «Видим ведь игрища утоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга, являя зрелище бесом задуманного действа, – а церкви стоят пусты; когда же приходит время молитвы, мало людей оказывается в церкви».

В философской культуре Киевской Руси, испытавшей значительное влияние византийского теолога Иоанна Дамаскина, богословие понималось лишь как часть философии, фрагмент ее умозрительного раздела. Философия должна была подчиняться господствующей религиозной идеологии, но не богословию как отдельной теоретической дисциплине. Традиция религиозного рационализма в богословско-философской мысли была заложена Климентом Смолятичем (XII в.). Для отечественных книжников характерно осмысление актуальных для народа и страны социально-политических и этических проблем. В памятниках разнообразной по жанрам литературы среди высших ценностей жизни провозглашались разум, нравственность, человеколюбие, гражданская и политическая мудрость. Имела специфику даже житийная литература. Если почти все святые греческого календаря относятся к числу «мучеников за веру» и аскетов-подвижников, то в Киевской Руси, начиная с Бориса и Глеба, складывалась традиция канонизировать мирян – князей, бояр, прославившихся главным образом своими ратными или иными мирскими, а не вероисповедными «подвигами». Историческая концепция поэмы «Слово о полку Игореве» игнорирует христианский провиденциализм, ее автор апеллирует не к «страху Божьему», а к воинским доблестям своих героев, их патриотическим чувствам. Призывает не к покаянию и смирению, а к социальному действию, активной борьбе за Русь.

Одним из важных источников гуманизма выступала апокрифическая литература. «Хождение Богородицы по мукам» и другие произведения содержали элементы скептицизма – сомнения в Боге как средоточии добра и справедливости. Особое место в народной культуре занимает лишенное религиозной апологетики былинное творчество славян. Один из типичных героев былинных циклов Илья Муромец совершал воинские подвиги во имя славы и независимости Руси. Ему были чужды христианское самоунижение, кротость, пассивное ожидание «божьей помощи». В былине о Василии Буслаеве прославляется удаль и доблесть богатыря, его мятежная и даже богоборческая натура. Былинные богатыри безбоязненно противопоставляют себя «силам небесным», бросая вызов богам и дерзко заявляя: «Как была бы нонче на небе лестница, мы пересекли бы всю силу небесную». Многие свободолюбивые идеи народного эпоса нашли подражание и развитие в антиклерикальных мотивах отечественного фольклора. В белорусских сказках простонародная мораль противопоставляется религиозной, нередко подвергаются критике и даже осмеянию служители церкви, порицаемые как тунеядцы, корыстные и двуличные люди. Антиклерикальные настроения проступают в пословицах и поговорках («Все продаст дьяк за пятак»; «Поп с живого берет, мертвому вернуть обещает» и т.п.). Свойственен им и религиозный скептицизм: «Никто на том свете не бывал», «Святой боже пахать не поможет» и т.п.

Важной формой выражения религиозного свободомыслия выступали еретические движения, имеющие истоки в языческо-волхвистской оппозиции христианству. Из общехристианских ересей наиболее влиятельными были арианство, павликианство и богомильство. Арианство отрицало божественную природу Христа. Павликиане отвергали официальную церковь и ее служителей, все важнейшие церковные догматы и установления. Богомилы отказывались от культа икон, литургии и поклонения кресту, почитания Богородицы, веры в мощи и реликвии, отстаивали идею личного общения человека с Богом. Первой самобытной ересью на Руси стало стригольничество (рубеж XIV–XV вв.). Идеологи ереси отвергали таинство священства, сомневались в потустороннем бытии. Стремясь к осмыслению веры посредством разума, отрицали представление о чудесах. Одновременно стригольники возрождали некоторые старые волхвистско-языческие ритуалы – поклонение земле и обожествление неба. В 70-х гг. XV в. получила распространение возникшая в «Литве» т.н. московско-новгородская ересь (ересь «жидовствующих»), последователи которой выступали против церковных податей, монастырского землевладения, церковной иерархии и т.п. Ее наиболее характерной чертой был рационализм, выражавшийся в стремлении устранить логически абсурдные и противоречащие разуму элементы религиозной догматики. Еретики отрицали троичность Бога, божественность Христа, культ икон, креста и других «сотворенных вещей», институт монашества. Утверждали, что человек «сам есть храм божий».

Одним из наиболее значимых и плодотворных периодов становления европейского свободомыслия является эпоха Возрождения, которая характеризовалась гуманистическим мировоззрением, подъемом светской науки, философии и искусства, активизацией секуляризации духовной жизни общества. В результате складывалась новая, преимущественно светская культура, социальным оплотом которой становились города, а выразителями – представители творческой интеллигенции, общественные и политические деятели. Формировалось ренессансно-гуманистическое мировоззрение, основу которого составили: представление о самодовлеющей ценности человеческой жизни (возрожденческий антропоцентризм); учение об абсолютной духовной свободе человека; натурализм как универсальный способ постижения человека и природно-социальной реальности.

В ренессансной картине мира человек оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия, и рассматривался преимущественно в своем земном предназначении. Создается пантеистическая картина мира, тяготеющая к отрицанию божественного творения, признанию природы самодостаточным первоначалом вещей. Не столько как результат божественного вмешательства, сколько как арена свободной деятельности человека стала рассматриваться история. Вызовом идеи господствующей роли церковного права стало формирование светского законодательства. Получает развитие естественная теория происхождения права и морали, общедоговорная теория происхождения общества и государства. Особое внимание ренессансные гуманисты уделяли проблеме свободы личности, важным аспектом которой признавалась духовная и вероисповедная свобода. В борьбе с религиозным догматизмом развивалось критическое мировоззрение, религиозный рационализм, материализм и атеизм.

Значительную роль в борьбе с религиозным догматизмом играли идеи пантеизма и передового естествознания. Основы религиозного мировоззрения подрывала разработанная польским астрономом Николаем Коперником (1473–1543) гелиоцентрическая картина мира. Это учение противоречило средневековому геоцентризму, с помощью которого обосновывались библейские представления о творении Богом мира и человека. Итальянец Джордано Бруно (1548–1600) пришел к выводу, что Вселенная бесконечна и лишена центра, что существует множество обитаемых миров. В антиклерикальной сатирической поэме «Ноев ковчег», комедии «Подсвечник» и других сочинениях Бруно иронизирует по поводу догматов веры и церковных ритуалов. Другой итальянский мыслитель пантеист Джулио Ванини (1585–1619) учил о вечности и единстве природы, отвергал веру в бессмертие души. В сочинении «Амфитеатр вечного провидения» (1615) он утверждал об антигуманном характере христианского учения о Боге: «Бог или не хочет устранить зло, или не может. Второе подтверждает мнение атеистов, первое делает Бога источником зла». Религия, по мнению мыслителя, является средством, при помощи которого «невежественный народ содержится в рабстве из боязни перед всевышним». Приговоренный инквизицией к смерти, Ванини заявил: «если бы Бог существовал, я молил бы его метнуть молнию в этот неправедный парламент. А если бы существовал дьявол, я молил бы его низвергнуть в ад это судилище. Но я этого не делаю, потому что нет ни Бога, ни дьявола». К сожжению на костре церковь приговорила Яна Гуса, Дж. Бруно, многих других вольнодумцев. Подвергались запрещению и публичному сожжению неугодные церкви книги.

У истоков ренессансно-гуманистической мысли в Беларуси стоял Франциск Скорина (ок. 1490–1551). В его воззрениях наблюдается синтез религиозного традиционализма и свободомыслия. Скорининская Библия стала первым светским изданием Священного писания, в герменевтическом искусстве автора выявляется нетрадиционное, свободное истолкования ряда религиозно-философских проблем. В качестве тенденций у Скорины присутствуют идеи личного отношения к вере, двойственной истины, естественного права. Наследуя отечественные традиции христианского просветительства, мыслитель их национально конкретизирует и в значительной степени секуляризирует. Интересы народа и отечества для Скорины выше религиозных интересов, его мировоззрение лишено конфессионального догматизма и строгой церковности, выдержано в духе веротерпимости. Мыслитель гуманистически модернизирует многие христианские установки, утверждает светские начала жизни, руководствуется реальными интересами общества и человека, реабилитирует его земное бытие. Мировоззрение современника Скорины Николая Гусовского (ок. 1470–1533) также отличается синкретизмом гуманизма, веры и знания. В «Песне о зубре» он популяризирует отечественную историю и культуру, прославляет свободную, деятельную и мужественную личность, выступает против религиозного фанатизма и суеверий.

Отечественное свободомыслие XVI в. проявлялось и в идеях Реформации. Влияние на Реформацию в ВКЛ оказали Феодосий Косой и другие русские еретики, идеологи западноевропейского протестантизма. Так, Косой проповедовал, что Христос – лишь человек, что не следует верить в посмертное воскресение. Вольнодумец отрицал святых и чудеса, необходимость поста, поклонение иконам и кресту, призывал упразднить монастыри и монашество. Один из самых известных деятелей белорусского Возрождения – создатель оригинальной антитринитарной концепции Сымон Будный (ок. 1530–1593). Изданный им Новый завет (1574) стал первой во всемирной литературе попыткой радикальной рационалистической критики Евангелия. Будный отвергал триединство Бога, божественное происхождение и сверхъестественное рождение Христа. Он критиковал те положения христианского вероучения, которые не могли получить рационального обоснования или быть объяснены на основе естественных причин. Рационализм привел Будного к критике библейских чудес («старческих басен»), отрицанию догматов загробного мира и бессмертия души. Нравственным аспектом христологии мыслителя являлось утверждение, что каждый человек без церковного посредничества может достичь морального совершенства. Во многом схожих взглядов придерживался друг и единомышленник Будного Василий Тяпинский (ок. 1530–1600).

Позиция религиозного рационализма выявляется и в творчестве некоторых православных вольнодумцев. Наиболее известный из них – Лаврентий Зизаний (вт. пол. XVI в. – ок. 1634 г.). Он доказывал, что источником сведений о природе является разум, а не Библия, и поэтому наука должна быть самостоятельной в отношении религии и церкви. Бог, по мнению мыслителя, не играет существенной роли в жизни человека. Определенные реформаторские тенденции были свойственны и братскому движению на белорусско-украинских землях в конце ХVI–ХVII вв. Братства боролись со злоупотреблениями духовного сословия, стремились к установлению контроля над клиром и церковной жизнью. Один из идеологов братского движения Фома Иевлевич призывал в поэме «Лабиринт» (1625) за духовной властью «следить внимательно». Он обличал церковный «непорядок», моральное падение и распущенность клира. Мыслитель констатирует, что священники, получающие приходы по наследству, «науками добрыми» не занимаются, в «хозяйстве всю мысль утопили». Поэтому «лежат на столах нетронутые мемориалы, а в заплесневевших требниках бегает моль». «Как они о Боге учат, – восклицает поэт, – если сами не понимают?.. Не свет, а темноту насаждают».

В работах Л.Зизания, Ф.Иевлевича, А.Белобоцкого, С.Полоцкого и некоторых других мыслителей ХVII в. ставился вопрос о самостоятельном статусе науки и философии. Так, Андрей (Ян) Белобоцкий веру считал личным делом каждого человека, философию ставил выше богословия. В его воззрениях переплетались идеи рационализма, деизма и пантеизма. Симеон Полоцкий (1629–1689) считал, что мир сотворен богом, но в нем сосуществуют два начала: материальное – «стихии» (земля, вода, огонь, воздух), и духовное. Он признавал две истины: в вере (религиозную истину) и в «философии нравной».

Материалистическо-атеистическое направление в белорусской ренессансно-гуманистической мысли ХVI–ХVII вв. представляют С. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский. Стефан Лован (вт. пол. ХVI в.) считал, что не существует иного бытия, кроме вечно существующего («стоит от века») материального мира. Он полностью исключал божественное вмешательство в человеческую жизнь («штоколвек есть на свете, то все само праз себе»), отвергая тем самым религиозно-теологическое учение о божественном происхождении морали, загробном возмездии и т.д. Сходных взглядов придерживался Каспер Бекеш (1520–1579). Отрицая существование Бога, бессмертие души, божественное предвидение в жизни человека и другие догматы христианства, он считал, что люди являются абсолютными властителями своей судьбы: «Все имею из себя; не хочу признавать бога; не жажду его неба, ада не боюсь». В анонимной эпитафии о взглядах Бекеша говорилось: «Всего добился сам: не верю в бога; в рай не тороплюсь, ада не боюсь, милосердия не прошу, о суде не забочусь; у меня нет грехов, так же как и нет долгов. Всю жизнь я надеялся только на себя и трудился не покладая рук. Поэтому я не тревожусь относительно моего тела, а тем более моей души…».

Наиболее ярким выразителем атеизма в ХVII в. являлся Казимир Лыщинский (1634–1689). В сочинении «О несуществовании бога» он исходил из бытия вечной и бесконечной природы, развивающейся по своим естественным законам. Бог, по его убеждению – создание человеческого разума, фантастический плод его воображения: «Человек – творец Бога, а Бог – создание и творение человека. Таким образом, люди являются создателями и творцами Бога; а Бог – не реальное существо, а вымышленное, и к тому же химерическое…». Лыщинский рассматривал религию как заблуждение и сознательный обман, который основывается на боязни загробной отплаты, преследований со стороны властей и невежестве простого люда. Библию считал сбором «сказок и выдумок», и заявлял, что «…мы не находим ни в нас самих, ни в других голоса разума, убеждающего нас в откровении Бога…». Священнослужителей белорусский атеист называл носителями и распространителями ложных идей, «обманщиками»; защитниками глупостей, ошибок, устаревших уловок» и т.д. Идея бога рассматривается им как общественно вредная, так как она гасит свет разума, убивает живую мысль, мешает развитию науки, способствует насаждению невежества.

В эпоху Возрождения критика религии приняла более глубокий характер, наполнилась гуманистической проблематикой, учением о земном предназначении человека, идеей позитивной нравственной сущности атеизма. Это создало необходимые предпосылки для возникновения атеизма Нового времени.

Соседние файлы в папке семы по религии Козловской