Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История и философия науки.pdf
Скачиваний:
311
Добавлен:
05.02.2016
Размер:
1.69 Mб
Скачать

что, конечно же, не соответствует действительности. Экономические факторы и условия, конечно, являются решающими, но не единственными или абсолютными, на что указал Ф.Энгельс в работе «Анти-Дюринг».

Психологизм как одна из влиятельных методологических программ возник в середине XIX в. Основные ее идеи изложил В.Дильтей, немецкий философ, историк, психолог в работах «Введение в науки о духе», «Описательная психология» и др. Он отводил особое место в познании социально-исторических явлений психологии, но не «экспериментирующей», а «описательной», «понимающей». В дальнейшем его идеи подвергались критическому анализу, однако у него были последователи, что говорит о психологизме как целой школе, сформировавшейся в рамках методологии гуманитарного знания.

Нельзя не отметить плюсы и недостатки этого направления: с одной стороны, методы психологии эффективны при анализе особенностей отдельных личностей, изучении их побудительных мотивов, целей, желаний и устремлений, но их недостаточно для того, чтобы дать эффективный анализ экономических, политических сфер культуры, да и культуры в целом.

Антипсихологизм возникает на волне критики психологизма Дильтея и других авторов. Его представителями являются: Г.Коген, Н.Наторп, Э.Кассирер (марбургская школа неокантианства), а также В.Виндельбанд и Г.Риккерт, Э.Дюркгейм и М.Вебер (баденская школа неокантианства). Поскольку идеи некоторых из этих авторов мы рассмотрим дальше (в частности, идеи баденцев), ограничимся лишь общей для всех них направленностью: психология, ее подходы, приемы и методы не являются универсальным средством или инструментом познания всего многообразия явлений культуры и общественной жизни.

Проблемы методологии и специфики социально-гуманитарного знания и познания не перестают обсуждаться философами науки и по сей день. Во второй половине XX в. сформировалась культурцентристская программа, в основе которой заложена идея взаимодополняемости методов и приемов естественных и социально-гуманитарных наук, а не их противопоставления или редукции первых ко вторым. На наш взгляд, эта идея является наиболее плодотворной в решении обсуждаемой проблемы

Таким образом, к концу XIX – началу XX вв. проблемы социально-гуманитарного знания и познания занимают пристальное внимание философов науки. «Науки о культуре» должны, по их мнению, иметь свой концептуально-методологический фундамент, понятийный аппарат, отражающий их специфику. Это положение особенно активно отстаивали два философских направления – баденская школа неокантианства и философия жизни. Их взгляды и идеи излагаются в следующей лекции.

Литература:

1.Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М., 2002.

2.Дильтей В. Введение в науки о духе: опыт полагания основ для

История и философия науки; Л.А. Бессонова

стр. 124/160

изучения общества и истории. - М., 2000. В 6-ти т. - Т. 1.

3.Ищенко Е.И. Современная эпистемология и гуманитарное познание. – Воронеж, 2003.

4.Кохановский В.П. Философские проблемы социальногуманитарных наук (формирование, особенности и методология социального познания): Учебное пособие для аспирантов. – Ростов-н/Д., 2005.

5.Кохановский В.П., Шумейко М.К. Методология гуманитарного познания Генриха Риккерта. – Ростов-н/Д., 2004.

6.Моисеев Н.Н. Естественно-научное знание и гуманитарное мышление // Общественные науки и современность. - 1993. - № 2.

7.ЛекторскийВ.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? // Вопросы философии. - 2004. - № 3.

8.Познание в социальном контексте. – М., 1994.

9.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

История и философия науки; Л.А. Бессонова

стр. 125/160

Лекция № 10: Разработка проблем социальногуманитарных наук в «философии жизни» и баденской школе неокантианства

1.Жизнь как категория наук об обществе и культуре («Философия жизни»).

2.Разработка проблем социально-гуманитарного познания в баденской школе неокантианства:

специфика предмета, объекта и субъекта социально-гуманитарных наук;

ценности и их роль в гуманитарных науках;

объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках;

проблема истины в социально-гуманитарных науках.

10.1.Жизнь как категория наук об обществе и культуре («Философия жизни»)

Как указывалось выше, антинатурализм сформировался в дискуссии о специфике наук о духе. Истоком этого течения можно назвать идею Гегеля о двух основных формах объективного процесса – природе и целесообразной деятельности людей – в первом случае предметом изучения является природа, во втором деятельность людей, мир человека – создателя культуры.

В конце ХIХ – начале ХХ вв. в западноевропейской философии возникает направление – «философия жизни», в котором эта идея приобретает новое осмысление.

Наиболее яркими представителями этого направления являются Фридрих Ницше (1844-1900), Вильгельм Дильтей (1833-1911), Анри Бергсон (1859-1941), Георг Зиммель (1858-1918), Освальд Шпенглер (1880-1936).

Основное понятие философии жизни – «жизнь» истолковывается в трудах ее представителей поразному: жизнь некоторыми из них понимается и биологически - как живой организм, и психологически – как поток переживаний, и культурно-исторически – как исходное начало всего мироздания. Каждый из указанных авторов рассматривал это понятие со своих точек зрения, но все-таки с уклоном в один из аспектов.

Биологически-натуралистическое понимание жизни наиболее четко представлено Ф.Ницше. В его представлении жизнь – это бытие живого организма, самобытное, изначальное, в противоположность всему неживому, механическому, сконструированному. Ницше высказывает оригинальную идею «пересмотра» ложных ценностей современного ему мира, в котором доминирует рацио, истина над жизнью, что, по его мнению, является признаком упадка последней, в то время как жизнь может и должна быть целью всех человеческих устремлений, «единственной целью моей воли». Жизнь он представляет в виде потока, вечного и абсолютного

История и философия науки; Л.А. Бессонова

стр. 126/160

становления, в котором нет ни конечной цели, ни логики, а лишь бессмысленная последовательность сложных комбинаций и игра случайных сил. Становление (жизнь) недоступно разумному толкованию и в принципе непознаваемо. Единственное, что можно о нем сказать, - это то, что оно - результат соперничества между энергиями, состязающимися центрами, силами, волями к власти. Каждая воля стремится сделаться сильнее и либо увеличивает свою власть либо теряет ее. Воля к власти свойственна любому становлению, она – основа мировой эволюции. Принцип, заложенный в этом стремлении к увеличению власти, – не дарвиновская борьба за существование, не стремление к самосохранению и устойчивости – это «всегда борьба за преобладание, рост и расширение, за мощь воли к власти, которая и есть воля к жизни». Это усилие становления, «жажда жизни» и есть внутренняя сущность бытия. Любой живой организм есть не что иное, как собрание действующих в унисон силовых центров. Что такое процесс питания, к примеру? Это применение первоначальной воли сделаться сильнее. Ницше распространяет эти идеи и на анализ социальных явлений. Эксплуатация в его представлении – не атрибут развращенного, несовершенного общества, а часть существа всего живого, органическая функция, следствие «воли к власти», которая есть воля к жизни. «Жить – значит постоянно отталкивать от себя нечто, что собирается умереть; жить – значит быть жестоким и неумолимым ко всему, что слабо и старо в нас». С этой точки зрения, человек и человечество в целом представляют сложную группировку центров природных сил, постоянно соперничающих между собой за рост «чувства власти».

Другой вариант философии жизни - космологическо-метафизический - представлен в философии Бергсона. Жизнь, согласно его трактовке, – космическая энергия, витальная сила, жизненный порыв, сущность которого состоит в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм. Биологическая форма жизни – лишь одно из ее проявлений, наряду с духовнодушевными. «Жизнь в действительности относится к порядку психологическому, а сущность психологического – охватывать смутную множественность взаимно проникающих друг в друга членов…Но то, что принадлежит к психологическому, не может ни приложиться к пространству, ни войти вполне в рамки разума»[67].

Жизнь как проявление психического, как текучесть, как изменчивость не может быть познана понятийно, путем рассудочного конструирования, она постигается непосредственно, интуитивно.

Бергсон допускает, что когда-то, где-то, в определенных точках пространства родился наглядно видимый поток – жизнь. Проходя через тела, он их организовал, проходя от поколений к поколению – разделился между особями, рассеялся между личностями, ничего не потеряв от своей силы, а, напротив, набирая интенсивность по мере движения вперед.

Жизнь – это стремление воздействовать на живую материю, и смысл этого воздействия не предопределен: отсюда – непредвиденное разнообразие форм, которые жизнь, развиваясь, сеет на своем пути. Жизнь никогда не является реализованной, она всегда на пути к реализации. Она стремится организовать закрытые от природы системы, даже если воспроизводство идет путем уничтожения части индивидуума, чтобы придать ей новую индивидуальность.

В концепции Бергсона метафизическая трактовка жизни соединяется с психологической интерпретацией, психологизмом проникнуты его учение о бытии, теория познания, концепция времени.

История и философия науки; Л.А. Бессонова

стр. 127/160