Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История и философия науки.pdf
Скачиваний:
282
Добавлен:
05.02.2016
Размер:
1.69 Mб
Скачать

В данном случае выявленный закон характеризует отношения идеальных объектов теоретической модели, а опосредованно применяется к описанию эмпирической реальности[33].

На втором подуровне теоретического знания – развитой теории – все частные теоретические законы и модели обобщаются таким образом, что выступают как следствие фундаментальных принципов и законов теории, и создается обобщающая теоретическая модель, применительно к ней формируется некий набор законов, которые представляют обобщение по отношению ко всем частным теоретическим законам.

Примером такого уровня теоретического обобщения является ньютоновская механика, в частности, три закона Ньютона, которые являются обобщением множества частных законов, отражающих сущностные связи отдельных конкретных видов механического движения (колебания, вращения, движения тела по наклонной плоскости, свободного падения и т.д.). Как частные теории, так и обобщающие, развитые взаимодействуют не только между собой, но и с эмпирическим уровнем знания.

Таким образом, научное знание предстает как сложный процесс взаимодействия различных типов знания: фактов, теоретических моделей, гипотез, частных и обобщающих теорий. Их взаимодействие осуществляется на разных уровнях и с разных отправных точек: от фактов к построению теоретических моделей и формированию гипотез, превращающихся в теории, или сразу от развитой теории, дающей объяснение неизвестным фактам, либо их новую интерпретацию.

4.3. Основания науки.

Кроме эмпирических и теоретических структур науки в нее входят идеалы, критерии и принципы,научная картина мира и философские основания. Весь этот блок определяется понятием «основания науки».

Научная деятельность, как любая другая, преследует определенные цели, руководствуется установками и нацелена в своих результатах на будущее. Исторически сложились представления об идеалах и критериях научности. Можно говорить, что уже в Древней Греции идеалом научности был провозглашен принцип доказуемости с опорой на дедукцию. Такому идеалу соответствовала математика. В то же время грекам не чужды были и такие методы исследования природы, как наблюдение и описание, но они не считались идеалом научности. Наука Нового времени выдвигает новые идеалы и нормы исследования – научный эксперимент, опору на индукцию, интуицию, выдвижение гипотез и теорий и их проверку экспериментальным путем. Со времен Галилея и Ньютона идеалом научности становятся объективное, истинное знание о законах природы, идея расширения знания и вера в окончательное раскрытие всех тайн природы. «Знание - сила» – провозгласил идеал научности Ф.Бэкон. Сложилось представление о фундаментальном характере открытых законов, их абсолютной достоверности и неопровержимости. Однако открытия в науке конца XIX – начала XX вв. (см. историческую часть) привели к выводу об относительности характера научных истин, их зависимости от уровня развития практики и специфики культуры. В настоящее время формируется новый идеал постнеклассической научности, в основе которого лежат принципы взаимодействия, взаимопревращения, эволюции и самоорганизации разнообразных систем и структур. Таким

История и философия науки; Л.А. Бессонова

стр. 65/160

образом, идеалы научного исследования не остаются неизменными, они могут радикально меняться, особенно под воздействием революций в науке.

Однако наряду с меняющимися формами идеалов в науке существует их содержательный аспект, представляющий собой инвариантную структуру основания науки. Сюда относятся принципыорганизации и систематизации научного знания, являющиеся общеобязательными для всего научного познания. К таковым относятся: принцип простоты, позволяющий выявить общие глубокие предпосылки научного знания; принцип точности, минимального числа допущений; принцип преемственности в организации и развитии научного знания, и др.

Идеалами научности в настоящее время являются адекватность и эффективность полученных результатов, что достигается с помощью логических, эмпирических и методологических форм исследования. Объяснение, описание и на их основе – предсказание – все это также операции, на которых основано научное исследование.

Из всего перечисленного следует вывод, что наука, опираясь на сложившиеся нормы, идеалы и принципы, представляет собой не только сознательно организованную, но и обоснованную деятельность, что и отличает ее от вненаучных способов познания.

Наука стремится наиболее полно, адекватно отражать окружающий мир, реальное бытие. Каждая наука конструирует, создает свой мир в соответствии с предметом ее исследования, поэтому можно говорить о научной картине мира физики, биологии, истории, экономики, социологии и т.д. Понятие «мир» в данном случае отражает лишь часть объективно существующей реальности (в отличие от понятия «мир в целом», Вселенная, Универсум). Как соотносятся эти два мира? Как возможно и возможно ли адекватное отражение в научной картине мира мира реального?

Совершенно очевидно, что, во-первых, научная картина мира представляет собой лишь идеальный образ этого мира. Реальный мир богаче, разнообразнее, сложнее идеального его отображения, в котором он упрощается, огрубляется, сужается. Поэтому правомерно говорить и о праве на существование ненаучной картины мира, опирающейся на повседневную практику людей, о мифологической и религиозной картинах мира. Все эти картины мира «живут», «существуют» благодаря тому, что есть человек, их носитель. Во-вторых, каждый живущий на Земле представитель «homosapience» усваивает знания о мире не в формах научной, религиозной или мифологической картин мира, а в виде мировоззрения. Другими словами, картина мира относительно человека – это его мировоззрение. Определяют мировоззрение как целостный, обобщенный взгляд на мир, понимание его сущности, происхождения, устройства. Кроме того, любое мировоззрение содержит и отношение человека к миру в целом, его оценку, понимание своего места в нем. Мировоззрение людей не обязательно может быть научным – было время, когда науки не было и мировоззренческую роль выполняли другие формы его идеального отражения – мифология, религия. И в наш век научно-технического прогресса едва ли можно с уверенностью говорить о строго научном мировоззрении большинства людей нашего времени. Оно мозаично, и наряду с научным в нем уживаются и мифологические, и религиозные идеи. Оно индивидуалистично, поскольку основано на личном опыте, впечатлениях и ощущениях.

История и философия науки; Л.А. Бессонова

стр. 66/160

В чем же преимущество научной картины мира? Чем она отличается от других картин мира и почему науке понадобилось строить свою картину мира?

Наука, естествознание стремится найти объективные, независящие от субъективных ощущений, законы природы, устойчивые связи, которые позволяют отвлекаться от частностей, имеют общий для целого ряда факторов характер, формируя тем самым общее, единое для всех и потому непротиворечивое мировоззрение. Как говорил Макс Планк, преимущество такой единой картины мира в ее единстве, в единстве по отношению ко всем исследователям, ко всем народностям, всем культурам»[34]. Планк указывает на то, что научная картина мира создается для того, чтобы получить целостное представление об изучаемом внешнем мире. В таком представлении нет места антропоморфным впечатлениям и ощущениям, связанным с человеком. Но такая картина мира, как отмечает М.Планк, выглядит бледнее и суше, она уступает по своей красочности и наглядности реальному миру.

Вместе с тем, научная картина мира любой науки обладает конкретностью, поскольку определяется предметом науки, строгостью и точностью взаимозависимостей. В то же время она носит относительный характер, поскольку постоянно видоизменяется, дополняется в ходе процесса познания. Невозможно, как отмечают ученые, достичь такого состояния, когда можно будет говорить о какой-либо научной картине мира, претендующей на абсолютную истину.

Фундаментальная теория или парадигма определенной науки определяется в научную картину мира тогда, когда ее положения, понятия, принципы приобретают общенаучный и мировоззренческий характер. К примеру, механистическая картина мира постулировала ряд принципов (необратимость событий во времени, детерминизм, абсолютный характер пространства и времени), которые стали распространяться на другие события и процессы немеханистической природы.

Научная картина мира выполняет ряд функций.

Во-первых, она устанавливает связь между научным знанием и реальным бытием, являющимся предметом исследования конкретной науки, формирует представления об объектах, фундаментальных понятиях, принципах определенной науки, что приобщает людей к науке, служит их образованию, создает образ мира, формирует мировоззрение.

Во-вторых, картины мира разных наук (естественных, социально-гуманитарных) в совокупности имеют одну цель – создать систему знаний о мире в целом. Каждая конкретная наука дополняет другую, являясь, в свою очередь, частью, фрагментом общей естественно-научной картины мира. Процесс систематизации знаний проходит ряд ступеней – от отдельных научных теорий, понятий и законов, объясняющих конкретные факты изучаемой области, к выделению основных онтологических понятий и закономерностей, формирующих общую картину мира. Дальнейший этап обобщения и систематизации научного знания происходит в процессе создания естественно-научной и социально-гуманитарной картины мира, что способствует формированию целостного взгляда на мир, место и значение в нем человека.

Научная картина мира, как и мировоззрение в целом, теснейшим образом связаны и зависят от

История и философия науки; Л.А. Бессонова

стр. 67/160

философии вообще и философских оснований науки, в частности. Философские идеи и принципы обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательный аспект научной картины мира, способствуя трансляции научного знания в культуру. Вопрос о философских основаниях науки, в конечном счете, упирается в проблему взаимоотношений философии и науки. Как известно, эта проблема приобрела особую остроту в 30-е годы XIX века, когда позитивисты (О.Конт, М.Спенсер и Дж. Милль) объявили о бессмысленности метафизики и выступили с требованием освободить науку от метафизических наслоений, поскольку все ее утверждения носят характер псевдоутверждений, эмпирически не проверяемых, не наблюдаемых, не верифицируемых. Однако такими характеристиками обладает, к примеру, и математика, и это говорит лишь о том, что не все науки могут быть отнесены к эмпирическим и фактуальным.

Философия с самого своего рождения носила умозрительный, теоретический характер, поскольку у нее нет четко очерченного круга, предмета исследования – она размышляет о глубинных основаниях устройства мира. Глобальными, ключевыми ее проблемами являются вопросы о месте, значении, взаимоотношениях духовных и материальных ценностей, о соотношении изменчивого, подвижного и стабильного, устойчивого в мире, о месте человека в мире и о возможностях и трудностях познания им этого мира. В той или иной степени данными проблемами занимаются и конкретные науки. Вопрос лишь в том, что философы высказывают идеи по поводу этих проблем, ученые же ищут и дают конкретные ответы, подтверждая их фактами и эмпирической проверкой.

Можно выделить три аспекта взаимодействия философии и науки: как влияют философские идеи на обоснования науки, какова эвристическая роль философии в научном поиске и, наконец, как наука влияет на саму философию, на постановку философских проблем.

Как известно, философия начинается с поиска первоосновы, единого первоначала. Ответы давались разные – вода Фалеса, воздух Анаксимена, огонь Гераклита и т.д. При всем разнообразии ответов их объединяет, во-первых, то, что такая первооснова мыслилась ими как нечто чувственно воспринимаемое, и, во-вторых, - идея, что все многообразие мира можно свести к единому, общему для всего началу. Несмотря на наивность ответов, можно сказать, что первые философы Античности попытались создать теории и из них построить картину мира. В дальнейшем эти идеи, теории вошли в теоретические формы объяснения мира и обоснования науки.

Так сложилось исторически, что любая новая идея, прежде чем стать ядром научной картины мира либо принципом обоснования науки должна пройти через процедуру философствования. Возьмем пример из учебника «Введение в философию»[35]: когда Майкл Фарадей обнаружил в своих опытах магнитные и силовые линии и попытался ввести в научную картину мира представление об электрическом и магнитном поле, то он сразу же столкнулся с необходимостью обосновать эти идеи. Опыты показывали, что силы, распространяющиеся от точки к точке в пространстве, не имеют материального источника, что противоречило принципу: силы всегда связаны с материей. Чтобы устранить это противоречие, Фарадей предложил рассматривать поля сил в качестве особой материальной среды. Таким образом, философский принцип о неразрывной связи материи и силы послужил основанием для введения в картину мира постулата о существовании электрического и магнитного полей, имеющих такой же статус

История и философия науки; Л.А. Бессонова

стр. 68/160

материальности, как и вещество.

Существуют разнообразные, разнородные философские основания науки, но среди них можно выделить три основных постулата, соответствующих трем этапам развития естествознания: классическому естествознанию (XVII – конец XIX вв.), неклассическому этапу естествознания (конец XIX - начало XX вв.) и постнеклассическому, современному этапу.

На первом этапе все естествознание строилось на основе философского принципа суверенности познающего разума, который как бы со стороны наблюдает, созерцает мир, раскрывая его сущность. Это нашло отражение и в идеалах, и в норах научности: считалось, что истинность и объективность знания достигаются путем абсолютного исключения из процесса познания субъекта, что существуют объективные, раз и навсегда установленные, исторически не меняющиеся процедуры объяснения и описания, которые использует как всеобщие и обязательные познающий субъект. Познание было нацелено на получение полной, объективной, абсолютно истинной картины мира.

На втором этапе в силу ряда научных открытий (см. об этом в предыдущей лекции) происходит переход к новому типу философских оснований в науке, когда созревает идея относительности картины мира, выработанной в естествознании. Становятся нормой различные точки зрения, высказывания по поводу одной и той же реальности, одних и тех же фактов, поскольку в каждом из них возможен момент истины. Допускаются различные типы объяснения и описания, ссылки на разные приемы познавательной деятельности.

На сегодняшнем этапе существования науки созревают новые структуры философских оснований естествознания, когда доминирующей становится идея изменчивости не только самих оснований бытия, но и идеалов и норм научного познания. Сама наука рассматривается в контексте определенных социальных условий и последствий ее бытия, аксиологических нормативов и принципов.

Из вышеизложенного следует, что философские основания выполняют эвристическую функцию по отношению к научному познанию, когда они активно участвуют в построении новых теорий, обуславливают перестройку картины мира, норм и принципов научного познания. Для примера обратимся к истории философии. Поиски первоосновы мироздания (см. выше) привели древнегреческого философа Демокрита к идее атома как неделимой частицы мироздания. Атомы находятся в постоянном движении, образуя при соединении различные комбинации вещей. Разнообразные изменения в мире и обусловлены, по логике Демокрита, данными комбинациями.

Эта гениальная идея в дальнейшем стала основополагающей программой исследований ученых. В классической механике и физике атомы уподоблялись материальным точкам, в которых сосредоточенна вся масса вещества. Когда в конце XIX века обнаружилось, что атомы обладают сложной структурой, от идеи атома ученые не отказались – они стали рассматривать их как объекты, обладающие волновыми и корпускулярными свойствами.

Если же вспомнить о том, что атомистическая концепция Демокрита была реакцией на идею элеатов о неистинности движения и изменений в реальном мире, то мы видим, что чисто

История и философия науки; Л.А. Бессонова

стр. 69/160