Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общие вопросы - методическое пособие.doc
Скачиваний:
916
Добавлен:
31.05.2015
Размер:
913.41 Кб
Скачать

Взаимоотношение возбудителя с макроорганизмом

Инфекции без проникновения возбудителя в клетки хозяи­на сопровождаются колонизацией микроорганизмов на поверхности оболочек, причем свое повреждающее действие воз­будители реализуют через выделяемые ими токсины. Токсины оказывают либо только местное воздействие, либо, проникая в ткани, вызывают повреждение клеток-мишеней. Примером инфекции, без проникновения возбудителя в клетки макроор­ганизма, может служить дифтерия, холера, коклюш и др. При инфекциях с проникновением возбудителя в клетки макроорганизма это происходит путем преодоления защитных барье­ров организма, что достигается воздействием токсинов, фер­ментов и других активных веществ, выделяемых инфекционными агентами. К таким заболеваниям относятся дизентерия, гастроинтестинальная форма сальмонеллеза и др.

Локальный патологический процесс, возникающий на месте входных ворот некоторых инфекций, состоит в формировании первичного аф­фекта, или первичного комплекса, т. е. в возникновении свое­образного воспалительного очага на месте внедрения возбу­дителя с поражением одного или нескольких лимфатических узлов. Локальный процесс представляет, как правило, стерео­типную реакцию организма при различных заболеваниях (чу­ме, туляремии, сибирской язве, сифилисе, туберкулезе, клещевом риккетсиозе и др.). Вместе с тем первичный комплекс не гарантирует ограничения распространения возбудителя в организме, нередко наоборот, местное воспаление является участником и этапом этого рас­пространения. Однако если генерализация инфекции возникает и протекает на фоне сформировавшегося первичного комплек­са, то, как правило, она осуществляется в виде закономерной циклической реакции с развитием вторичных очагов.

Ключевым звеном генерализации инфекции является про­никновение и циркуляция возбудителей в крови. Бактериемия присуща таким инфекциям, как брюшной тиф, бруцеллез, сальмонеллез, при которых происходит генерализация возбу­дителя из очага первичного повреждения. Бактериемия — это обязательный этап всех инфекций с трансмиссивным механиз­мом передачи (кровяных). Она имеет место при риккетсиозах, чуме, туляремии, боррелиозах. При малярии, лейшманиозе и др. инфекциях наблюдается паразитемия. При вирусных инфекциях, за редким исключением, развивается вирусемия. Циркуляция возбудителя в крови обусловливает обсеменение органов и тканей (диссеминация возбудителя).

Общие генерализованные инфекционные процессы можно разделить на два варианта: закономерные формы, при кото­рых общий генерализованный инфекционный процесс пред­ставляет собой только переходную стадию (фазу развития бо­лезни), т. е. циклические инфекции; длительные формы, кото­рые в естественных условиях без активного лечения не имеют тенденции к завершению (сепсис).

Клинические формы инфекционных болезней

По проявлениям инфекционного процесса инфекционные болезни могут быть манифестными и субклиническими. Манифестные (явные), т. е. клинически проявляющиеся инфекции, наиболее изучены. Характер и выраженность клинических при­знаков могут быть весьма разнообразны: от легчайших до очень тяжелых. Выделяют степень тяжести инфекционного процесса — легкую, средней тяжести и тяжелую. Адекватная оценка тяжести течения инфекционного процесса имеет прин­ципиальное значение для определения стратегии и тактики ле­чебных мероприятий. В основе определения степени тяжести лежат патогенетически обусловленные клинические и лабора­торные проявления ведущих симптомов заболевания.

Выделяют фульминантную (молниеносную) фор­му инфекции, характеризующуюся стремительным течением заболевания, особой выраженностью всех признаков или большинства симптомов инфекции и часто (но не всегда) не­благоприятным исходом.

Течение инфекционного процесса может быть типич­ным (с характерными проявлениями заболевания, соответ­ствующими его периоду), и атипичным - представляющими существенные трудности для клинической диагностики. При атипичных формах может отсутствовать клинический опорный признак заболевания.

Выделяют также абортивные формы инфекции, при которых про­явления заболевания ограничивается лишь некоторыми симп­томами. Причем как общие, так и ведущие симптомы могут быть выражены нечетко.

Стертые формы инфекции характе­ризуются скудными клиническими прояв­лениями.

Больные с суб­клиническими формами характеризуется отсутствием клинических симптомов заболевания, являются источниками и резервуарами возбудителя, способствуют распространению заболевания в большей степени, чем пациенты с манифестными формами, так как инфекция у них поздно диагностируется или не распознается вообще и, следовательно, не проводятся противоэпидемические мероприятия. Вместе с тем большая частота субклинических форм многих заболеваний (менингококковая инфекция, дифтерия, полиомиелит и др.) способст­вует формированию иммунной прослойки среди населения, что в определенной мере ограничивает распространение этих инфекций.

По длительности течения инфекционного процесса его подразделяют на острый, подострый и хронический. Некото­рые инфекционные болезни могут протекать только в острой форме (грипп, холера, лептоспироз) или только в хронической (современный бруцеллез, вирусный гепатит С). Есть инфекции, которые имеют склонность к затяж­ному или хроническому течению (туберкулез, бо­лезнь Лайма, вирусный гепатит С и др.), и инфекции, проте­кающие как в острой, так и в хронической формах (дизенте­рия, вирусный гепатит В). Острая форма инфекции характеризуется непродол­жительным пребыванием возбудителя в организме и развити­ем циклического процесса.

Затяжное течение заболевания в большинстве случаев предполагает увеличение продолжительности периода разга­ра или реконвалесценции острой формы. Вместе с тем затяжные формы инфекций, имеющих склон­ность к хроническому течению, представляют собой сложную фазу инфекционного процесса, которая может быть (или не быть) переходом в хроническую форму.

В связи с этим выде­ляют прогредиентную форму, при которой отмечается посте­пенный переход от острой к хронической фазе с неуклонным прогрессированием процесса.

Хронические формы инфекционного процесса ха­рактеризуются длительным пребыванием возбудителя в организме. Выделяют непрерывный и рецидивирующий (со сменой ремиссий и обострений) варианты хронической инфекции.

Важным фактором, участвующим в хронизации процесса, является длительная персистенция (сохранение) возбудителя в организме. Механизмы персистенции сложны и разнообразны. Важ­ная роль отводится возбудителю. Имеют значение формы бак­терий с дефектами клеточного строения, прежде всего оболоч­ки (L-формы), дефектные интерферирующие частицы вируса или мутанты. Вирусы могут интегрироваться (объединяться в одно целое) с геномом клетки хозяина, что приводит к форми­рованию латентной инфекции. В основе персистенции инфек­ционного процесса может быть дефект иммунного ответа мак­роорганизма на антиген возбудителя.

Латентная форма инфекции представляет собой дли­тельное бессимптомное взаимодействие организма с инфекци­онным агентом, при этом возбудитель находится либо в де­фектной форме, либо в особой стадии своего существования (L-форма бактерий).

Сложную проблему представляет носительство инфекции. Современное понимание носительства состоит в том, что оно рассматривается как инфекционный процесс, протекающий на субклиническом уровне, бессимптомно как в острой, так и в хронической формах. При носительстве возбудителя в орга­низме человека выявляются иммунные реакции, а также морфофункциональные изменения в органах и тка­нях, типичные для соответствующего заболевания, однако они мало выражены и не приводят к манифестации патологическо­го процесса. Установлена склонность к формированию носи­тельства при некоторых инфекциях (брюшной тиф, дифтерия, вирусный гепатит В) и отсутствие этой формы при других за­болеваниях (грипп, клещевой энцефалит, клещевой риккетсиоз и др.). Носительство (или бактериовыделение) может быть продолжением манифестной инфекции на субклиническом уровне, например, при сальмонеллезе реконвалесцентное носительство. Острое и хроническое носительство различают в зависимости от длительности выделения возбудителя.

Большое значение для практики имеет выделение клини­ческих форм инфекций, что важно как для их распознавания, так и для проведения терапии. Например, менингококковая инфекция может протекать в форме назофарингита, менинги­та, сепсиса и др., что требует разного объема терапевтических мероприятий от амбулаторного лечения до средств интенсивной терапии.