Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Толкачева Е.Ю. Осуществление прав требования в вексельном обязательстве. - ООО Новая правовая культура, 2007 г.rtf
Скачиваний:
38
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
1.48 Mб
Скачать

Возникновение прав требования из простого векселя

Итак, если факт составления ценной бумаги вообще и простого векселя, в частности, влечет возникновение предположения о воле составителя обязаться согласно ее содержанию, то каково в таком случае юридическое значение действий лица, которое ввело бумагу в оборот помимо воли ее составителя?

Например, работодатель подписал несколько векселей в пользу своих сотрудников, рассчитывая после выполнения ими определенной работы выдать эти векселя для оформления задолженности по зарплате. Секретарь, разбирая бумаги на столе руководителя в отсутствие последнего, обнаруживает и эти векселя. Полагая, что "шеф замотался" и забыл выдать векселя, секретарь сам раздает их соответствующим сотрудникам. Последние, ориентируясь на сложившуюся на предприятии практику, согласно которой руководитель неоднократно поручал секретарю производить подобные действия, эти векселя принимают и в обеденный перерыв отправляются в банк, находящийся на соседней улице, который выдает под эти векселя кредиты. Должно ли предприятие-векселедатель отвечать по этим векселям в случае их предъявления к платежу?

Условия этой задачи, будучи сформулированными юридическим языком, выглядят примерно так. Намерение обязаться векселями не подлежит в данном случае сомнению, иначе бы их не составляли, а составив, не подписывали. Добросовестность приобретателей - сотрудников фирмы и банка, который учел часть векселей, - также налицо, как и намерение обязаться, как, впрочем, и неосторожная вина секретаря, и намерение сотрудников приобрести права по векселям. Наконец, столь же очевидно, что у векселедателя было намерение наделить приобретателей векселей субъективными правами, но только при определенном условии, какового к моменту получения ими векселей не наступило, но о котором приобретатели не знали, не могли и не должны были знать (я об этом уже сказала, отметив добросовестность приобретателей). Возникли ли у них субъективные права требования по векселям?

Для ответа на этот вопрос мы должны определиться, чему мы отдаем приоритетное значение - намерению векселедателя наделить приобретателей правами или намерению таковые добросовестно приобрести. Отдав приоритет первому моменту, мы получим "теорию доставления собственности" Лемана, а согласившись с приоритетностью второго момента, придем к "теории честности" Грюнгута. Признав же необходимым наличие обоих моментов, мы подтвердим теорию, которой придерживается современный российский законодатель, каковую можно наименовать "теорией добросовестного приобретения собственности". Сравнительно "взвесим" все эти три теории.

Чем не хороша теория Лемана? Основная ее несообразность - в невозможности объяснить множественность обязательств векселедателя при единичности его подписи. Поскольку не может существовать более одного права собственности на одну и ту же вещь, не может существовать одновременно обязательства векселедателя более чем перед одним векселедержателем. Не выдвигая в качестве особого условия приобретения права собственности на вексель добросовестность лица, которое это право приобретает, теория Лемана признает тем самым применение общегражданской категории добросовестности. Но тогда почему приобретение права собственности на вексель, будучи добросовестным по общим принципам гражданского права, автоматически предполагает и добросовестность приобретения обязательственных прав, вытекающих из векселя в порядке вексельного права? Следуя теории доставления собственности, нужно признать лишним институт индоссамента - для обращения векселя достаточно заключения обыкновенного договора купли-продажи как средства, наиболее распространенного для перенесения права собственности на вещи.

Итак, наличие желания векселедателя наделить приобретателя векселя субъективными правами (передать ему право собственности на вексель) существенно, но, очевидно, эта "существенность" не должна простираться до той же степени, что и в гражданском праве, о чем свидетельствует ордерная природа векселя. В частности, вексельное право должно игнорировать мотивы такого желания. Применив противоположный подход, мы должны будем решить представленную задачу, отказав работникам и банку, приобретшим векселя, в принадлежности прав по этим векселям, ибо ожидание, из которого работодатель исходил, желая передать векселя в собственность работников, не оправдалось.

Что порочит теорию Грюнгута? Привнесение в вексельное право конструкции, оправдания которой нет в праве гражданском, - различение категорий "возникновение обязательства" и "вступление в силу обязательства". Дело здесь в другом: должны различаться моменты возникновения юридической обязанности и субъективного права. Относительно первого вопроса теория честности не дает однозначного ответа, а второй связывает с добросовестным приобретением векселя Но что есть приобретение векселя - приобретение права собственности на него и, как следствие, приобретение следуемых из него прав либо непосредственное приобретение прав требования. Теория Грюнгута выбирает второй вариант ответа и тем самым оказывается неспособной объяснить независимость прав держателя векселя от прав его предшественника.

Взятые порознь теории Лемана и Грюнгута страдают такими недостатками, которые не позволяют удержаться им в вексельном праве. Соединенные же по своим положительным качествам они будут означать построение теории добросовестного приобретения права собственности на вексель, из которой исходит законодательство Женевского типа вексельного права, в частности - российское.

Таким образом, право требования по векселю возникает с момента добросовестного приобретения права собственности на вексель. Законодатель и здесь применяет систему "предположения": исходя из общего правила о том, что нахождение векселя в руках любого лица, отличного от векселедателя, означает намерение последнего наделить поименованное в векселе лицо правом собственности на вексель, законодатель допускает, тем не менее, его опровержение. Для этого должнику необходимо доказать:

1) отсутствие желания передать право собственности на вексель и юридического факта, который породил бы право собственности на вексель, и

2) недобросовестность приобретателя.

Итак, простой вексель - ценная бумага, являющаяся основанием возникновения и условием существования обязательственного правоотношения между векселедателем и приобретателем, содержанием которого является простая и ничем не обусловленная юридическая обязанность векселедателя уплатить добросовестному приобретателю векселя денежную сумму, возникающая с момента составления векселя, а также - право приобретателя потребовать исполнения этой обязанности, возникающее в момент добросовестного приобретения права собственности на вексель.

Соседние файлы в предмете Гражданское право