Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дубовицкая Е.А. Европейское корпоративное право - Свобода перемещения компаний в Европейском сообществе. - М. Волтерс Клувер, 2004.rtf
Скачиваний:
84
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
3.13 Mб
Скачать

Трансформация директивы в государствах-участниках

При трансформации Директивы большинство государств-участников (Бельгия, Люксембург, Италия, Германия, Нидерланды, Греция) включили в свое законодательство закрытый перечень выбранных ими оснований недействительности *(308). Например, в Германии в настоящее время АО или ООО могут быть признаны недействительными, только если их устав не содержит сведений о размере уставного капитала или о целях деятельности общества (формальное основание) или же положения устава о целях деятельности общества являются ничтожными (материальное основание).

Франция при трансформации директивы избрала иной метод. Правило ст. 360 Закона о торговых компаниях от 24 июля 1966 г., согласно которому на компании распространяются договорно-правовые основания недействительности, было оставлено в качестве общей нормы. Из этого правила для АО и ООО были сделаны исключения: на них не распространяются такие основания недействительности, как пороки воли участников при вступлении в общество, а также недееспособность учредителей, если хотя бы один из них является дееспособным (абз. 1 ст. 360) *(309). Такая трансформация директивы подверглась в литературе критике. Указывалось прежде всего на то, что для АО и ООО продолжают действовать многочисленные основания недействительности, вытекающие из договорного права и не перечисленные в Первой директиве *(310). Однако с этим нельзя полностью согласиться, поскольку основания, по которым АО и ООО во Франции могут быть признаны недействительными, вовсе не так многочисленны. Это следующие основания:

1) общество создано одним лицом (за исключением ООО) *(311);

2) не внесены вклады в уставный капитал (абз. 1 ст. 1844-10 и ст. 1832 ГК Франции);

3) отсутствует "affectio societatis", т.е. намерение учредителей действовать сообща для достижения общих интересов (ст. 1832 ГК Франции; для ООО одного лица "affectio societatis" не требуется) *(312);

4) цель деятельности компании противоречит требованиям закона или общественного порядка (ст. 1833 ГК Франции).

Из этих оснований в Первой директиве не упоминается лишь такое основание, как отсутствие "affectio societatis". Данное основание направлено против компаний, созданных с целью обхода требований закона, своего рода "притворных компаний" (по аналогии с притворными сделками) *(313). Далее, судебная практика в рамках ст. 360 допускает признание общества недействительным, если оно создано с целью обмана. Обман, таким образом, является еще одним основанием недействительности общества по французскому праву *(314). И наконец, как мы видели выше, французское право понимает термин "цель деятельности компании" шире, чем Европейский суд в решении "Marleasing".

Дания, Великобритания и Ирландия сочли возможным не вводить в свое законодательство правила о недействительности компаний. Объясняется это тем, что в этих странах компания, имеющая свидетельство о регистрации, не может быть признана недействительной. При этом только право Дании гарантирует, что при создании компании были соблюдены все нормы национального права, поскольку только в Дании наряду с формальным контролем производится и материальный контроль. Это "...предоставляет достаточную гарантию, что создание свободно от изъянов; полагаясь на этот контроль, нет нужды предусматривать правило о ничтожности" *(315).

Иначе обстоит дело в Великобритании и Ирландии. Эти страны при создании компании ограничиваются формальной проверкой. В результате нет гарантии, что зарегистрированная компания свободна от изъянов. Тем не менее благодаря выданному при регистрации certificate компания застрахована от недействительности. К сожалению, данное правило знает исключения. Так, английскому праву известны случаи, когда компания все же может признаваться недействительной *(316). Фикция надлежащей регистрации, основанная на выдаче certificate of incorporation (ст. 13 Закона о компаниях) не связывает Корону, поэтому генеральный прокурор может обратиться в суд и получить судебный приказ (certiorary), аннулирующий регистрацию компании. Правда, прокурор обращается в суд лишь тогда, когда цель деятельности компании противозаконна или нарушает общественный порядок, а не когда нарушены какие-либо формальности при регистрации *(317). Например, по мотивам нарушения общественного порядка была признана недействительной регистрация компании, в уставе которой в качестве цели деятельности было указано "осуществление бизнеса в сфере проституции" *(318).

Если сама по себе недействительность компании, цель деятельности которой противоречит закону или общественному порядку, совместима с положениями Первой директивы, то о последствиях недействительности в английском праве этого сказать нельзя. Аннулирование записи о регистрации на основании certiorary ведет к тому, что компания рассматривается как никогда не существовавшая *(319). В результате нарушаются интересы как участников, так и кредиторов компании, и не выполняется требование абз. 2 ст. 12 Первой директивы, в соответствии с которым недействительность компании может распространяться только на будущее время. Английское право нельзя поэтому признать полностью соответствующим Первой директиве *(320).

В Ирландии подобная судебная практика отсутствует. Более того, английская практика, допускающая аннулирование свидетельства о регистрации посредством certiorary, в ирландской литературе была оценена отрицательно, в том числе из-за ее несоответствия абз. 2 ст. 12 Первой директивы. Для того чтобы избежать подобной проблемы в Ирландии, было предложено не допускать certiorary в отношении свидетельства о регистрации компании *(321).

Соседние файлы в предмете Гражданское право