Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дмитрик Н.А. Осуществление субъективных гражданских прав с использованием сети Интернет. - Волтерс Клувер, 2007 г.rtf
Скачиваний:
92
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
2.7 Mб
Скачать

4.2.2. Доступ к информации и статус информационных посредников

Говоря о доступе к информации, необходимо обратить внимание на проблему участия информационных посредников в процессе осуществления этого доступа. Участие информационных посредников значительно усложняет механизм осуществления доступа к информации, что требует специальных положений в законодательстве о правах, обязанностях и ответственности информационных посредников. В частности, в DMCA специальный разд. 512 устраняет ответственность информационных посредников за нарушения авторского права в процессе доступа к материалам в сети Интернет, если: 1) передача информации была инициирована третьим лицом или направлена в отношении третьего лица; 2) если передача, перенаправление или хранение информации являлось автоматическим технологическим процессом, без осуществления отбора материалов информационным посредником; 3) если информационный посредник не выбирал получателей информации, кроме как в автоматическом режиме в ответ на запрос третьего лица; 4) если в процессе информационного посредничества сделанная посредником копия не была доступна третьим лицам и получатели информации могли осуществлять доступ к копии в течение времени, не более чем нормально необходимого для получения такой информации; 5) если информация была передана без модификации ее содержания. В указанном акте содержится и ряд других положений, направленных на определение прав и обязанностей информационных посредников в процессе использования их услуг для осуществления доступа к информации.

К сожалению, в российском законодательстве механизмы участия информационных посредников в процессе осуществления доступа к информации не закреплены. Это связано с тем, что и теория и законодательство в РФ традиционно исходят из следующей модели осуществления доступа: выделяется лицо, обязанное предоставлять информацию (обычно - государственный орган) и управомоченное на получение информации лицо (гражданин либо организация). Соответственно, правам гражданина (организации) на получение информации закон соотносит обязанности государственных органов по предоставлению такой информации. Аналогично строится и законодательство об авторском праве: участие посредников в осуществлении доступа к произведениям и их использовании не предусматривается.

Между тем в законопроекте "О праве на информацию" депутатов Государственной Думы В.В. Похмелкина и С.Н. Юшенкова содержалось несколько иное положение: "Право на информацию реализуется в процессе личной, профессиональной, производственной, общественной деятельности физических, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, государства, выступающих в роли:

- собственников и владельцев (держателей) информационных ресурсов, информационных систем и сетей;

- пользователей информационными ресурсами, информационными системами и сетями;

- посредников между собственниками, владельцами (держателями), пользователями информационных ресурсов, систем и сетей".

Обращает на себя внимание довольно точная формулировка: право на информацию (т.е. и право на доступ к информации) реализуется в деятельности не только граждан, организаций и государственных органов, но и посредников, хотя, бесспорно, само право на доступ к информации и обязанность эту информацию предоставить относятся только к двум участникам правоотношения.

В документах международного уровня при решении проблемы доступа к информации посредникам уделяется большее внимание. Окинавская хартия глобального информационного общества *(232) говорит не только о доступе к информационным ресурсам, телекоммуникационным сетям, - но и о доступе через пункты общественного доступа, местные информационные сети. Эти нормы относятся по большей части к решению проблемы цифрового неравенства, но они вполне четко ставят вопрос: проблема доступа к информации зависит от доступа к информационной инфраструктуре, причем инфраструктуре, поддерживаемой иными лицами, не владельцами информационных ресурсов.

В связи с этим представляется, что трехчленный подход к механизму осуществления права на доступ к информации является более разумным. Ведь в реальности в процессе передачи информации могут участвовать, и, как правило, участвуют, иные лица - информационные посредники. Их действия, их права и обязанности фактически являются условием реализации прав и обязанностей основных участников правоотношения, но статус таких субъектов в настоящее время не определен законом.

Закон, регулируя деятельность начального и конечного участников правоотношения, оставляет неурегулированным его среднюю, промежуточную часть, сам механизм связи между участниками. Подобный пробел делает все правоотношение неустойчивым, так как (формально) гарантированные законом права основных участников могут фактически оказаться неосуществимыми в связи с неурегулированностью статуса информационных посредников, их взаимоотношений с иными лицами.

Это обусловливает возможность возникновения ряда частных проблем.

Во-первых, не оговаривается возможность управомоченных лиц использовать посредника по своему выбору или не использовать его вообще. Сужение круга возможных посредников, установление необходимости личного обращения к соответствующему лицу или организации либо обязанности обращаться только через посредника существенно сдерживает возможности уполномоченных лиц осуществлять доступ к информации. Тут играют роль территориальная удаленность информационного ресурса, удобство и стоимость использования услуг тех или иных посреднических организаций, само наличие возможности пользоваться услугами информационного посредника на той или иной территории.

Во-вторых, не определяются основания и способы установления правовой связи между посредником и основными участниками правоотношения. Действия посредника рассматриваются законодателем как сторонние для отношений между управомоченными лицами и государственными органами, а следовательно, в законодательстве не предусматриваются конкретные юридические составы, на основании которых можно будет говорить о самом наличии посредника в правоотношении либо его отсутствии. Между тем, если возникает спор о самом факте участия посредника, становится невозможным вести речь о его правах и обязанностях.

В-третьих, не устанавливаются права и обязанности посредников во взаимоотношениях с иными лицами при реализации ими права на доступ к информации. Между тем перечень прав и обязанностей посредников должен отвечать правам и обязанностям основных участников правоотношения. Например, зачем устанавливать недельный срок ответа на заявление, если в одну сторону письмо идет десять дней.

Наконец, не определяются основания и порядок ответственности информационных посредников. При решении этого вопроса необходимо учитывать специфику их статуса: они не инициируют передачу и не контролируют содержание передаваемой информации, они только передают ее. Следовательно, и отвечать они должны только за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей, связанных с передачей информации. Для реализации права на доступ к информации большое значение имеют период прохождения информации, ее сохранность и конфиденциальность, поступление информации к надлежащему адресату (получателю). За исполнение обязанностей, связанных с реализацией указанных задач, и должны нести ответственность посредники.

Однако решение проблем, связанных со статусом информационных посредников, на законодательном уровне - дело тоже весьма нелегкое. Информационные посредники осуществляют свою деятельность в самых различных областях общественной жизни, и правоотношения, связанные с доступом к информации, - одни из многих, в которых посредники участвуют. Следовательно, неправильно было бы говорить о необходимости специального законодательного регулирования статуса посредников применительно к проблемам доступа к информации. Необходимы универсальные правовые нормы, определяющие статус информационных посредников (их права и обязанности), во всех видах отношений с их участием.

В то же время нельзя оставлять эту проблему без внимания и в законодательстве о доступе к информации. Необходимо создать механизм реализации права на доступ к информации, охватывающий всех участников. Игнорирование хотя бы одного необходимого этапа, например проблемы участия информационных посредников, может поставить под угрозу действие данного механизма в целом, а следовательно, повлечь фактическую невозможность реализации права.

Выход - в гармонизации всего законодательства, связанного с информационными процессами, с реализацией информационных прав граждан. Законодательные акты об информационных посредниках, о доступе к информации должны стать необходимыми, но отнюдь не единственными элементами такого законодательства.

Соседние файлы в предмете Гражданское право