Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ii / 101-202.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
1.41 Mб
Скачать

Распространение предложения включением обращения

§ 2059. Предложение может быть распространено обращением. Обращение— это распространяющий член предложения — имя в форме им. п., возможно — с зависящими от него словоформами, называющий того, к кому адресована речь. Это может быть название лица, неодушевленного предмета или явления. В роли обращения чаще всего выступает существительное; однако обращением может быть и прилагательное (или причастие).

Обращение не является таким распространителем, который никак не связан с остальным составом предложения. Такая связь существует. Она выражается, во­первых, в том, что любое предложение, сообщающее о действии или состоянии определенного субъекта и имеющее в качестве сказуемого глагол в форме 2 л., с абсолютной регулярностью может распространяться обращением, называющим субъект, который либо обозначен в подлежащем местоимением, либо не обозначен совсем: Кудатак,кумушка,бежишьтыбезоглядки? (Крыл.);Ах,раскиньтесь,строчкипеснопений,надземлеювечномолодой(Прок.);Откройся,мысль!Станьмузыкою,слово(Забол.). Во­вторых, всегда, в любом предложении, обращение образует синтагму или группу синтагм, либо входит в синтагму вместе с другими словами в предложении.

Основная функция обращения — называние того, к кому направлена речь — очень часто сочетается с экспрессивной оценкой, с выражением субъективного отношения говорящего (пишущего). Экспрессия выражается по­разному: интонацией, повторением обращения, сопровождающими его междометиями или частицами, лексическим значением того слова, которое выступает в роли обращения.

Обращение или вводится внутрь предложения или непосредственно сопровождает его — открывает предложение или заключает его собою: Приятель дорогой, здорово! Где ты был? (Крыл.); Ты их узнала, дева гор, восторги сердца, жизни сладость (Пушк.); Блеща средь полей широких, Вон он льется!.. Здравствуй, Дон! (Пушк.); Старик! Я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас (Лерм.); Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою? (Тютч.);[Акулина Ивановна:]Эх,братцы!Нехорошоунас...зачтостарикаобидели? (Горьк.);Ну,спичка,спичка,выручай,Неподведибойца(Твард.);Дай,Джим,насчастьелапумне(Есен.);ТоварищСолнце!Высушислезвлагу! (Асеев).

Если речь обращена к нескольким, многим, то в предложение может быть введено несколько обращений: Восемьдесятпятьоконоткрытынастежь.Явоспользовалсяэтим,чтобыпроизнестивамсвоюречьвам,гражданинграммофонщик,ивам,соседка,показавшаясвоюперину,ивам,владельцыкастрюлек,масленок,горшковиредиски(Фед.);Пойте,люди,городаиреки!Пойте,горы,степииполя! (Сурк.). Несколько обращений к одному адресату обычны в случае их экспрессивной окрашенности:Подругаднеймоихсуровых,Голубкадряхлаямоя!ОднавглушилесовсосновыхДавно,давнотыждешьменя(Пушк.);Черныйчубтвой,намокшийпотом,Из­подшапкиналобпадёт.Здравствуй,медленныйпотработы,Здравствуй,трудныйкрестьянскийпот! (Багр.);Славься,благословенный,Скрытыйвземлередут,Медленный,тяжеленный,Каменный,несравненныйГордыйшахтерскийтруд! (С. Васильев).

В разговорной речи и отражающих ее письменных текстах форма им. п. существительного в обращении может выступать с отсечением флексии: мам,Валь,Вань,Кольи т. п.:Маманьк,аужинатькогдабудем? (Ф. Тихонов);Длямамашихочуспеть...Слушай,мамаш! (Малышк.). В этих случаях обычно повторение обращения посредством соединяющей и акцентирующей частицыа:Мам,амам,почитаем?;Вань,аВань,подойди­какомне;Нина,аНин,подисюда(Фед.). Эта же частица соединяет и неусеченные формы: —Барышня,абарышня! —началопятьгородовой(Дост.);Люди,алюди!ЗнаетеливыРусскуюпесню,Когдасердцеееоблеглатоска(К. Некрасова).

§ 2060. Позицию обращения очень часто занимают слова с оценочным или качественно­характе-ризующим значением. Такое слово нормально сочетается с местоимением:Пойми,чудакты,чтотынеправ;Дапожалейтежеего,бесчувственнаявыженщина!;радостьтымоя,дурактыэтакий,чудактычеловек.

Примечание 1. Функция адресования ослаблена или отсутствует у квалифицирующего слова в сочетании с местоименным словом, типа: Знает, хитрец (хитрец он этакий), у кого просить!; Поняла бессовестная (бессовестная ты, бессовестная она), где и как надо действовать (т. е. он, хитрец, знает...; ты, бессовестная, поняла).

Примечание 2. При слово прощай(те) в знач. (исчез), (больше нет, не будет) обращение интонационно не выделяется и приобретает свойства подлежащего: Ежели который мужик записался в охотники или в лошадники, то прощай соха (Чех.); Ну, вот я и дама, и уезжаю, и прощай Москва (Ю. Казак.).

§ 2061. Обращение может быть выражено местоимением­существительным: Глядите на меня, все! (Дост.); Вон, разбойник! Застрелю! Эй, кто­нибудь! (Шишков). В сочетании с именем: Ты, Вася, и ты, Федот, махнем­ка завтра на Лебяжью (Б. Шергин). В функции обращения может выступать вводимое относительным местоимением придаточное предложение: Кто может, — на площадь, в город! — Кто может, — поднимайся! (Фед.).

Обращение, выраженное одиночным местоимением 2 л., несет экспрессию грубости или фамильярности: Ступайзашестом,ты! (Тург.); —Эй,ты! —крикнулСавелийвсени(Чех.); —Отвечайте...Чтозначитэтомолчание?Послушайте,вы! ...Васвыгонятиздома,васвыгонятизгорода,наваспальцами,слышите,пальцамибудутпоказывать,вы! (Фед.).

§ 2062. Позиция обращения в непринужденной, фамильярной речи может быть занята словоформой, называющей лицо по внешнему, ситуативному признаку, обычно — случайному, окказиональному: Эй,вы!крепнашляпе!Теперьпрятаться!Стойте:ктовытакой? (Дост.);Эй,воротник,говоришьпо­немецки? (Анн.);Эй­й!На­абарже­е! (Горьк.);Эй,наверху,спускайтесьсюда!;Вытам,накатере,давайтекпричалу!;Вернись­ка,ты,вшляпе!;Вовторомряду,прекратитеразговоры!;Послушайте,закустом,перестаньтепрятаться!

§ 2063. Изолированное обращение — одно или в сочетании с частицей, междометием, произнесенное с соответствующей интонацией (обычно с ИК­2 или ее модальными реализациями), может приобретать самостоятельную коммуникативную значимость — выражать призыв, просьбу, ласку, угрозу, напоминание, удивление: Онаселанапостельипозваланежно: —Володя! (Чех.); [Войницкий:]Никакихунегонетдел.Пишетчепуху,брюзжитиревнует,большеничего. [Соня:] (тономупрека)Дядя! (Чех.).

§ 2064. Интонационно обращение выделяется, по­разному, — прежде всего в зависимости от его места в предложении, а также в зависимости от своего состава. В начале предложения обращение выделяется в отдельную синтагму и произносится с разными типами ИК, из которых основным является ИК­2: Ста2рик, /яслышалмногора3з, /чтотыменяотсме2ртиспас! При перечислении каждое из обращений выделяется в самостоятельную синтагму:Олюбимыесердцемобм2аны, /заблужденьямладенческихле2т/... В середине и в конце предложения обращение может объединяться в одну синтагму с распространяемой частью предложения, и тогда оно входит в постцентровую часть соответствующего типа ИК:Ив2анИльич, /распо3рядись,братец,насчетзакуски!;Здрав2ствуй,правнуковжилище, /им3ое, /инем4ое(Анн.);Дапожал2ейтежевыего,бесчувственнаявыженщина!

Выделение обращения в отдельную синтагму в неначальной позиции служит средством увеличения его информативной нагрузки, например, усиления оценки: Дапожал2ейтежевыего, /бесчувственнаявыженщина!

Обращение может быть осложнено оттенками противопоставления, которые варьируются при передвижении центра ИК­2, ИК­3, ИК­6 и изменении синтагматического членения: Чутьзацвететиван3­чай, /Сэтогосамогоцве3та, / —Ран6неелето, /про2щай, /Здравствуй,полдн2евноелето! (Твард.) или:Раннеелето, /прощ6ай, /Здра6вствуй, /полдн2евноелето!

§ 2065. В художественной литературе, в поэзии функции обращения расширяются и обогащаются. Основная, общеязыковая функция адресования речи сохраняется; однако здесь она не только не является единственной, но очень часто оказывается ослабленной или преобразованной. Ниже перечисляются наиболее характерные явления, связанные с осложнением функций обращения в художественной речи.

1) В поэтической речи обращение может вводить основную тему,называть тот предмет, которому посвящено последующее повествование. Это обозначение обычно является развернутым, предмет не только называется, но и определяется, характеризуется. Особенно отчетливофункция введения темы обнаруживается тогда, когда обращение открывает собою текст:Угрюмыйсторожмуз,Гонительдавниймой,Сегоднярассуждатьзадумалястобой(Пушк.);Кобылицамолодая,Честькавказскоготавра,Чтотымчишься,удалая?Итебепришлапора(Пушк.);Подругадумыпраздной,Чернильницамоя,МойвекразнообразныйТобойукрасиля(Пушк.);Дарнапрасный,дарслучайный,Жизнь,зачемтымнедана? (Пушк.);Очемтывоешь,ветрночной?Очемтаксетуешьбезумно? (Тютч.);БезыменныегероиОсажденныхгородов,Явасвсердцесердцаскрою,Вашадоблестьвышеслов(Пастерн.);Славатебе,безысходнаяболь!Умервчерасероглазыйкороль(Ахм.).

2) Сохраняя функцию называния того, к кому адресована речь, обращение в художественной, поэтической речи часто сосредоточивает в себе центральную часть сообщения:изъятие такого обращения лишает текст его информативной законченности и ясности (это же характерно и для обращений, описанных в п. 1): Душа мояЭлизиум теней, Что общего меж жизнью и тобою! Меж вами, призраки минувших, лучших дней, И сей бесчувственной толпою? (Тютч.); Любить хотел я, не любя, Страдатьно в стороне, И сжег я, молодость, тебя В безрадостном огне (Анн.); Тишина, ты лучшее Из всего, что слышал (Пастерн.); Легче лисёнка Скрыть под одеждой, Чем утаить васРевность и нежность (Цвет.); Родной старины дорогие места, Кто вами не будет гордиться? (В. Замятин); О любимые сердцем обманы, Заблужденья младенческих лет! В день, когда зеленеют поляны, Мне от вас избавления нет (Забол.).

Большой информативной нагруженностью обращения в таких случаях определяется наличие при нем распространяющих слов, с разных сторон характеризующих называемый предмет или разнообразно информирующих о нем: Сумрактихий,сумраксонный,Лейсявглубьмоейдуши,Тихий,томный,благовонный,Всезалейиутиши(Тютч.);Большенесуровые,Печальныеглаза,Любилильвы,простители? (Анн.);ПрекрасныхруксчастливыйпленникНалевомберегуНевы,Мойзнаменитыйсовременник,Случилось,какхотеливы(Ахм.);Молодая,счувственнымоскалом,Ястобойненеженинегруб(Есен.). Насыщенностью информативного задания в подобных случаях объясняется сложная организация распространителей самого обращения, в частности, союзные связи таких распространителей (а) или оформление их в виде придаточных предложений при личном местоимении (б):

а) Товарищмилый,нолукавый,Твойкубокполонневином,Ноупоительнойотравой(Пушк.);Орьяныйконь,оконьморской,Сбледно­зеленойгривой,Тосмирный,ласково­ручной,Тобешено­игривый!ТыбуйнымвихремвскормленбылВширокомбожьемполе(Тютч.);СхоронилипепелищеЛуннойночьювзабытье...Здравствуй,правнуковжилище, —Имое,инемое! (Анн.).

б) Оты,чьейпамятьюкровавойМирдолго,долгобудетполн,Приосенентвоеюславой,Почийсредипустынныхволн! (Пушк.);О,вы,которыхябезумнотакжелал!Когоятаклюбил,кольэтовашитени,Отдайтесчастьямненетронутыйфиал(Анн.).

3) В поэтической речи обращение может приобретать функцию собственно называния,представления предмета; сама «обращенная речь» при этом или отсутствует или сводится к словам­приветствиям. Такое обращение может составить отдельную и законченную часть поэтического текста. Такова, например, самостоятельная начальная строфа стихотворения М. Цветаевой «Генералам 12­го года»: Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи глаза, как бриллианты, На сердце оставляли след, — Очаровательные франты Минувших лет!

С информативной самостоятельностью обращения связана возможность его союзного соединения с целым предложением, т. е. функционирование обращения, одного или в сочетании со словом­приветствием, в качестве части сложного предложения или сложно организованного текста: Вы,сквадратнымиокошками,невысокиедома, —Здравствуй,здравствуй,петербургскаянесуроваязима!Иторчат,какщукиребрами,незамерзшиекатки,Иещевприхожихслепенькихваляютсяконьки(Мандельшт.);Ой,цветикисадовые,Данекомуполить!Ой,пряничкимедовые!Даскемжевасделить? (Анн.);Чутьзацвететиван­чай,Сэтогосамогоцвета, —Раннеелето,прощай,Здравствуй,полдневноелето! (Твард.).

Во всех случаях, описанных в п. 3, обращение ослабляет или совсем утрачивает свою главную функцию — конкретного адресования речи.

4) В строе сложно организованного художественного текста обращение может осложняться функцией сопоставления контрастных ситуаций, понятий. Таковы, например, функции двух разделенных повествованием контрастирующих обращений к Финну в речи Наины в «Руслане и Людмиле» Пушкина: Пастух,янелюблютебя...Герой,янелюблютебя. Контрастирующее сопоставление может быть и прямым, непосредственным:Вы,ангелрадости,когда­нибудьстрадали? ...Вы,ангелкротости,знакомыстайнойзлостью? ...Вы,ангелпрелести,терялисчетморщинам? (Анн.);Тише,ораторы!Вашеслово,товарищмаузер(Маяк.).

Соседние файлы в папке ii