Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
PsihologiaIZDO / ВП учебные материалы / ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ часть 1.doc
Скачиваний:
110
Добавлен:
10.04.2015
Размер:
713.73 Кб
Скачать

Возрастные кризисы взрослости

Главная особенность развития в зрелом возрасте - мини­мальная его зависимость от хронологического возраста, в го­раздо большей степени оно определяется личными обстоятель­ствами жизни человека - его опытом, родом занятий, установками и т.д.

Постепенное построение и перестраивание социального понимания и поведения плохо вписывается в теорию стадий. Не все взрослые достигают одинаковых успехов или устраива­ют жизнь по единому образцу.

Наиболее противоречивые оценки возрастного развития касаются так называемого кризиса середины жизни или кри­зиса сорока лет. Этот термин был введен Левинсоном (см. пе­риодизацию Левинсона в гл. 1). Представление о кризисе сере­дины жизни стало популярным и общеупотребимым. Однако многие исследователи сомневаются в том, что о кризисе сере­дины жизни можно говорить как о чем-то происходящем в норме и со всеми людьми, в том числе потому, что люди, зная о том, что в 40-45 лет наступает кризис, склонны усугублять собственные проблемы, квалифицируя собственные пережива­ния как проявления кризиса, в то время как на самом деле не испытывают кризисных переживаний.

Левинсон, однако, ввел представление не об одном (наибо­лее известном) кризисе, а о трех - переход к ранней взрослос­ти, переход к средней взрослости, переход к поздней взрослос­ти. При этом для того, чтобы стать по-настоящему взрослым, мужчине необходимо справиться с четырьмя задачами: увязать мечты и реальность, найти наставника, обеспечить карьеру, наладить интимные отношения.

Исследования Левинсона исходно были проведены на муж­ском контингенте испытуемых. Это обстоятельство вызывало постоянную критику, и в результате в настоящее время появи­лись исследования, в которых испытуемыми стали женщины. Обнаружено, что в отличие от мужчин, у женщин стадии жиз­ненного цикла в большей мере структурированы не хронологи­ческим возрастом, а стадиями семейного цикла - брак, появле­ние детей, оставление выросшими детьми родительской семьи.

Огромные различия обнаружились в том, какие мечты возникают у мужчин и женщин. Мужские мечты связаны в первую очередь с карьерой и будущей профессией, женские - в подавляющем большинстве - с семьей и профессией. Женская мечта оказывается расщепленной, что приводит к субъектив­ному переживанию раздвоенности. Это переживание, как пра­вило, связано не с определенным возрастом, а с конкретными обстоятельствами, например, с необходимостью оставить рабо­ту ради детей или с разводом, новым браком.

В связи с критикой в адрес нормативно хронологически определенных кризисов взрослости Г. Крайг в своей книге "Пси­хология развития" описывает эти явления под симптоматич­ным названием "Миф о кризисе середины жизни". Она рас­сматривает две модели переходного возраста - модель перехода и модель кризиса.

Модель перехода предполагает, что перемены в жизни за­ранее планируются, и потому человек оказывается способным справиться с ними.

Модель кризиса - противоположная. При кризисном тече­нии середины жизни происходит утрата иллюзий, возникает болезненная неспособность справиться с возможными пробле­мами -разводами, потерей работы, с физиологическими при­знаками надвигающейся старости.

В противопоставлении этих моделей сразу же бросается в глаза и заведомо негативное понимание самого термина "кризис". Кри­зис понимается как такое преодоление важного жизненного рубе­жа, при котором возможны осложнения, дискомфорт, ощущение утраты и т.д. Такое понимание характерно практически для всех работ западных авторов. Термин "кризис" также весьма часто трактуется как синдром, характеризующий неблагоприятное те­чение возрастного (или биографического) перехода. Исключение составляет лишь термин "кризис", используемый Э. Эриксоном (см. выше).

Тем не менее, середина жизни в западной психологии рас­сматривается как время, когда люди критически переоценива­ют свою жизнь, анализируют ее. Одни могут быть удовлетворе­ны собой и своими достижениями, для других, напротив, этот процесс может быть болезненным. Но следует обратить внимание на то, что независимо от модели (перехода или кризиса), речь идет об особого рода рефлексии, о взгляде на собственную жизнь. Речь, собственно, идет о том, что человек в какие-то периоды жизни "делает", а в другие - осмысливает сделанное.

В теоретическом исследовании В.И. Слободчикова, пред­ставленном в соавторстве с Г.А. Цукерман [9], взрослость опи­сывается двумя событийными общностями: воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей; творчество в системе экзистенциальных ценностей. Эти общности обеспе­чивают развитие во взрослости. Вхождение в новую общность знаменуются кризисами рождения. Позитивное разрешение таких кризисов всегда связано с тем, что в культуре находится более масштабная форма общности. Вступая в первую из на­званных общностей, субъект переживает кризис юности - раз­рыв идеала и реальности, при вступлении во вторую - кризис взрослости - разрыв личного и общечеловеческого смыслов жизни.

В кульминационной точке общности происходит кризис развития. Это момент, когда заканчивается освоение новых способов взаимодействия и начинается развитие индивида внут­ри общности. В указанных общностях строится в первой - ми­ровоззрение, во второй - личность (собственная позиция в куль­туре и истории).

Данная периодизация и соответствующие ей кризисы пока не были разработаны экспериментально. Но из общего контек­ста данной концепции следует, что перечисленные высшие ста­дии развития индивида являются нормативно-потенциальны­ми, но далеко не всем людям реально удается достичь этих высших ступеней развития.

Из приведенного обзора видно, что экспериментально-пси­хологические исследования отдельных возрастных кризисов, начатые работами Л.И. Божович в конце 40-х годов, составля­ют самостоятельный и представительный раздел возрастной психологии. Они закладывают основы содержательного анали­за понятия "возрастной кризис", несмотря на то, что подчас сам термин "кризис" необоснованно сужался до поведенческо­го синдрома.