Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
298
Добавлен:
28.03.2015
Размер:
3.43 Mб
Скачать

3.8. Основанная на опыте модель работы с семьей

В России наиболее известным представителем этой модели является американский семейный терапевт Карл Витакер (1912–1995). Здесь мы подробнее остановимся на концептуальных основах и методах именно его работы.

Литература на русском языке

  • Навайтис, 1999, с. 39–49.

  • Витакер, Бамберри, 1997.

  • Витакер, 1998.

  • Саймон, 1996, с. 119–143.

  • Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 436–443 (описан случай работы К. Витакера в России с его комментариями).

Цель работы с клиентом

Работа психолога с клиентом должна помочь клиенту пережить «здесь и сейчас» новый опыт, помогающий членам семьи стать более гармоничными, интегрированными, творческими личностями, что должно изменить их отношения в семье. Важно, чтобы члены семьи захотели пережить этот опыт еще.

Концептуальные основы работы

Согласно К. Витакеру дисфункциональная семья отрицает те импульсы, которые спонтанно возникают у ее членов, старается эмоции и их выражение втиснуть в уже установленные ранее рамки, т. е. общение в ней ригидное, а не спонтанное. Это, с точки зрения К. Витакера, происходит потому, что семья верит в миф, что открытый конфликт может разрушить семью. Это приводит к тому, что семья застревает в какой–то точке своего становления и не может дальше совершенствоваться.

Витакер провоцирует семьи на конфликт, считая, что они обладают громадными потенциальными ресурсами для самосохранения. Он подводит супругов к тому, что они должны принять различия друг друга и их согласовать.

Методы работы из арсенала Карла Витакера

1. Витакер любит собирать вместе расширенные семьи (по 15–20 человек и более). Люди обычно разъезжаются потому, что боятся открытых конфликтных отношений. Однако эти же отношения служат мощным источником личностного роста, составляют ткань подлинной жизни. Уже одно то, что расширенная семья собралась вместе, увеличивает вероятность возникновения конфликтов в ней. А значит, повышается вероятность того, что члены семьи получат ценный опыт открытого взаимодействия, впоследствии захотят пережить его еще раз.

2. Витакер внутренне солидаризируется то с одним членом семьи, то с другим. По ходу этой солидаризации он пытается определить, какие претензии мог бы выдвигать этот член семьи по отношению к остальным. И далее он как бы в шутку начинает высказывать версии этих претензий, упреков, поочередно меняя позиции, провоцируя членов семьи на открытый конфликт, обсуждение наболевших, но «затопленных» вопросов.

3. Большое значение Витакер придает восстановлению в семье ведущей роли супруга, отца. Для этого он требует, чтобы отец, супруг был в консультации, обращается именно к нему с вопросами, игнорируя подчас активность матери, супруги. Подчас Витакер пытается вести себя не совсем адекватно, чтобы побудить главу семьи к принятию ответственности за происходящее, используя механизм комплиментарности ролей.

4. Витакер демонстрирует конструктивное поведение, рассказывая подчас интимнейшие подробности своих переживаний, биографии, чтобы побудить к этому остальных членов семьи, вывести, таким образом, семью на опыт открытого общения.

5. Симптомы несогласия, затруднений расцениваются как предпосылки к совершенствованию. Данный прием получил название «Позитивная коннотация» (positive connotation) – переопределение симптома, с которым пришла семья, таким образом, чтобы само его осознание производило терапевтический эффект.

6. Для того чтобы побудить членов семьи к открытому общению, Витакер порой пытается моделировать фантастические альтернативы для достижения реального ощущения стресса и вовлекает в это творчество всю семью.

7. Подчас Витакер парадоксально увеличивает значение симптомов, усиливает чаяния консультируемых, и в то же время предлагает им самим найти творческое, оригинальное решение, отважиться и рискнуть. Это побуждает клиентов пережить в консультации опыт собственного творчества.

Интерпретации Витакером семейных ситуаций и конкретные задачи, которые он ставит перед собой в процессе работы по отношению к семье, вполне согласуются с теоретическими основами структурной модели консультирования семьи.