Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Семейная психология / Шнейдер Л.Б. - Семейная психология

.pdf
Скачиваний:
645
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
3.81 Mб
Скачать

Для чего нужна честь? Пожалуй, для самосохране­ ния. Только внешняя честь помогает человеку освоить­ ся и занять достойное место в обществе, обеспечив себе

ипотомкам материальную базу для выживания. Внут­ ренняя же честь направлена на «выживание» лично­ сти, ее духовности и нравственной красоты. Такое «на­ следство» передается не генетическим отпрыскам, а друзьям, близким, и даже случайным прохожим. И в этом случае «не оскудеет рука дающего».

Впатриархальной России было несколько разных понятий о чести: для каждой категории людей — свое. Девичья честь заключалась в чистоте и невинности, женская — в верности мужу, мужская — в отсутствии оснований для оскорблений и умении постоять за себя

иза других в случае незаслуженного обвинения.

Бесчестие считалось тяжким грехом и накладыва­ ло клеймо позора на всю семью «согрешившего». Провинившегося могли проклясть родители, исключая его из семейного крута, его могла изолировать или изгнать община. Такого человека сторонились и свои, и чужие, словно боясь запачкаться.

Хотя, можно констатировать, что указанные выше критерии чести скорее можно отнести к внешним, чем к внутренним. Например, если девушка, влюбленная в одного юношу, вышла замуж за другого — «постыло­ го», но богатого, которого потом всю жизнь «ела по­ едом». С внешней точки зрения ее честь была безуко­ ризненной, но на самом деле вряд ли можно считать ее поведение честным.

То же можно сказать о бесчисленных дуэлянтах, часто осознававших свою неправоту, но не признавав­ ших ее, а, ради соблюдения внешней чести, убивавших ими же оскорбленного противника.

Раскрытию некоторых нюансов этой проблемы прощения и чести способствует обращение к роману Ф.М. Достоевского «Идиот».

Попробуем взглянуть на некоторые явления глаза­ ми героев Достоевского. Многие аспекты суждений о чести и бесчестии у Достоевского соответствуют тра­ диционным. Например, обесчещенными, «скверными» герои романа называют соблазненных и обманутых или цинично «использованных» женщин — «беднуюпоселянку» Мари и Настасью Филлиповну. Слова Вари

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Иволгиной «уж не прощения ли просить у ней за то, что она твою мать оскорбила и твой дом срамить при­ ехала, низкий ты человек» иллюстрируют отношение к мужчине, неспособному оградить от посягательств своих близких, что тоже вполне соответствует тради­ ционным взглядам.

Как правило, рядом с понятием «бесчестие» ока­ зываются слова «низость», «унижение». Честь же вос­ принимается как достойное уважения и в то же время обязательное для порядочного человека качество.

Потеря чести и уважения окружающих восприни­ мается большинством героев романа как «падение». «Падший человек» клеймится позором и виной. Напри­ мер, Мари, обманутая, кроткая, несчастная Мари не вызывает сочувствия ни в ком из односельчан и фак­ тически изгоняется из общества. Поэтому князь, гово­ рящий Мари о своем уважении к ней, целующий ей руки, действительно выглядит безумцем.

Как же определить, соответствует ли поступок критериям честного и достойного поведения? Дело в том, что у каждого свои мерки, свой «аршин».

Например, для Гани этот критерий отражается в его же словах: «смешным быть не хочу». И он действи­ тельно остается верным своему кредо, даже когда «на кон поставлена» огромная сумма денег в расчете на известную жадность этого человека. Ганю нельзя на­ звать бесчестным человеком, однако, избранный им критерий чести ориентирован на мнение других лю­ дей, а не на его собственное мнение. То же можно сказать и о «господах нигилистах», которые держали себя так, будто «боялись как-нибудь уронить достоин­ ство» в глазах окружающих.

Другая точка зрения основана на том, что достой­ ный поступок — это умный поступок. Похоже, что этого мнения придерживается мать Аглаи, недаром во вре­ мя беседы князя с «нигилистами» она то и дело вос­ клицает: «сумасшедший дом», «я тут с ума сойду», называет князя «идиотом», себя — «дурой». Другим критерием и для нее и для некоторых других героев, иногда и для Аглаи, является «приличность».

Еще одно «больное место» Аглаи — ее самолюбие. «Преступления» против него она не прощает даже человеку, которого, по ее утверждению, она любила.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Лебедев же, кажется, считает такое понятие как «честь» слишком обременительным и мешающим дос­ тижению его целей. Он с легкостью лжет друзьям и бесконечно «из самоумаления» признает перед каж­ дым встречным, что он «низок», будто заранее выпра­ шивая снисходительности.

Что касается Настасьи Филипповны, то сама она считает себя падшей женщиной, однако ее внутреннее благородство и честность не позволяют ей выйти за­ муж за чистого, искренне любящего ее человека, пото­ му, что она боится «сгубить и опозорить» его. Вместо этого она старается склонить на брак со своим возлюб­ ленным понравившуюся ему девушку. Ее понятия о чести и честности видны и в словах, сказанных Рого­ жину, не любимому ею человеку: «А коли выйду за тебя...то я тебе верною буду женой, в этом не сомне­ вайся и не беспокойся». Мнение посторонних людей Настасье Филипповне безразлично.

Есть в романе еще одна женщина, поставившая внутреннюю честь и милосердие превыше обществен­ ного мнения. Это — Нина Александровна Иволгина, помогающая любовнице своего мужа и ее детям.

Главный герой романа — Лев Николаевич Мышкин сам часто упоминает о том, что, по его мнению, честно, а что «совестно». Стыдно лгать детям, женить­ ся ради наживы, а думать о человеке дурно и вовсе — низость, за которую князь то и дело себя корит.

Зато по-дружески беседовать с лакеем, поспешно извиняться перед человеком только что ругавшим его, жениться на содержанке, считая это честью для себя, Мышкин не считает зазорным. Общественных стерео­ типов «положено — не положено» для него не суще­ ствует, а существует внутренний закон чести, которо­ му и подчиняется герой.

Исследуя отношение «света» и князя Мышкина к «падшей женщине» можно обнаружить огромную раз­ ницу двух мировоззрений. И Мари, и Настасья Филип­ повна, и множество других обманувшихся и обману­ тых женщин, зачастую не виноватых в случившемся с ними, воспринимаются обществом как порочные, и даже преступные существа.

Князь же видит в Мари несчастную девушку, до­ стойную сострадания и помощи. Он не только говорит

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ей о том, что она невиновна, но и пытается донести по­ нимание этого в детские души. Мышкин, рассказывая об этом случае, говорит, что через детей Мари приняла прощение и умерла счастливой. И, скорее всего, это действительно так: князь прервал роковую цепь пере­ живаний Мари (бесчестие — порицание и обвинение жертвы окружающими — самообвинение жертвы и ощущение собственной ничтожности — умирание лич­ ности). Если принять во внимание то, что в основе полноценной личности лежит ощущение собственной «хорошести», то личность, лишенная этого основания, поистине становится умирающей. Не что иное, как духовное возрождение даруют Мари князь и дети сво­ им прощением, отрицанием ее вины.

Отношение князя к Настасье Филипповне чем-то похоже на его отношение к бедной поселянке, за ис­ ключением одного: Мышкин восхищается этой женщи­ ной и в глаза ей говорит, что считает ее совершенством. «Я ничто, а вы страдали и из такого ада чистая вышли, а это много», — глубоко убежден Лев Мышкин. Конеч­ но, не безупречность репутации ценит герой романа, а чистоту сердца, ту самую внутреннюю, истинную честь. Возможно, что вера князя, его убеждение в чистоте На­ стасьи могли бы спасти эту женщину от страданий, причиной которых было глубоко въевшееся в ее душу чувство вины и собственной неполноценности. Она сама себя не могла простить и отталкивала любимого челове­ ка, потому, что не верила, что ему может быть с нею хорошо, что она его достойна. Быть может, простив себя, она сделалась бы более счастливой сама и подарила бы счастье князю. В некоторые моменты она понимает, что обвиняет себя напрасно и недоумевает, удивляется самой себе: «и зачем же я себя так унизила перед ними?»

Способность человека искренне просить проще­ ния вряд ли вписывается в рамки внешней чести: князь, спешащий извиниться или извинить виновато­ го, вызывает в обществе смех и сомнения в его психи­ ческом здоровье. В обществе принято картинно оби­ жаться и заявлять о поруганной чести, разрывая отношения с обидчиком навсегда и надменно отклоняя его попытки примириться.

Настасья Филипповна, проведя пять лет в обиде на своего развратителя и вынашивая план мести, пос-

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ле досадует: «и за что я моих 5 лет в этой злобе поте­ ряла!» Получается, что в проигрыше остается и чело­ век, обидевшийся на мучителя и виновника.

Таким образом, пожалуй, ничто не сочетается луч­ ше, чем примирение, настоящая честь, готовность про­ щать и честно признавать свою вину. А нечестно, на­ верное, как раз изображать из себя оскорбленную невинность и истязать человека его виной, тем более мнимой.

Ориентация на внешнюю честь ведет к потере чего-то главного в жизни, разменивание ее на выясне­ ние того, кто чью честь сильнее задел и кто должен играть роль оскорбленного, а кто — виноватого.

Р. Энрайт! показал, что в понимании прощения взрослым свойственно:

Прощение во исполнение требований религии.

Прощение как средство достижения социаль­ ной гармонии: я прощаю, т. к. это восстановит социальную гармонию и хорошие отношения в обществе.

Прощение как любовь: я прощаю безо всяких условий, из любви к обидевшему меня, т. к.

должен испытывать искреннюю любовь к другому человеку и его ущемляющемуменя поведению, не отражающемуся на моей люб­ ви к нему.

Разброс значений с возрастом увеличивается, по­ казывая, что некоторые взрослые остаются на первых стадиях.

Процесс прощения. Единственное описание про­ цесса прощения приводит Р. Энрайт. В его гипотезе описаны стадии продвижения к прощению, которые не являются жесткими, что позволяет включиться в про­ цесс прощения на любой из них, и необязательно про­ ходить их все. Можно так же повторить некоторые ста­ дии неоднократно.

Стадии процесса прощения

Фаза открытия:

1.Осмысление психологической защиты, признаков факта, что обида имеет место.

2.Признание наличия гнева, с целью избавления от него.

1 Энрайт Р. Духовное развитие прощения. М., 1991.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

3.Признание стыда, если это отвечает обстоятельствам.

4.Осознание затраты эмоциональной энергии на переживание обиды.

5.Осознание личной вовлеченности в когнитивную «репетицию» обиды (постоянные мысли о ней).

6.Понимание того, что обиженный человек сравни­ вает себя с обидчиком.

7.Понимание изменившихся взглядов на справедли­ вость в мире.

фаза принятия решения:

1.Изменение восприятия и новое понимание того, что прежние стратегии избавления от обиды не работают.

2.Готовность рассматривать прощение как предпоч­ тительный выбор.

3.Готовность простить обидчика.

фаза действий:

1.Пересмотр собственных взглядов на обидчика и ситуацию в целом с помощью промеривания на себя различных ролей («влезть в шкуру обидчика»).

2.Эмпатия по отношению к обидчику.

3.Осознание своего собственного сочувствия к обидчику.

4.«Поглощение» боли.

фаза результата:

1.Нахождение личностного смысла для себя и дру­ гих в прощении.

2.Понимание собственной потребности в прощении со стороны других и в прошлом.

3.Понимание того факта, что человек не изолирован от других. Многие были в похожих ситуациях.

4.Понимание того, что пережитая обида может из­ менить жизнь.

5.Осознание уменьшения негативных чувств и рос­ та позитивных чувств в отношении обидчика. При кратком рассмотрении этого процесса расчет

идет на то, что индивид в первой фазе должен прояв­ лять открытость, так как его задача — быть честным перед собой. Главная задача обиженного — сознавать, что он обиделся, и что есть последствия этой обиды. Обиженный человек осознает психологические защиты (отречение, подавление чувств), которыми он пользовал­ ся, чтобы защитить себя от боли обиды. Но боль часто

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

выходит наружу, что ведет к появлению гнева и зла. Так же происходит осознание, что вся эмоциональная и когнитивная энергия тратится на переживание травми­ рующей ситуации.

Переживание — это преодоление некоторого «разрыва» жизни, это некая восстановительная ра­ бота, как бы перпендикулярная линии реализации жизни. Пережить значит перенести какие-либо, обычно тягостные, события, преодолеть какое-нибудь тяжелое чувство или состояние. Переживание состо­ ит в достижении смыслового соответствия сознания и бытия, то есть обеспечение смыслом бытия1. На­ пример, мужчине, от которого ушла жена и создала другую семью, больно представлять себе как она теперь счастлива. Для данного мужчины идет восста­ новительная работа, он переживает, испытывает обиду и гнев. Но настанет момент (4 стадия), когда он поймет, что эта обида может изменить его жизнь в отрицательную сторону. Все это осознание приво­ дит к экзистенциональному кризису, сомнению в наличии справедливости.

 

На фазе действия происходит пересмотр индиви­

 

дом своих взглядов и стремлений к пониманию ситу­

 

ации обидчика и действующих на него стрессов, что

 

позволяет более полно понять его поведение. Проис­

 

ходит реформация — процесс рассмотрения обидчика

 

в каком-то определенном контексте, учитывая его пре­

 

дысторию, возможность того, что он находится под

 

каким-либо давлением. Это делается не для извинения

 

или оправдания обидчика, не для забывания или иска­

 

жения обиды, а для более ясного понимания дела. Эта

 

реформация приводит к эмпатии. Эмпатия есть аффек­

 

тивная сторона когнитивной реформации, так как про­

 

щающий чувствует то, что чувствует обидчик. После

 

этого появляется сострадание, которое делает более

 

возможными и принятие боли, и само прощение. Эм­

 

патия и сострадание — эмоциональные компоненты

 

пересмотра взглядов, мы чувствуем его боль и смягча­

 

емся. Причем, важно не находить оправданий обидчи­

 

ку, так как каждый ответствен за свои поступки.

346

1 Василюк Ф.Е. Психология переживания. М, 1984.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

Экзистенциональная рефлексия может привести жертву к пониманию того, что сама и обида и продви­ жение в сторону примирения имеет глубоко позитив­ ное значение для ссорящихся и для других людей. На­ пример, женщина после развода с мужем пришла к выводу, что стала более независима, а прощение выс­ тупило как поддержка отношений с детьми. Экзистен­ циальное значение обиды и процесса прощения зак­ лючаются в том, что они развивают новую цель в жизни. Прощающий человек осознает несовершенство свое и других. Это приводит к скромности и осторожности в суждении о других. Как только прощающий почувству­ ет некоторое понижение негативных аффектов, это будет указывать на наступление прощения.

Процесс принятия прощения. Феномен прощения и сама обида проявляются в межличностных (супру­ жеских) отношениях, то есть в процесс вовлечены двое (как минимум) — обидчик и жертва. Чаще всего это конфликтные ситуации, в которых конфликтующие являются взаимоважными друг для друга. Обидчик мо­ жет тоже испытывать дискомфорт и сожаление от содеянного, и это чувство вины, возможно, изменит его жизнь, став тяжким грузом.

Ступени процесса получения прощения

Фаза осознания ситуации:

1.Формальное отрицание, но внутреннее признание своего поступка.

2.Возникновение чувства вины (в силу нарушенной справедливости).

3.Стыд — ощущение того, что другие осуждают и отвергают.

4.Осознание катарсиса.

5.Осознание когнитивного репетирования.

6.Сравнение себя с обиженной, сравнение взаимо­ отношений до и после обиды.

7.Понимание последствий и значения пережитого для обиженного.

8.Осознание того, что самовосприятие изменилось в худшую сторону (повышение уровня самокритич­ ности, снижение самоуважения).

Фаза принятия решения:

1.Понимание, что нужно изменить свои взаимоотно­ шения с жертвой.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

2.Желание получить прощение. Принесение изви­ нений, в попытке загладить ущерб.

3.Понимание, что прощение — это иметь готовность терпеливо ждать этот дар.

Фаза действий:

1.Пересмотр своего понимания другого, осознание того, что он нуждается во времени, чтобы простить.

2.Эмпатия по отношению к жертве.

3.Проявление сострадания.

4.Принятие боли: готовность терпеть гнев обижен­ ного и трудности своего пути к прощению.

Фаза результата:

1.Нахождение смысла в страдании.

2.Осознание, что простил других.

3.Понимание, что не одинок и, что все оказывались в подобных ситуациях.

4.Нахождение новой цели (как впредь жить иначе).

5.Освобождение от чувства вины, проявление чув­ ства благодарности к другому.

6.Примирение.

Процессы дарования и получения прощенья тесно

связаны. При сравнении процессов прощения и его принятия, обнаруживается разница в том, что в пер­ вой фазе этих процессов обиженный переоценивает существующую справедливость, а обидчик переоцени­ вает себя самого.

ЭФФЕКТ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОЩЕНИЯ выражается в:

улучшении отношений с обиженным;

ослаблении самоугнетения;

улучшении мнения об обиженном;

положительных внутренних и моральных из­ менениях.

В исследованиях Р. Энрайта прощение оценива­ лось по собственному мнению испытуемых о степе­ ни превозмогания отрицательных и выработке пози­ тивных мыслей, эмоций и поведение в отношении обидчика1.

Так же в его работе приведены данные о связи прощения с депрессией и тревожностью в ситуациях, когда человек испытывает глубокую обиду в важных для его развития отношениях (со сверстниками, семь-

348

1 Энрайт Р. Духовное развитие прощения. М., 1991.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru

ей и т. д.). Данные других авторов подтверждают, что прощение связано не только с отсутствием депрессии и тревожности, но и с другими позитивными характе­ ристиками, такими как самоуважение и самооценка.

Один из экспериментов был поставлен со студен­ тами, лишенными родительской любви в детстве, им читалась лекция о прощении, и предлагалось пройти фазы прощения. Результаты показали рост готовности прощать, самоуважения, снижение тревожности и положительное отношение к родителям. Значит, про­ хождение фаз прощения ведет не только к достиже­ нию более высоких фаз, но и к улучшению психичес­ кого состояния.

Стремление получить прощение и его получение благоприятно влияют на обидчика, снижая самоугне­ тение виной, и влекут положительные внутренние и мо­ ральные изменения.

Феномен прощения и сама обида проявляются в браке, при этом супруги — обидчик и жертва — вовлечены во взаимоважные отношения.

Прощение — нравственный акт, исцеляющий боль межличностных обид, включающий готовность к при­ мирению, преодоление негативных аффектов и суж­ дений по отношению к обидчику, задействующий аф­ фективную, когнитивную и поведенческую сферы, и являющийся свободным выбором личности. Как ни сложно перевернуть страницу в супружеских отноше­ ниях и позволить супругу начать с чистого листа, еще сложнее никогда не делать этого.

Прощение — сложный процесс, требующий сил и энергии, и дарующий ценное исцеление от обид, вред­ но воздействующих на психическое и физическое здо­ ровье человека. Прощение подобно спасательному кругу, который в ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и агрессии, и избавит нас от несения тяж­ ких мук обид через всю жизнь.

И обиженный и обидчик выигрывают от искрен­ него прощения, дарованного с любовью и принятого со смирением. Но нельзя принудить человека проявить милосердие — нужно способствовать пониманию того, что представляет собой прощение, и поощрять его в семейной практике.

Текст взят с психологического сайта http://psylib.myword.ru