
- •Глава 5
- •Глава 5. Смелый новый мир: новая генетика
- •Глава 5. Смелый новый мир: новая генетика
- •Глава 5. Смелый новый мир: новая генетика
- •Глава 5. Смелый новый мир: новая генетика
- •Глава 5. Смелый новый мир: новая генетика
- •Глава 5. Смелый новый мир: новая генетика
- •Глава 5. Смелый новый мир: новая генетика
Глава 5. Смелый новый мир: новая генетика
153
генетической терапии закладывают фундамент нового времени: века здоровья, мудрости и альтруизма. Леденящие душу сенсационные заголовки в прессе об успехах генетики также способствуют закреплению среди населения веры в генетический детерминизм. Считается, что как только ученые смогут расшифровать весь генетический код человека, они смогут разгадать все загадки человеческой природы, а значит, смогут контролировать и управлять человеком по своей воле. Фурор, порожденный новостью о возможности клонирования человека, — лишь один из таких примеров. Когда в прессе впервые появилось сообщение о рождении Долли, ряд журналистов и публицистов были убеждены, что если создать таким образом генетического двойника человека, то он вряд ли будет полноценным человеком, так как у него «не будет души». Это, конечно же, абсурд. Двойняшки, появляющиеся на свет естественным путем, являются в полном смысле «клонами», но никто не осмелится назвать их «недочеловеками».
На самом деле, генетический детерминизм — это научный вздор и, в духовном смысле, идолопоклонство. Люди — гораздо больше, чем просто продукт генов. С физиологической и психологической точек зрения, мы находимся в процессе постоянного формирования на границе взаимодействия физической и генетической структур с непрерывно меняющейся окружающей средой. С духовной точки зрения, мы находимся в неповторимых отношениях с Господом, Который дает нам жизнь и возможность общения с Собой.
Другая ошибка, противоположная генетическому детерминизму, — философский дуализм. Это учение утверждает, что материальная природа человека не имеет никакого значения, потому что не является частью моего «я», нематериального разума и духа. Я свободен изменять свое материальное тело и генетический код, потому что настоящее «я» определяется моим разумом, или взаимоотношениями с Господом. Дуализм, несомненно, очень привлекает биологов и врачей с христианскими убеждениями. Он позволяет участвовать в биологических исследованиях, в разработке репродуктивной и других видов биотехнологии, освобождая нас от обязанности задумываться о духовных последствиях. В конце концов, предметом изучения в биологии и медицине является лишь материальная составляющая, а истинное «я» и ценность человека определяется его отношениями с Богом.
Но дуализм, равно как и детерминизм, основывается на ошибочном миропонимании. Ортодоксальное христианское мировоззрение всегда подчеркивало, что в сложном и таинственном союзе человеческого бытия как физическое тело, так и нематериальная, духовная часть одинаково важны и тесным образом переплетены друг с другом. Генетический материал, который мы унаследовали от своих родителей, является физическим проявлением сложной паутины отношений, в которые мы были помещены, и является такой же важной частью моего «я», как и мой разум, и моя личность. Несомненно, что тело имеет большое значение и генетическая наследственность играет важную роль в формировании моего «я», но при этом мои поступки не предопределены генетической программой. Мое человеческое «я», которое знают и любят окружающие и Сам Господь, больше, чем простая сумма всех моих генов.
Если генетическая наследственность имеет такое большое значение, тогда как нам следует относиться к медицинскому лечению, направленному на изменение генетического кода? Если медицина — это разновидность искусства реставрации, то можно ли назвать генную терапию восстановлением «поврежденного шедевра»? На мой взгляд, изменение генетического кода с целью восстановления, воссоздания поврежденного промежутка молекулы ДНК, замена больного гена на его здоровый вариант вполне совпадает с духом общепринятой медицинской практики. Главная цель такого подхода заключается в сохранении и восстановлении первоначального замысла автора. Я не нахожу принципиальной разницы между инъекцией искусственного гормона щитовидной железы больному с врожденным гипотиреозом и заменой поврежденного участка ДНК новым здоровом отрезком гена, что позволит телу больного самостоятельно синтезировать данный гормон. Оба действия направлены на восстановление изначального замысла автора. Методы терапии, целью которых является улучшение, направленные на получение детей с более сильными конечностями, лучшим ростом или более высокой скоростью нейронной активности, на мой взгляд, выходят за рамки человеческой компетенции. Генная терапия как способ улучшения человека пытается усовершенствовать первоначальный замысел. Но христианам нельзя пренебрегать учением о творении мира. В этике реставрационного искусства изначальный замысел автора считается нормативным.