
- •93Глава 3
- •Глава 3. Репродуктивные технологии и начало жизни
- •Глава 3. Репродуктивные технологии и начало жизни
- •Глава 3. Репродуктивные технологии и начало жизни
- •Как производится эко?
- •Глава 3. Репродуктивные технологии и начало жизни
- •Глава 3. Репродуктивные технологии и начало жизни
- •Глава 3. Репродуктивные технологии и начало жизни
- •Замороженные эмбрионы
- •Последствия эко
- •Глава 3. Репродуктивные технологии и начало жизни
- •Стать родителями по выбору
- •Суррогатная беременность
Последствия эко
ЭКО поднимает много вопросов. Один из них заключается в том, кто имеет право на получение данного вида лечения. В настоящее время большинство больных, которым предоставляется ЭКО, находятся либо в браке, либо в стабильных длительных отношениях. Однако либеральные западные государства пришли к заключению, что они не вправе законодательным путем регулировать репродуктивную свободу взрослых граждан. Не нужно заполнять опросный лист или регистрационный бланк или сдавать экзамен, прежде чем зачать ребенка! Даже технология донорской инсеминации уже давно покинула пределы лабораторий. К примеру, лесбийские группы распространяли между собой брошюры, где объяснялось, как можно зачать в домашних условиях, используя сперму, подаренную знакомым, при помощи кулинарного шприца.
Если люди способны к естественному зачатию ребенка, независимо от того, есть ли у них на то повод, или нет, то на каком логическом основании имеем мы право решать, кому пользоваться благами современных репродуктивных технологий, а кому нет? В январе 1998 г. газета «Дейли Экпресс» рассказала о шестидесятилетней
106
На грани жизни и смерти
Глава 3. Репродуктивные технологии и начало жизни
107
бабушке Трейси Уильяме, родившей ребенка после переноса донорского эмбриона. Как выяснилось позже, она обманула врачей и консультантов в частной клинике Лондонского центра гинекологии и оплодотворения, сказав, что страдает от бесплодия, и занизив свой возраст. Более того, у нее к тому времени было три внука подросткового возраста. Профессор Иан Крафт, директор Центра оплодотворения, выступил в поддержку прав женщин старшего возраста, вплоть до 55 лет, иметь детей, если они состоят в прочных отношениях с любящим партнером. Профессор Роберт Эдуарде, первопроходец в области ЭКО, придерживался такого же мнения. «В последние двадцать лет отношение общества стало быстро меняться. Женщины остаются более молодыми, несмотря на возраст, а биологические данные подтверждают, что матка может справиться с беременностью и в пятьдесят лет. Эволюция пошла на жестокую хитрость, включая выработку яйцеклеток яичниками»'10.
Стать родителями по выбору
Репродуктивные технологии позволяют одиноким женщинам заводить ребенка при отсутствии партнера. В США существует организация добровольных матерей-одиночек, которая рассылает брошюры и проводит семинары по своей тематике. Журнал «Тайме» от 17 ноября 1997 г. опубликовал интересную статью Кристы Уор-тингтон, которая присоединилась к одной из подобных групп"'. Она рассказала, что, когда ей было 30 и потом 40 лет, она продолжала надеяться, что сможет встретить подходящего мужчину, который мог бы стать ее мужем и отцом ее детей. Но вот ей уже исполнилось 48. «Я заново изобретаю мир. В данный момент у меня нет мужа и нет того, кто стал бы отцом моего ребенка. А что если его никогда и не будет? Мне пришлось пройти через подобные тягостные раздумья и, к моему удивлению, я осталась жива. Сейчас я могу распоряжаться своей жизнью и сама решать, становиться матерью или нет». В то время как Криста подумывала, как ей найти донора спермы, она почувствовала, что бросает этим вызов своей семье. «Если я спарю свой генетический материал с материалом анонимного донора, меня обвинят в том, что я пытаюсь разрушить семью, хотя на самом деле я пытаюсь ее построить. Несмотря на то, что к бесплодным семьям мир проявляет очень много сочувствия, разговор об одинокой женщине, которая пытается проложить свой путь к материнству, счита-
ется табу». Джейн Мэттс, основатель «добровольных матерей-оди-ночек», признает, что всегда есть препятствия на пути к фертильно-сти, даже у богатого человека. Сначала мы двадцать лет предохраняемся от беременности, а потом вдруг узнаем, что зачать ребенка вовсе не так просто.
«Мое поколение буквально стонет», — пишет Криста Уортинг-тон. Она рассказывает, как претендентки на получение спермы слушают записанные интервью с потенциальными донорами, внимательно изучают папки с их данными, подбирают цвет волос и глаз донора. В репродуктивном центре «тара с замороженной спермой в контейнерах брошена, как молоко у дверей». Кристе понравился один из доноров, она позвонила по указанному номеру, но оказалось, что сперму уже «продали». «Мне кажется, что мой донор симпатичный», — говорит ее беременная подруга Рут и предлагает ей заиметь ребенка (брата или сестру) от того же донора. Но ей опять не повезло, спермы больше не осталось. В конце статьи можно заметить небольшую растерянность: «Я не могу дождаться этого ребенка, говорит Рут, и... нам в голову лезут обычные старые вопросы: чьи волосы? чьи глаза?»