Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Практическое занятие 4.doc
Скачиваний:
92
Добавлен:
18.03.2015
Размер:
336.38 Кб
Скачать

5. Развитие учения Соссюра о языке и речи.

Ельмслев принимает в качестве исходного тезиса формулу Соссюра, согласно которой «речевая деятельность есть единство языка и речи». В работе "Langue et parole" / «Язык и речь» (1942) Л. Ельмслев предложил три подхода к языку:

1) на уровне схемы: языковая схема – это Язык-схема в его соссюровском понимании, или Язык, как чистая форма.

2) на уровне нормы: языковая норма, или Язык-норма, как материальная форма, определяемая условиями своей социальной реализации, но не зависимая от деталей этой реализации.

3) на уровне узуса: языковой узус, или Язык-узус как совокупность языковых привычек данного коллектива.

В отличие от «языка-схемы», «язык-норма» и «язык-узус» предполагают звуковой характер. Таким образом, дихотомия де Соссюра «язык — речь» заменяется четырехзвенным членением речевой деятельности «схема нормаузусречевой акт». Ельмслев противопоставлял понятие схемы (=языка как чистой формы) понятиям нормы, узуса и индивидуального акта речи. «Норма, узус и акт речи у Ельмслева тесно связаны и составляют по сути дела один объект — узус. По отношению к узусу норма — абстракция, акт речи — конкретизация».

Речевая деятельность

Соссюр

ЯЗЫК

РЕЧЬ

Ельмслев

ЯЗЫК-СХЕМА

УЗУС реализует (репрезентирует, манифестирует) схему.

Норма (искусственная абстракция)

Акт речи (преходящий факт)

Л. Ельмслев отвергает понятие нормы, утверждая, что она является лишь ненужной абстракцией. Схема и узус – главное противопоставление.

1.У́зус (от лат. usus — применение, обычай, правило) — общепринятое носителями данного языка употребление языковых единиц (слов, устойчивых оборотов, форм, конструкций).

Узуальное употребление, с одной стороны, противопоставляется окказиональному (временному, индивидуальному, обусловленному специфическим контекстом) употреблению и, с другой стороны, языковой норме.

6. Учение Ельмслева о лингвистической теории.

С точки зрения глоссематиков, лингвистическая теория должна иметь вид математического исчисления «всех мыслимых возможностей в определенных рамках».

Когда теория, в которой исчислены все логические возможности, заложенные в данной системе понятий, построена, описание конкретного материала, т.е. грамматики конкретного языка, получается «наложением» теории на язык и указанием того, какие из предусмотренных в ней возможностей реализуются в данном случае.

Теория обладает свойством универсальности: ее понятия настолько общи, что они могут быть приложены к материалу любого языка.

В этом отношении интересна работа Л. Ельмслева о падежах, в которой исчислены все возможные падежные противопоставления.

Значение любого падежа любого языка может быть представлено как комбинация значений трех абстрактных признаков:

1) Направления, 2) контакта, 3) субъективности.

Каждый признак может принимать 6 различных значений (ср. значения приближения, удаления, покоя и т. п. для признака «направление»).

Признаки логически независимы друг от друга, и поэтому всего возможно 6х6х6=216 различных комбинаций значений признаков. Следовательно, максимальное число падежей в системе равно 216, а минимальное — 2.

Падежные системы всех реально существующих языков располагаются между этими двумя полюсами.

Так, применение исчисления к материалу английского языка дает четыре падежа: субъектный, родительный, дательный, транслятивный, ср. The boy (субъектный) sent his mother (дательный) a letter (транслятивный) — «Мальчик послал своей матери письмо».

Теория, таким образом, может служить языком-посредником для типологического сопоставления языков: сделанное на ее основе описание конкретного языка сравнимо с описанием любого другого языка, построенным на той же базе.

Поскольку глоссематика не учитывает материала, из которого построены ее объекты, рассматривая каждый объект как точку пересечения некоторых функций, ее аппарат, по мнению Л. Ельмслева, применим к любой знаковой системе, форма которой аналогична форме естественного языка. Глоссематика предстает, таким образом, как общая теория любых знаковых систем, «хотя по замыслу ее главная цель состояла в установлении основы для описания лингвистического и иного гуманитарного материала».