Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зар.исск. 17 века.docx
Скачиваний:
68
Добавлен:
15.03.2015
Размер:
35.19 Mб
Скачать

Назначение придворным живописцем

Портрет поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, 1622, Музей изящных искусств (Бостон)

Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Севильское землячество при королевском дворе в Мадриде обладало большим весом, чему немало способствовала деятельность Гаспара де Гусмана Оливареса, имевшего обширные поместья в Севилье и бывшего с1615 годакамер-юнкероминфанта, будущего короляФилиппа IV. Используя своё влияние на наследного принца, Оливарес был активным участником непрекращающихся придворных интриг, и лоббирование кликой Оливареса государственных дел стремительно возросло. С1622 годаон возглавил правительство. Франсиско Пачеко хотел использовать эту возможность для представления своего талантливого зятя ко двору, установив соответствующие контакты, поэтому Веласкес был в первый раз отправлен в Мадрид под предлогом знакомства с коллекцией живописиЭскориала. Представить Оливаресу Веласкеса должны были придворный капеллан, епископХуан де Фонсека (исп.)русск., известный меценат и гуманист своего времени, и поэт и эрудитФрансиско де Риоха (исп.)русск.. Но, несмотря на то, что земляки, державшиеся в столице вместе, пытались помочь художнику, предстать перед монаршими персонами ему так не удалось. Однако, благодаря Хуану де Фонсеке, Веласкес всё-таки смог посетить королевскую коллекцию живописи в Эскориале, гдеКарлос IиФилипп IIсобрали произведенияТициана,Веронезе,ТинтореттоиБассано. По словам историкаХулиана Гальего (исп.)русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи, и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.

Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623 годуВеласкес вернулся вСевилью. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо отХуана де Фонсеки (исп.)русск.с известием о смерти придворного живописцаРодриго де Вильяндрандо (исп.)русск.и о наличии вакансии на это место. Веласкес стремительно отправился ко двору, остановился в доме королевскогокапелланапоэтаЛуиса де Гонгора-и-Арготе, соперникаЛопе де Веги, и написал его портрет, находящийся ныне вМузее изящных искусств в Бостоне. Эта работа, в которой он тонко уловил и натурально и бескомпромиссно изобразил горечь, присутствовавшую в лице позировавшего поэта, способствовала укреплению репутации Веласкеса среди столичной знати как умелого портретиста. Камердинер королевского брата кардинал-инфантаФердинандаотнёс этот портрет во дворец и показал принцу. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам корольФилипп IV. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Существует, правда, версия, согласно которой картиной-пропуском к королевскому двору для Веласкеса стал портрет графа Оливареса, с которым художника свёл Хуан де Фонсека. Замечательный же во всех отношениях портрет Луиса де Гонгора-и-Арготе был написан годом ранее, в 1622 году, во время первого визита художника в Мадрид.

Веласкес. Портрет короля Филиппа IV,Музей Прадо(Мадрид)

Результатом первого позирования короля стала произведшая фурор картина «Портрет Филиппа IV с прошением», 1623(до нашего времени не сохранилась). Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса, и сам брал уроки рисования у фраХуана Баутисты Майно (исп.)русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Филипп IV повторил ему обещаниеАлександра Македонского, адресованноеАпеллесу:«Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Следствием этой первой встречи с королем было получение Веласкесом приказа в октябре1623 годапереселиться на жительство в Мадрид. 6 октября он был назначен придворным живописцем вместо умершего Вильяндрандо с жалованием в двадцать дукатов в месяц, не включавшем в себя будущие гонорары за картины. Впоследствии оно только увеличивалось.

Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников — художников Винсенсо КардуччииЭухенио Кахеса (исп.)русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Как описывает художникХусепе Мартинес (исп.)русск., это привело в1627 годук конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом иАнхело Нарди (исп.)русск.. Победителю предоставлялось право нарисовать картину в Большом главном зале Королевского дворца в Мадриде на тему изгнаниямавровиз Испании. Председатель жюри Хуан Баутиста Майно выбрал среди представленных эскиз Веласкеса и заявил о его победе. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося всочельник1734 года. Этот конкурс помог изменить устоявшиеся вкусы королевского двора, отказаться от приверженности старому стилю живописи и проникнуться новой игрой красок. В марте1627 годаВеласкес вступил в должность, предоставленную выигрышем в этом конкурсе, с годовым окладом в 350 дукатов, а с1628 годазанял при дворе вакантное место умершего придворного художника Джеймса Морана, считавшееся наиболее престижным среди дворцовых мастеров. Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. Последнее предоставляло большую свободу в выборе темы и вообще в творчестве, которой не обладали художники, привязанные к заказам и спросу на рынке. Веласкес также имел право принимать частные заказы, но после переезда в Мадрид ему было рекомендовано писать только влиятельных персон королевского двора. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Некоторые из них — например, два конных портрета — в мае 1627 года были отправленыгерцогу ГонзагевМантуюего мадридским посланником, а некоторые погибли при пожаре1734 года.