Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Лукьянов Б.Б. Дедушка русской авиации

.pdf
Скачиваний:
12
Добавлен:
29.10.2023
Размер:
2.66 Mб
Скачать

ворения, принесла материальную под­ держку.

В техническое училище приехал бо­ гач — любитель техники, интересующий­ ся воздухоплаванием. Он прочитал в га­ зетах о смелом эксперименте планериста и захотел побеседовать с Российским. После беседы студент получил в личное распоряжение «на продолжение работ» изрядную сумму — тысячу рублей. Вся она пошла в фонд кружка, так нуждав­ шегося в средствах.

Как же возник воздухоплавательный кружок Московского высшего техническо­ го училища?

Еще в 1908 году внимание студентов привлекли объявления, написанные от руки на листе ватманской бумаги: «Орга­ низуется кружок воздухоплавания». Ав­ тор их, Российский, начал интересное дело, рассчитывая на отклик товарищей. Но прежде всего откликнулся Н. Е. Жу­ ковский, заставший своего ученика за нехитрым занятием расклейки объявле­ ний.

—■Хорошо, очень хорошо. Правиль­ но!— заметил профессор.— Хотите, я вам помогу? Помогу всем, что в моих силах.

Российский обрадовался. Объявления

21

же решил переписать. Ничего, что лишняя работа, зато добавились слова: «Под ру­ ководством профессора Н. Е. Жуков­ ского».

Первым из студентов записался в кружок В. А. Слесарев. Его имя со вре­ менем вошло в историю отечественной авиации. С 1914 года Слесарев трудился над созданием двухмоторного самолета «Святогор», имевшего размах крыльев 36 метров, а общий вес 6,5 тонны. По сви­ детельству специалистов, машина превос­ ходила как по грузоподъемности, так и по скорости широко известный самолет «Илья Муромец». Слесарев не получил от царского правительства необходимых де­ нег на доделку самолета. Детище талант­ ливого конструктора до революции, хотя и было построено, но не испытывалось в полете.

Среди тех, кто вступил в кружок, мы встречаем имена и ныне известного авиа­ конструктора А. Н. Туполева, и одного из выдающихся ученых — аэродинамика Б. Н. Юрьева, и других деятелей совет­ ской авиации, много сделавших для раз­ вития ее теории и практики.

Почетным председателем кружка яв­ лялся Н. Е. Жуковский, председателем

22

практической комиссии — Б. И. Россий­ ский. Теоретическая и практическая ко­ миссии вели интересную работу, привле­ кавшую новых и новых студентов.

Жуковский предложил своим юным друзьям заниматься постройкой управ­ ляемых планеров, которые можно совер­ шенствовать и одновременно учиться управлять ими в воздухе. «Начнем с ма­ лого — с управляемых планеров, а потом будем их преобразовывать в аэропла­ ны,— заявил ученый.— Опыт у нас есть. Полет Бориса Российского на многое от­ крыл глаза».

Воздухоплавательный кружок МВТУ построил планер, хотя и неуправляемый. Но все-таки это был собрат аппарата Российского. Юноши не выбирали долго, когда решали вопрос, кому первому ле­ теть. Все сошлись на Туполеве — актив­ ном строителе аппарата.

Популяризатор советской авиации Л. Гумилевский пишет по этому поводу:

«Планер из училища переправили че­ рез Яузу и подняли на косогор в Лефор­ товском парке. Туполев шел за плане­ ром, держась руками за два бруска. Сту­ денты потащили планер за веревку. Пла­

23

неристу пришлось некоторое время бе­ жать за планером, держась 'руками за бруски. Нельзя сказать, что у него была большая уверенность в том, будто планер взлетит. Но он взлетел. Земля ушла изпод ног Туполева, и несколько секунд он продержался в воздухе, поднявшись при­ мерно метров на пять, после чего благо­ получно опустился».

Доклады на съезде русских естество­ испытателей и врачей убедили юношей, что в области аэродинамики невозможно идти вперед без хорошо поставленных и точных экспериментальных исследований. Тогда-то кружок и решил сначала создать аэродинамическую лабораторию, а по­ том уже взяться за постройку самолета.

В связи с созданием аэродинамиче­ ской лаборатории Н. Е. Жуковский выра­ зил уверенность, что «у нас в России есть теоретические силы, есть молодые люди, готовые беззаветно предаться спор­ тивным и научным изучениям способов летания».

Одним из таких молодых людей был Российский. Глядя на полеты голубей, он мог теперь сказать: «Хорошо, красиво летаете. Но я тоже уже летаю и буду летать еще выше, еще дальше, быстрее».

Первая проба «авиационного пера»

Николай Егорович Жуковский высоко ценил достижения Российского, пони­

мал, что юноша способен на большее, но в России ему не удастся получить не­ обходимые авиационные знания и на­ выки.

И вот между профессором и erg учени­ ком состоялась беседа — краткая, но очень значительная, определившая даль­ нейший путь того, кто первым «расписал­ ся» в московском небе и внес так много в развитие отечественного воздушного флота,

25 '

— Хотите поехать во Францию? — спросил Николай Егорович Российско­ го. — Поезжайте, очень советую. Там изучите конструкции аппаратов тяжелее воздуха и двигателей к ним. Если соглас­ ны, то я дам вам рекомендации.

То, что говорил профессор, могло лишь присниться молодому энтузиасту. Конечно, он поедет! Еще бы: научиться летать — ведь это мечта его жизни!

Несколько хлопотливых дней, и поезд помчал юношу на Запад, в Париж. В кармане у него лежали рекомендатель­ ные письма Жуковского к инженеру Эй­ фелю, строителю знаменитой башни, и русскому ученому, профессору Джевецкому, занимавшимся вопросами авиации.

Эйфель и Джевецкий тепло, с уча­ стием отнеслись к юноше из России. Они познакомили его с Луи Блерио, который крепко пожал руку Российскому, сказав, что их совместные усилия должны дать хорошие плоды. Французский конструк­ тор и летчик посоветовал сначала основа­ тельно изучить мотор, стоящий на аппа­ ратах «Блерио». Не ограничившись сове­ том, он устроил студента практикантом на парижский моторный завод «Анзани»,

261

Путь от слесаря-сборщика до контро­ лера, пройденный Борисом Илиодоровичем, значительно облегчил дальнейшее знакомство с самолетом. Практики ока­ залось больше чем достаточно: Россий­ скому поручили испытывать моторы, ус­ танавливать их на самолеты, налаживать работу моторов не только в Париже, но и на аэродромах других городов.

В один из февральских дней 1910 года Российский, как всегда, рано появился на парижском аэродроме «Исси ле Мулино». Здесь испытывались построенные на за­ водах Парижа аэропланы. Дела хоть отбавляй!

Борис Илиодррович стал возиться с мотором, который только что установили на самолет. Высокий, широкоплечи^ с большими руками рабочего, он чуть ли не. закрывал собой весь двигатель. С головой ушел в работу и не слышал, как его ок­ ликнули. Вдруг донеслось по-русски:

— Борис! Российский! Ты что, брат, не слышишь?

Вблизи самолета стояли незнакомые ему велосипедисты — двое мужчин и женщина. Кто они? Один был его това­ рищем по революционным делам 1905 го­ да в Москве Литвин-Седой. Они уже

27

встречались здесь, в Париже. ЛитвинСедой тогда рассказывал, что вблизи аэродрома, на улице Мари-Роз, живут В. И. Ленин и Н. К. Крупская.

Неужели это они?

Российский быстро слез с самолета и, на ходу вытирая замасленные руки, по­ дошел к гостям.

— Здорово!— сказал ему Литвин-Се- дой.— Знакомься, товарищ Российский. Это Владимир Ильич Ленин, а это его жена — Надежда Константиновна Круп­ ская.

Невысокий человек, которого назвали Лениным, взял руль велосипеда в левую руку, а правую протянул Российскому. Он улыбался так тепло, сердечно, что Бо­ рису Илиодоровичу показалось, будто они давно знакомы.

Радушием веяло и от Надежды Кон­ стантиновны Крупской. Беседа сразу ста­ ла непринужденной, дружеской.

Что вы здесь делаете?— спросил Ленин, вероятно, думая, что его новый знакомый — авиатор.

Меня прислал профессор Николай Егорович Жуковский. Он рекомендовал основательно изучить конструкции аэро­ планов и моторов,

28

Хороший совет. Правильное реше­ ние,— сказал Владимир. Ильич.— Конеч­ но, теорию лучше изучать у профессора Жуковского. Что же касается конструк­ ции аэропланов, моторов, то во Франции вы много получите. Авиационное дело здесь процветает.

Ленин говорил с увлечением. Каза­ лось, что речь идет об очень важном для ¡него деле.

Учтите: теория без практики мерт­ ва,— сказал Владимир Ильич.

Жуковский говорит то же.

Очень приятно, что й ваш учитель придерживается такого же взгляда Только вы связи с рабочими не теряйте,— продолжал Ленин.— Ни в коем случае связь с рабочими не теряйте.

Разговор продолжался и дальше, ка­ саясь главным образом авиации. Надеж­ да Константиновна, улыбаясь, заметила, что Владимир Ильич очень увлекается авиацией.

Российский узнал, что В. И. Ленин часто приезжает на «Исси ле Мулино». Поскольку полеты бывают только в без­ ветренную погоду, то есть по утрам, то именно в утренние часы В. И. Ленин от­ правляется на велосипедную прогулку.

29

Путь велосипедиста лежит вдоль бульва­ ра, находящегося вблизи дома, где жи­ вет Владимир Ильич, прямо к аэродрому.

Прощались как старые, добр^ые дру­ зья. Борису Илиодоровичу очень хотелось еще повидаться с Владимиром ИЛьичем, но на следующий день надо было ехать на юг Франции, в город По, где находи­ лись авиационные школы Луи Блерио и братьев Райт.

Маленький городок По, лежащий око­ ло Пиренейских гор, на границе Испании, в те дни жил бурной, кипучей жизнью. Все, что ни делалось здесь, в какой-то степени было связано с авиацией и авиа­ торами. Жители гордились, что имеют возможность не только наблюдать поле­ ты, но и повседневно общаться с «короля­ ми» воздуха, в первую очередь с Луи Блерио. «Авиационная лихорадка» в По носила ярко выраженный характер, при­ нимая самые разнообразные формы.

Школа Блерио располагалась в десяти километрах от города. Российскому при­ ходилось ездить туда ранним утром на велосипеде, взятом напрокат. В обязан­ ности десяти учеников входило полное обслуживание самолетов, ибо механиков не хватало. Ученики помогали механикам

30