Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Лукьянов Б.Б. Дедушка русской авиации

.pdf
Скачиваний:
12
Добавлен:
29.10.2023
Размер:
2.66 Mб
Скачать

получил государственную награду — ме­ даль «За отвагу». Шлет вам привет ко­ мандир взвода Федоров, а также вся наша часть во главе с командиром полка. Письма Ваши всем очень даже нравятся и поддают в бою злости к фашисту».

Летчики-фронтовики писали на фу­ гасках: «Гитлеру. От Российского», а на авиазаводах создавались бригады имени Российского. Борис Илиодорович прини­ мал активное участие в обороне столицы нашей Родины, выступал в частях проти­ вовоздушной обороны. Медали «За обо­ рону Москвы» и «В память 800-летия Москвы» — достойные награды активи- сту-москвичу.

А сколько славных летчиков-истреби- телей, штурмовиков, бомбардировщи­ ков побывало в гостях у Бориса Илиодоровича в военные годы! С шестидесяти­ летием старейшего летчика поздравили прославленные асы дважды Герои Совет­ ского Союза А. Алелюхин, В. Лавриненков и С. Луганский, сбившие 102 фашист­ ских самолета. Орден Ленина явился вы­ сокой наградой, свидетельствующей о признании заслуг «дедушки русской авиации»- в дни Великой Отечественной войны.

101

К Борису Илиодоровичу приезжал Иван Никитич Кожедуб, уже тогда на­ гражденный двумя Золотыми Звездами Героя Советского Союза, а впоследствии трижды Герой Советского Союза. Коже­ дуб стал таким же другом старейшего летчика, как Герой Советского Союза А. П. Маресьев и другие герои воздуш­ ных сражений.

Автору этих

строк,

знающему

Б. И. Российского

уже

более четверти

века, вспоминается одна

из

встреч, со­

стоявшаяся на квартире Бориса Илиодоровича уже после войны. Собрались в большой комнате, где когда-то стоял бил­ лиард и где Чкалов с Российским часами вели «поединок», соревнуясь в мастерстве биллиардной игры.

Трижды Герой .Советского Союза Александр Покрышкин, дважды Герои Советского Союза Николай Гулаев, Алек­ сей Прохоров и Анатолий Брандыс рас­ сматривали фотографии, которые им по­ казывал гостеприимный хозяин. Им, ле­ тавшим на скоростных советских боевых машинах, трудно было представить, как можно было подниматься на «Блерио» или «Фармане». С любопытством глядели летчики и на шлем Российского, очень

102

похожий на головной убор мотоциклистагонщика.

Из руки в руки переходил небольшой перевернутый вверх дном стеклянный стаканчик на металлическом основании— пульсатор масла. Пользуясь таким при­ бором, кстати единственным, стоявшим на самолете, летчик следил за поступле­ нием масла в мотор. Пульсация жидко­ сти показывала и число оборотов мото­ ра. 84 пульсации равнялись 1100 оборо­ там в минуту.

Гости попросили хозяина рассказать, когда начались первые опыты примене­ ния самолетов в военных целях и в чем они заключались.

— Помнится, уже в 1912 году была сделана попытка изучить возможность использования самолета на войне,— от­ ветил Борис Илиодорович.— Я принимал участие в этих экспериментах.

Прежде всего о так называемом бом­ бометании. На земле жидкой известью рисовали силуэт двухтрубного корабля. Я садился в «Блерио» или «Фарман» и поднимался на высоту ста метров, имея на борту бумажный мешок с дробленым мелом. Задача состояла в том, чтобы по­ пасть в силуэт. От удара о землю мешок

103

лопался, вздымался белый столб, имити­ руя взрыв бомбы. За попадание в трубу ставилась отличная оценка. Однажды мне удалось «отбомбиться» именно по трубе.

Другой эксперимент назывался «Взрыв порохового погреба». Во Всехсвятской роще, примыкавшей к Ходынскому полю, укрывались кавалеристы. На самом поле оставляли бумажный пакет, содержащий фунт пороха. К пакету при­ крепляли бикфордов шнур. Летчик дол­ жен был совершить посадку возле пакета, поджечь бикфордов шнур и успеть взле­ теть, ускользнув от кавалеристов, кото­ рые галопом, с криками и свистом мча­ лись, чтобы захватить пилота.

Слушатели заразительно смеялись, представляя, как сам рассказчик и его товарищи удирали от всадников.

Долго еще шла беседа, оставившая большой след в памяти ее участников. Ведь они совершили интереснейшее путе­ шествие в прошлое, заглянули и в буду­ щее, помечтали о том, какйх вершин до­ стигнет наша авиация.

Ну, а потом, конечно, осматривали до­ машний музей. Тут есть и экспонаты военных лет — фашистские зажигатель-

104

ные бомбы с расплавленными головка­ ми. «Зажигалки» потушил сам Борис Илиодорович, спасая дом и музей от воз­ никшего пожара. Как только опускался вечер, «дедушка русской авиации» ста­ новился на пост, готовый в любую мину­ ту начать борьбу с «зажигалками»...

Каждый, кто бывает в гостях у Б. И. Российского, уходит обогащенный, взволнованный теплотой, сердечностью хозяина, человека, имя, жизнь которого служат символом мужества, непрерывных исканий, горячего советского патрио­ тизма.

Торжественно отметила авиационная общественность 75-летие со дня рождения Бориса Илиодоровича и 50-летие его дея­ тельности в авиации. В Советском коми­ тете ветеранов войны собрались воздухо­ плаватели, летчики, принимавшие уча­ стие в первой империалистической войне, герои воздушных боев с немецко-фа­ шистскими захватчиками.

Заместитель председателя Комитета генерал армии А. В. Хрулев отметил большие заслуги юбиляра в развитии оте­ чественного воздушного флота и вручил ему почетный знак Советского комитета ветеранов войны. '

105

От группы старых авиаторов был за­ читан поздравительный адрес. Все высту­ павшие от души приветствовали «де­ душку русской авиации».

...Прежде чем сесть писать свое пись­ мо, Борис Илиодорович многое переду­ мал, как бы заново пережил, переосмыс­ лил события своей долгой жизни. Сове­ товался с К. Е. Ворошиловым, который знает его почти сорок лет. Климент Еф­ ремович поддержал заветное желание Российского вступить в ряды Коммуни­ стической партии.

И вот «дедушка русской авиации» с волнением взялся за перо. В «Слове к партии» — в письме в ЦК КПСС — ему хотелось не только выразить просьбу о приеме в ряды великой партии коммуни­ стов, но и подробно рассказать о том, как он был солдатом революции и вместе с коммунистами активно боролся за дело Ленина.

Слова лились сами собой. Твердым, уверенным почерком 78-летний летчик из­ лагал то, что у него было на душе. Мысль работала четко. Эта своеобразная речь, обращенная к партии, народу, шла от самого сердца,

106

сЯ до сих пор нахожусь под впечатле-' нием величайшего события нашего вре­ мени группового многодневного кос­ мического полета и благополучного его завершения нашими авиаторами кос­ монавтами А. Г. Николаевым и П. Р. По­ повичем.

Своим легендарным подвигом они продолжили великое дело освоения кос­ моса, так замечательно начатого первы­ ми советскими космонавтами Ю. А. Гага­ риным и Г. С. Титовым.

Наши космические полеты стали воз­ можными благодаря высокому развитию советской авиации и наличию в нашей стране прекрасных пилотов.

Все это стало возможным благодаря огроЫНой заботе нашей партии и прави­ тельства о развитии нашей Родины, ее науки и техники, об укреплении мира и безопасности нашей страны.

Мне, как патриоту моей Родины и эн- тузиасту-родоначальнику авиации, осо­ бенно контрастно это чувствуется на фоне отсталости в царское время.

Поэтому-то наши успехи особенно трогают и радуют меня, я сознаю, что во всем этом есть доля и моего труда. Глу­ боко понимая это, я еще полнее чувствую

107

свою неразрывную связь с народом, пар­ тией, со всеми теми, кто создал нашу авиацию, космические корабли и подго­ товил отважных летчиков-космонавтов.

Вот почему я, пожилой человек, с вол­ нением думаю о своей прожитой жизни и, оглядываясь на пройденный путь, гор­ жусь нашей Родиной и ее сыновьямикосмонавтами.

Все они коммунисты, и я глубоко за­ думался над тем, почему же я, прорабо­ тав с начала революции с партией, нахо­ жусь вне рядов ее членов. Вся моя тру­ довая жизнь была посвящена борьбе за дело народа, за дело партии».

Б. И. Российский писал и писал, а когда стал подводить итог основным со­ бытиям своей биографии, заметил: «Как видите, у меня была красивая жизнь, и я счастлив тем, что по силе возможности принес своей Родине посильную дань».

Иногда, чтобы немного умерить волне­ ние, «дедушка русской авиации» вставал из-за стола. Ходил по комнатам. Взгляд скользил по старым афишам, извещав­ шим, что «Сегодня бега и полеты летчика Российского», по фотографиям далекого прошлого. Одна из них — с дарственной надписью Луи Блерио,

108

Вот портрет Бориса Илиодоровича во весь рост, в комбинезоне, написанный братом Владимиром в 1911 году. На'сте­ не винт от одного из первых самолетов. В коробке кинопленка фильма, снятого на маневрах П. Н. Нестеровым и подаренно­ го Россинскому. На полу 120-сильный мо­ тор, стоявший ща самолете, когда Рос­ сийский летал над Красной площадью. Среди пачки писем и телеграмм — теле­ грамма Нансена. На маленьком столике труды «Летучей лаборатории».

А сколько у него других реликвий, связанных с историей нашей авиации!

Борис Илиодорович вспоминал, как летал над столицей в канун 800-летия Москвы, чтобы рассказать радиослуша­ телям об изменениях, происшедших в Москве с 1910 года, со дня своего первого полета над Ходынским полем. Через ¡не­ сколько лет, в 1950 году, шестидесяти шести лет, на самолете ЯК-18 он готовил­ ся к авиационному параду в Тушино...

Да, есть что вспомнить! Б. И. Россий­ ский продолжал писать:

«Я настолько уверен в себе, что если бы мне было разрешено, то я доказал бы, что у меня еще сохранилась уверенность в своих силах и что я не дряхлый дед, а

109

молодой, советский. Сама советская жизнь меня омолаживает, ведь недаром поется, что «всякий молод из нас в нашей юной прекрасной стране».

Наступает 45-летие Великой Октябрь­ ской социалистической революции, и я, участник ее завоеваний, ведущих нашу Родину к коммунизму, готовлюсь к празд­ нованию исторического события. Я своим чутким сердцем уже чувствую, что ком­ мунизм уверенным темпом приближается,

ичто мне придется войти в него.

Я45 лет работал активно, добросо­ вестно, скажу от всего сердца, как боль­ шевик, но оставался вне рядов партищ

По моей работе меня всегда считали старым большевиком, и даже тов В. И. Ленин и Ф. Э. Дзержинский никогда не задавали мне вопроса, партийный я или нет?.

Из моей краткой биографии .видно, что в революционное время я был организа­ тором Красной авиации, научным работ­ ником, изобретателем, но одновременно продолжал испытывать самолеты на за­ воде и эту основную работу любил и не бросал.

110