Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МВА_Станковская_Глава2.doc
Скачиваний:
790
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
5.06 Mб
Скачать

2) Спекулятивный спрос;

3) нерациональный спрос1.(Более подробно см.: Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Теория потребительского поведения и спроса. – СПб.: Экономическая школа, 1993. - С. 304.)

Наиболее значительная часть нефункционального спроса обусловлена экзогенными воздействиями на полезность. Это означает, что полезность товара для потребителя увеличивается или уменьшается в зависимости от того, покупают ли этот товар другие люди, либо вследствие того, что этот товар имеет более высокую цену по сравнению с другими товарами.

Под эффектом массового потребления понимается та величина, на которую возрастает индивидуальный спрос на товар вследствие того, что расширяется рыночный спрос на него, или, другими словами, из-за того, что другие люди также покупают этот самый товар (рис. 2.4).

Эффект массового потребления отражает стремление людей не отстать от жизни, от моды, соответствовать тому социальному кругу, в котором они хотели бы вращаться. Эффект присоединения к большинству часто возникает у детей с игрушками, и создание такого эффекта – главная цель в маркетинге и рекламе игрушек. Чем больше смещается кривая индивидуального спроса (d) под воздействием увеличения рыночного спроса (D), тем сильнее данный эффект.

Эффект сноба (рис. 2.5) характеризует величину, на которую индивидуальный спрос сокращается вследствие того, что другие тоже потребляют данный товар, т.е. вследствие увеличения рыночного спроса. Этот эффект выражает стремление людей к исключительности, желание отличаться от других, вы-

делиться из толпы. Редкие образцы произведений искусства, специально запроектированные спортивные автомобили, модная одежда, созданная в единственном экземпляре, являются примерами снобистских товаров. Чем большее число людей приобретает данный товар, чем выше его рыночный спрос, тем меньше ценность данного товара для сноба и, соответственно, тем ниже его индивидуальный спрос. Поясним это на конкретном примере 2.4.

Пример 2.4

Российские корпоративные покупатели на рынке программного обеспечения (нефункциональные составляющие спроса]

Почему покупатели предпочитают раскрученные торговые марки? В монографиях на эту тему можно найти ссылки на социальную психологию и методы управления мотивацией, упоминания об узнаваемости и апелляции к сотне верных способов вызвать доверие к торговой марке. В какой же степени поведение массового потребителя соответствует стилю поведения потребителя корпоративного? В частности, при выборе систем автоматизации бизнеса и соответствующих технических средств. Как показывает практика, российский малый бизнес принимает решения, соответствующие его финансовым возможностям: он сначала смотрит на ценник, а затем уже интересуется всем остальным. Бизнес средний, т.е. уже достаточно выросший для того, чтобы осознать прямую зависимость между инвестициями в информационные технологии (ИТ) и возможными рисками, демонстрирует повадки публики обеспеченной, но не слишком уверенной в завтрашнем дне. Таким заказчикам хочется, чтобы всё было «не хуже, чем у людей». Но периоды расточительства регулярно сменяются жесточайшими приступами экономии, а новейшие технологии соседствуют с решениями и оборудованием от второразрядных поставщиков. Крупный по российским меркам бизнес предпочитает технологический бутик и без особого трепета делает дорогие покупки от самых именитых поставщиков.

Между тем в мире стандартных компонентов все большее число компаний способны предложить сегодня продукцию и услуги с практически идентичным уровнем качества. Просто некоторые из них вкладывают огромные средства в рекламу, надеясь взамен получить статус представителей «белой кости». Другие используют меньше «косметики», зато предоставляют практически идентичные решения дешевле.

В этих условиях СЮ1 (Chief Information Officerдиректор по информационным технологиям.) крупных компаний оказываются в западне: с одной стороны, необходимо снижать расходы и демонстрировать отдачу от внедрения ИТ, а с другой – учитывать возможные риски от эксплуатации данного оборудования. В этих условиях покупка оборудования и решений известных фирм позволяет решить данную дилемму. В условиях сбоя наш CIO, обведя участников экстренного собрания совета директоров грустным взором умудренного жизнью человека, выложит свой главный козырь: «Тут уж ничего не поделаешь. Ведь мы купили все самое лучшее, все самое дорогое!» – «А ведь верно, – согласится высокое собрание. – Самое дорогое! То есть самое лучшее!»

Источник: Викторов Д. Под крышей бренда// Компания. 2003. №48 (294). С. 96

Эффект показательного потребления отражает такое на первый взгляд парадоксальное явление, как увеличение спроса на некоторые товары в силу того, что они имеют более высокие цены по сравнению со своими аналогами. Это явление было впервые обосновано американским экономистом норвежского происхождения Торстеном Вебленом (1857–1929) в его знаменитой книге «Потребление праздного класса».

Рассматриваемый эффект наблюдается в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью, своего рода элитарностью данного товара, которая вызывает дополнительный спрос.

Как уже отмечалось, эффект показательного потребления не противоречит закону спроса. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса сохраняется (рис. 2.6), но сама кривая спроса под воздействием эффекта сдвигается вправо. Это обусловлено тем, что в глазах потребителя аналогичные товары – один, с низкой ценой P1 (непрестижный), а другой, с высокой ценой P2 (престижный) – являются различными товарами с различными кривыми спроса, соответственно d(P1) и d(P2).

Применительно к эффекту показательного потребления цена товара выступает в качестве «неценового» фактора.

Спекулятивный спрос возникает в условиях реального или искусственно нагнетаемого дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение по какой-либо причине оказывается недостаточным. Графически рост спекулятивной составляющей спроса отражается смещением кривой спроса вправо.

И, наконец, нерациональный спрос объединяет все покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под воздействием внезапного, минутного желания, каприза, прихоти. Многие крупные магазины сознательно стимулируют спонтанный спрос у покупателей, устанавливая у кассовых аппаратов стеллажи с конфетами, жвачкой, орешками и т.п.

Все рассмотренные эффекты могут быть количественно оценены посредством коэффициентов эластичности (см. гл. 3).

Вместе с тем для каждого уровня цены существует такая величина спроса на товар, когда люди перестают реагировать на изменение объемов спроса остальными потребителями (внешние, или экзогенные эффекты равны нулю), т.е. для каждой цены существует определенный объем спроса, определяющий, в конечном счете, ее функцию.