
- •11.1. Эпидемиология
- •11.2. Механизмы образования
- •11.3. Патоморфология
- •11.4. Клиника
- •11.5. Формы течения
- •11.5.1. Острые субдуральные гематомы
- •11.6. Диагностика
- •11.7. Хирургическое лечение
- •11.8. Консервативное лечение
- •11.9. Прогноз и исходы
- •11.10. Субдуральные гигромы
- •11.10.1. Механизмы образования
- •11.10.2. Клиника
- •11.10.3. Диагностика
- •11.10.4. Лечение
11.10.3. Диагностика
Если субдуралъные гигромы являются неосложнен-ными, то нередко возможно их дооперационное
распознавание на основании сравнительно мягкого и волнообразного развития синдрома компрессии мозга при отсутствии грубых стволовых расстройств и частом проявлении симптомов раздражения оболочек и коры головного мозга (оболочечные головные боли, менингеальные симптомы, эпилептические припадки, нарушения психики).
При сочетании субдуральных гигром с тяжелым ушибом головного мозга и внутричерепными гематомами, их дооперационное клиническое распознавание практически трудно осуществимо. В этих случаях они протекают на фоне сопорозно-коматозного состояния, часто без светлого промежутка, с выраженными стволовыми нарушениями, и обнаруживаются как дополнительная находка при оперативном вмешательстве.
Ангиографическая картина субдуральных гигром сходна с таковой при субдуральных гематомах. Решающую роль в уточненном распознавании трав-матичских субдуральных гигром играют КТ и МРТ.
При КТ субдуральные гигромы определяются как протяженные зоны пониженной плотности, прилежащие к костям свода черепа и вызывающие умеренную деформацию подлежащих образований головного мозга, с возможным небольшим смещением срединных структур (рис. 11—-7). По серповидной форме и низкой плотности, близкой к лик-вору, на аксиальных томограммах субдуральные гигромы напоминают хронические субдуральные гематомы в стадии разрешения (см. рис. 11—7). При этом не выявляется реактивного утолщения прилежащих твердой и мягких мозговых оболочек [94].
Гигромы могут распространяться на прилежащие базальные цистерны, заходить в сильвиеву щель. Путем измерения плотности жидкостного содержимого при КТ очень трудно отдифференцировать гиг-рому от хронической субдуральной гематомы. Эти недостатки восполняет МРТ, с помощью которой можно и более точно определить распространенность гигромы, особенно базального расположения или в задней черепной ямке. В отличие от врожденной атрофии червя и гемисфер мозжечка в таких случаях определяется минимальная деформация IV желудочка. Анализируя контрастность изображения жидкой среды на МР-томограммах по Т1 и Т2 можно с большей достоверностью, чем по данным КТ, предположить наличие в ней геморрагического слагаемого и повышенной концентрации белка.
Контрастность изображения хронических субдуральных гематом определяется наличием в них свободно растворенного метгемоглобина. Мстгемоглобин является веществом с парамагнитными свойствами, и поэтому при МРТ его можно рассматривать
319
Клиническое руководство по черепно-мозговой травме
как натуральное контрастное вещество. Среды, содержащие матгемоглобин, в частности хронические гематомы, выглядят более яркими, по сравнению с ликвором, на томограммах no T2 и очень яркими на томограммах по Т1.
Гигромы в этих режимах сканирования по контрастности практически не отличимы от ликвора или же чуть ярче на томограммах no T2 вследствие повышенного содержания белка (рис. 11—8). Среднее по степени повышения сигнала положение могут занимать гигромы с геморрагическим компонентом (рис. 11—9).
Дифференцировать субдуральные гигромы нужно также с наружной водянкой (вследствие расширения конвекситальных субарахноидальных щелей на фоне атрофического процесса) и локальными участками атрофии вещества головного мозга (вследствие перенесенных инсультов или на месте старых контузионных очагов). В первом случае отмечается не только увеличение расстояния между костями свода черепа и всей конвекситальной поверхностью больших полушарий, но и расширение борозд, межполушарной щели, сильвиевых щелей с двух сторон, обычно в сочетании с умеренной внутренней водянкой. Во втором — участки атрофии имеют неправильную форму и сочетаются с локальным расширением желудочковой системы и подтянутостью близлежащего ее участка к очагу атрофии.
Гигромы также нужно дифференцировать от врожденных аномалий и гемиатрофий, арахнои-дальных кист. Большой давности хронические субдуральные гематомы также могут симулировать на МР-томограммах субдуральные гигромы. Это связано с тем, что в течение времени количество растворенного в них метгемоглобина может значительно уменьшаться вследствие его разведения, абсорбции и дальнейшего распада [2].
Вместе с тем по данным КТ и МРТ исследования часто ставится ошибочный диагноз «гигрома», когда за нее принимают скопления ликвора (обычно над лобными долями и в межполушарном пространстве) вследствие коллапса мозга в остром периоде диффузного аксонального повреждения. Дифференцировать осумкованную гигрому от не имеющего капсулы субдурального скопления ЦСЖ по принципу ex vacuo позволяют биомеханика травмы, разница в локализации (для гигромы характерна боковая кон-векситальная, для заместительного скопления лик-вора — лобная), признаки сдавления подлежащего вещества мозга при гигроме, отсутствие каких-бы то ни было компрессионных компонентов при скоплениях ЦСЖ, полностью повторяющих очертания извилин и борозд полушарий, некоторые отличия в плотностных характеристиках (при скоплениях все показатели соответствуют ликвору, при гигромах часто имеются те или иные уклонения).
320
Субдуральные гематомы
Рис. 11—8. Посттравм атическая хроническая субдуральная гигрома левой лобной области у 38-летней больной. МРТ. А — парасагиттальный срез по Т1. Б — фронтальный срез по Т1. В — аксиальный срез по Т2.
Гигрома видна как ограниченное кистоподобное образование, по интенсивности сигнала идентичное ликвору. Характерное повторение очертаний мозговых извилин и борозд по всему медиальному контуру гигромы.
Рис. 11—9. Травматические гигромы в передних отделах обоих полушарий. МРТ в режиме Т1. Гигрома справа по контрастности аналогична ликвору. Гигрома слева отличается по контрастности от цереброспинальной жидкости за счет геморрагического компонента. В теменно-височной области справа — посттравматические изменения мягких тканей.