
- •34.1. Общие положения
- •34.2. Судебно-медицинская
- •Механизм и особенности переломов костей черепа (по Солохину а.А., 1984)
- •(«Внутренними повреждающими факторами»)
- •Распределение зон повреждений аксонов в зависимости от направления воздействия внешнего повреждающего фактора
- •34.3. Алгоритм оценки тяжести вреда здоровью при черепно-мозговой травме
- •34.3.1. Тяжкий вред здоровью (ст. 111 ук рф)
- •34.4. Принципы записи и
Механизм и особенности переломов костей черепа (по Солохину а.А., 1984)
Характер перелома черепа зависит от нескольких причин, основными из которых являются свойства травмирующего предмета и особенности его воздействия [11, 16 — 18, 27].
Вследствие ударного воздействия тупого предмета с ограниченной ударяющей (контактной) поверхностью под прямым углом формируются прямые дырчатые переломы; фрагмент кости смещается внутрь полости черепа (рис. 34-4, а). Поверхность этого фрагмента в определенной степени отражает форму и размеры травмирующего предмета, что свидетельствует об его экспертном значении как вещественного доказательства.
Когда направление удара не строго перпендикулярно, а под более острым углом, вследствие не-
равномерного воздействия ограниченной поверхности травмирующего предмета костные отломки располагаются в черепе ступенеобразно, формируются террасовидные переломы (рис. 34-4, б). Отломок, наиболее глубоко погруженный в полость черепа, указывает на место первичного соударения.
Предметы со сферической поверхностью обычно причиняют оскольчатьге повреждения костей, образованные линейными радиально направленными трещинами и ограничивающей их циркулярной трещиной, с погружением компактного костного вещества в губчатое и образованием вдавления, напоминающего по форме часть сферы. От воздействия предметов с трехгранным углом в костях черепа остаются характерные повреждения в виде костных отломков, формирующих трехгранную пирамиду, вершиной направленную внутрь полости черепа.
Предметы с ребром и предметы с цилиндрической ударяющей поверхностью в типичных случаях вызывают переломы в виде двух (или более) отломков, ограниченных двумя (или более) дуговидными выпуклыми кнаружи и одной, расположенной продольно, трещинами. Соответственно продольной трещине, края отломков погружены в полость черепа.
578
Принципы судебно-медицинской экспертизы при черепно-мозговой травме
Рис. 34-5. Механизм образования "паутинообразного" перелома свода черепа, а - направление воздействия травмирующего фактора; б - образование отдаленной циркулярной (экваториальной) трещины; в - образование отдаленных радиальных (меридиональных) трещин.
Рис. 34-4. Механизм образования дырчатого (а) и террасовид-ного (б) перелома основания черепа
Отличительной особенностью всех вышеперечисленных переломов черепа является то, что все они в своем происхождении связаны только с местной деформацией черепа, то есть они образовались в зоне приложения травмирующего предмета. В отличие от них переломы, возникающие вследствие воздействия тупого предмета с преобладающей (широкой) поверхностью, формируются вследствие как местной, так и общей деформации черепа. Такие многооскольчатые, нередко вдавленные, переломы носят названия «паутинообразных» и как бы состоят из 4 видов трещин: местных радиальных (от «уплощения») и циркулярной (от «перегиба»), отдаленных меридиональных (от «распора» и «растрескивания») и экваториальной (от «сгиба») трещин (рис. 34-5).
Траектория переломов основания черепа зависит от точки приложения и направления воздействия травмирующей силы (рис. 34-6). В топографическом отношении переломы основания мозгового черепа чаще возникают при ударном воздействии в затылочную область, а при ударах в лобную область преимущественно формируются переломы свода черепа. При внешнем воздействии на череп
Рис. 34-6. Наиболее характерные варианты переломов костей основания черепа
во фронтальном направлении, перелом одинаково часто определяется как в костях свода, так и основания [II].
Переломы костей лицевого скелета имеют некоторые отличия (рис. 34-7) [11, 27]. Они также имеют местный и отдаленный характер.
В прямой связи с переломами свода и основания мозгового черепа находятся повреждения вещества
579
Клиническое руководство по черепно-мозговой травме
головного мозга, тогда как переломы лицевого скелета (так называемая черепно-лицевая травма) сочетаются с подоболочечными кровоизлияниями, преимущественно субарахноидальными [20, 27] и при определенных условиях с аксональным повреждением мозга [28, 36, 38].
Экспертное значение переломов черепа столь же многогранно, как и повреждений мягких покровов головы. Переломы черепа позволяют установить:
Факт механической травмы головы.
Вид, форму и размеры ударяющей поверхно сти травмирующего предмета.
Место и направление приложения травмиру ющей силы.
Механизм травмы головы.
Вместе с тем, в аспекте судебно-медицинского значения переломы черепа имеют некоторые особенности:
В отличие от повреждений мягких покровов головы, по характеру перелома черепа можно су дить о силе и числе травматических воздействий травмирующего предмета.
Переломы черепа практически всегда сочета ются с повреждениями головного мозга и объяс няют закономерности возникновения контузион- ных очагов [22].
В настоящее время в судебно-медицинской практике для решения вопроса о давности ЧМТ недостаточно используются критерии сроков и особенностей заживления перелома. В литературе по этому вопросу имеются лишь единичные рабо ты, основанные, главным образом, на данных рен тгенологических исследований [13, 26]. Линейные переломы затылочной кости срастаются медлен нее, чем соответствующие переломы других кос тей мозгового черепа [26]. Прямой зависимости между сроком заживления переломов, их локали зацией и выраженностью неврологических симп томов в отдаленных периодах травмы черепа не наблюдается.
Внутричерепные повреждения — положены в основу клинической классификации ЧМТ и являются главными морфологическими субстратами, определяющими тяжесть состояния, неврологическую симптоматику, тактику лечения и исходы ЧМТ [8, 9].
Одной из форм повреждения головного мозга является сотрясение головного мозга. До настоящего времени относится к категории клинического диагноза, так как считается, что при сотрясении головного мозга в отличие от других форм повреждений мозга отсутствует визуализируемый морфологический субстрат травмы [37, 38].
В клиническом отношении сотрясение головного мозга проявляется легкой общемозговой, полу-шарной и стволовой симптоматикой. В патоморфо-логическом отношении сотрясение мозга представлено ультраструктурными функциональными изменениями проводящих систем, главным образом, в виде набухания мембран синаптического аппарата нейронов, истощения синаптических контактов.
Вопрос о механизме причинения сотрясения мозга до настоящего времени остается открытым; отдается предпочтение ротационному смещению мозга в полости черепа с формированием срезывающих и тензионных напряжений, незначительных по величине и равномерно концентрирующихся во всех отделах головного мозга. Однако эта позиция имеет лишь экспериментальное и теоретическое обоснование. Не исключается и возможность развития сотрясения мозга при контактном (ударном) механизме травмы головы, сопровождающемся эффектом ударной волны и поступательным смешением мозга в полости черепа [27, 39, 40].
Экспертное значение сотрясения головного мозга следующее:
Оно свидетельствует о факте механической травмы головы.
Позволяет ориентировочно установить давность травмы головы по срокам регрессии неврологичес кой симптоматики.
580
Принципы судебно-медицинской экспертизы при черепно-мозговой травме
3.
Сотрясение головного мозга считается
наиболее
легкой формой ЧМТ. Вместе с тем, из
литературы известны случаи внезапной
смерти пострадавших
при резком сотрясении тела, которые
интерпретировались
как генерализованная дискомп-лексация
ЦНС на аксональном и синаптическом
уровнях.
Ушиб головного мозга в соответствии с клинической классификацией ЧМТ делится на три степени тяжести (легкую, среднюю и тяжелую). Отличается различной степенью выраженности полушар-ных и стволовых нарушений на фоне общемозговых и оболочечных симптомов.
В отличие от сотрясения мозга церебральная контузия характеризуется наличием визуализируемого морфологического субстрата, который в зависимости от кинетических и динамических параметров ударного воздействия варьирует от точечных кровоизлияний, занимающих поверхностные слои одной-двух извилин, — до грубого разрушения одной или нескольких долей мозга с полной утратой их анатомической структуры.
В основе очаговых контузионных повреждений головного мозга лежит ударный механизм, приводящий к образованию контактных и инерционных сил значительной величины и короткой продолжительности (схема 34-2). Контактным силам
приписываются два характерных механических эффекта в черепе и мозге: деформация черепа и волны колебания. В сочетании они обуславливают развитие срезывающих и компрессионных напряжений (рис. 34-8) и изменений внутричерепного давления с возникновением кавитации.
Рис. 34-8. Схематическое изображение деформации ткани мозга при срезывающих (а), сжимающих (б) и тензионных (в) напряжениях.
Схема 34-2
Связь между механизмами травмы головы и физическими краниальными (интракраниальными) эффектами
581