
2.4. Посттравматический арахноидит
Посттравматический арахноидит (хронический продуктивный лептоменингит) — частый компонент патологии при черепно-мозговой травме. Он наблюдается в позднем, промежуточном и в резидуаль-ном периодах (1).
49
Клиническое руководство по черепно-мозговой травме
В
большей части случаев хронический
продуктивный
арахноидит развивается как промежуточная
стадия перехода асептического
лептоменинги-та
в фиброз мягких мозговых оболочек;
нередко является
исходом гнойного лептоменингита.
Иногда
при травматической болезни, с самого
начала, в
мягких мозговых оболочках развивается
продуктивный
арахноидит.
Макроскопически хронический продуктивный арахноидит выражается помутнением и утолщением паутинной оболочки, сращениями ее с сосудистой и твердой мозговыми оболочками. Следы сращения видны и после извлечения мозга в виде своеобразной ворсинчатости придуральной поверхности паутинной оболочки. Очень часто при этом наблюдается расширение субарахноидальных щелей и цистерн основания мозга с переполнением некоторых из них цереброспинальной жидкостью (гидропс цистерн).
Локализуется хронический продуктивный арахноидит преимущественно на основании мозга, но, как правило, распространяется и по всей выпуклой и базальной поверхности головного мозга. Максимально изменяется паутинная оболочка над передней цистерной, цистерной в области хиазмы зрительных нервов, над межножковым треугольником, над огибающей цистерной и задней цистерной. При этом зрительные нервы, корешки глазодвигательных и отводящих нервов включаются в фиброзные разрастания паутинной оболочки и нередко перешнуровываются ими.
При арахноидите в области поперечной цистерны развиваются плотные сращения мягких мозговых оболочек с шишковидной железой и твердой мозговой оболочкой. В результате этих сращений шишковидная железа, при извлечении во время вскрытия, может иногда быть вырвана из своего места и остаться на большом серповидном отростке.
При микроскопическом исследовании утолщенной мягкой мозговой оболочки обычно обнаруживается умеренная лимфоидная инфильтрация с примесью макрофагов, разрастание коллагеновьтх волокон как в паутинной, так и в сосудистой оболочке (рис. 2-10), в результате чего происходит облитерация подпаутинного пространства (рис. 2-11).
В микроскопической картине арахноидита большое место занимает гиперплазия клеток арахнои-дэндотелия, что приводит к формированию крупных клеточных «площадок», подушко- и бугорко-подобньтх выступов на наружной и внутренней по-верностях паутинной оболочки и на внутренней поверхности твердой мозговой оболочки. Кроме того, обнаруживается диффузная инфильтрация
Рис. 2-10. Пери калибровка просвета и склероз стенки артерии сосудистой оболочки при арахноидите; окраска гематоксилин-эозином, увеличение х 100.
Рис. 2-11. Лимфоидньге инфильтраты в фиброзированной мягкой мозговой оболочке; окраска гематоксилин-эозином, увеличение х 100.
клетками арахноидэндотелия толщи мягких мозговых оболочек. Конечная фаза вяло текущего арахноидита может завершиться фиброзом мягкой мозговой оболочки. В таких случаях мягкая мозговая оболочка бывает представлена тяжами фиброзной ткани без признаков хронического воспалительного процесса.
Арахноидиты могут быть диффузными и ограниченными; могут быть слипчивыми и кистозными, нередко сочетание обеих форм. Различная степень облитерации субарахноидального пространства, зависящая от протяженности, преимущественной локализации и формы арахноидита, приводит в одних случаях к расширению не облитерированных субарахноидальных щелей, в других — к расширению просвета желудочков, открытой или закрытой гидроцефалии.
Кисты и рубцующиеся оболочечные разрастания могут оказывать серьезное сдавливающее или
50
Патоморфология последствий черепно-мозговой травмы
Рис.
2-13.
Хронический продуктивный перивентрикулярный
энцефалит;
окраска гематоксилин-эозином, увеличение
х 100.
В коре мозга, лежащей под склерозированной мягкой мозговой оболочкой, а также и в семиоваль-ном центре, часто развиваются хронические дистрофические процессы, приводящие к медленно нарастающей атрофии, которая проявляется очагами неполного некроза, замещенных клеточным или волокнистым глиозом (рис. 2-12); возможны перивас-кулярные лимфоидные инфильтраты в коре мозга.
Рис. 2-12. Очаги неполного некроза в коре, замещенные клеточным глиозом; окраска гематоскилин-эозином, увеличение х ЮО.