Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

262

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
3.83 Mб
Скачать

9. Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теорети- ческие истоки // Социально-политический журнал – 1997. –

4. – С. 92–105.

10.Перегудов С.П. Новейшие тенденции в изучении отношений гражданского общества и государства // Полис. – 1998. –

1. – С. 137–148.

11.Володин А.Г. Гражданское общество и модернизация в России. Истоки и современная проблематика // Полис. – 2000. –

3. – С. 104–116.

12.Семененко И.С. Корпоративное гражданство: западные модели и перспективы для России // Полис. – 2005. – № 5. –

С. 23–40.

13.Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис. – 2006. – № 2. – С. 139–150.

С.Н. Смольников

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

ИНДЕКС СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Рассматривается разработанный Фондом Bertelsmann`a индекс социальной справедливости, его методология и перспективыиспользования.

Ключевые слова: социальная справедливость, индекс социальной справедливости, Фонд Bertelsmann`a, эклектичность, субъективные оценки.

S.N. Smolnikov

Perm National Research Polytechnic University

SOCIAL JUSTICE INDEX

Considered developed by the Bertelsmann foundation index of social justice, its methodology and prospects.

401

elib.pstu.ru

Keywords: social justice, social justice index, The Bertelsmann Foundation, eclectic, subjective assessment.

Издавна предпринимаются попытки формализовать оценку правильности устройства общества, измерить степень социальной справедливости и задать такой ориентир для социальной политики, который бы позволил объективно контролировать результаты управленческих решений. Одним из способов достижения этой цели выступают социальные индексы, которые, помимо однократного замера, позволяют проводить мониторинг

иопределять степень отклонения от идеала.

Встатье рассматривается одна из таких попыток – 6-й составной индекс социальной справедливости, разработанный влиятельным Фондом Bertelsmann`a [1], который иногда называют теневым правительством Германии. Этот индекс используется для оценки справедливости социального устройства и эффектив-

ности политического управления стран ОЭСР, а, например, в Киргизии на его основе создан и используется муниципальный индекс справедливости [4], программы по его внедрению реали-

зуются агентствами ЮНИСЕФ, ООН Женщины,

ЮНЕСКО

и ПРООН.

 

Индекс включает в себя: 1) предотвращение

бедности,

2) доступность образования, 3) доступность рынка труда, 4) социальная сплоченность и отсутствие дискриминации, 5) здоровье, 6) межпоколенческая справедливость. Причем предотвращение бедности имеет тройной вес, а доступность образования и доступность рынка труда двойной.

Если общий список компонентов в целом вопросов не вызывает, то их внутреннее содержание весьма неоднозначно. Вызывает вопросы как неоправданно большое использование экспертных и иных субъективных оценок, так и собственно выбор индикаторов.

Так, «межпоколенческая справедливость» состоит из 3 вопросов экспертам: «В какой степени политика поддержки семьи позволяет женщинам сочетать воспитание детей с участием на

402

elib.pstu.ru

рынке труда?», «В какой степени пенсионная политика соответствует цели предотвращения бедности, равенства между поколениями и финансовой устойчивости?», «Насколько эффективно экологическая политика в вашей стране защищает и сохраняет устойчивость природных ресурсов и качество окружающей среды?» и 2 объективных показателей: оценки выбросов углекислого газа от сжигаемого топлива на единицу ВВП по ППС и оценки совокупного государственного долга в расчете на ВВП. Как и в какой мере выброс СО2 конкретной страной в глобальном мире влияет на жизнь последующих поколений той же самой страны – большой вопрос. Почему измеряется именно государственный долг, а не публичный долг или внешний долг? Повлияла ли динамика госдолга на уровень и качество жизни предыдущих поколений? Думается, что причиной включения двух последних показателей являются сугубо политические мотивы: идея рукотворного глобального потепления как рычаг давления на развивающиеся страны и возможность продемонстрировать успешность собственной политики (дополнительные баллы справедливости); выбор же именно государственного долга, возможно, вызван тем, что Германия (а индекс разрабатывается в первую очередь именно в Германии) по государственному долгу к ВВП имеет показатели чуть лучше ЕС, тогда как по внешнему долгу к ВВП Германия имеет в 1,5 раза худшие по сравнению с ЕС показатели [2, 3]. Использование именно государственного долга для ограниченного списка стран также не позволяет учесть того факта, что государство одновременно выступает и кредитором. Кроме того, это позволяет скрыть тот факт, что самые богатые и развитые страны (Парижский клуб) имеют максимальные значения внешнего долга в расчете на ВВП, в разы превышающие государственные задолженности (ЕС в целом и США – более 100 % от ВВП, Люксембург – 3443 %, Исландия – 999 %, Великобритания

– 390 % и т.д.) [2]. Государственный долг формируется не только за счет возрастания потребления, но и за счет возрастания накопления и капиталовложений. Будущие поколения получают более высокий стартовый уровень жизни, более развитое общество.

403

elib.pstu.ru

Справедливость в области здоровья опять предлагается оценивать экспертам («Обеспечивает ли политика высококачественную, всеохватную и соответствующую расходам защиту здоровья?») и простым респондентам через самооценку состояния здоровья в группах с наименьшим и наибольшим достатком. Учитывается ожидаемая продолжительность здоровой жизни. Последним компонентом сюда же включается уровень младенческой смертности – как будто родители вольны перераспределять время жизни своих детей в свою собственную пользу. По всей видимости, снова преследуются цели завышения показателей «социальной справедливости» и легкости подсчета.

«Социальная сплоченность и отсутствие дискриминации» снова на 3/5 состоит из субъективных экспертных мнений: «В какой степени социальная политика в вашей стране препятствуют изоляции и разделению в обществе?», «Насколько эффективно государство защищает от дискриминации по признаку пола, физических возможностей, этнического происхождения, социального положения, политических взглядов и вероисповедания?», «Насколько эффективно политика в вашей стране поддерживает интеграцию мигрантов в общество?». Включаются также коэффициент Джини и соотношение средней мужской зарплаты к женской. В данном случае показатели уже выходят за пределы концепции равных возможностей, меритократического толкования справедливости и требуют равных результатов (мужской и женской зарплаты), т.е., по всей видимости, позитивной дискриминации (что интересно, это входит в противоречие с законодательском большинства стран Евросоюза, где позитивная дискриминация запрещена); а также провозглашают критерием справедливости реализацию мультикультуралистской модели.

Справедливость включенности в рынок труда состоит только из объективных индикаторов: уровня занятости лиц трудоспособного возраста, уровня безработицы среди старших возрастных групп, соотношения безработицы среди мигрантов к безработице среди коренных жителей, соотношения безрабо-

404

elib.pstu.ru

тицы женской и мужской, уровень безработицы трудоспособного населения, уровня долгосрочной безработицы, молодежной безработицы, безработицы среди низкоквалифицированной рабочей силы. В данных показателях снова проявляется частичный переход от идеи справедливости равных возможностей к справедливости равных результатов.

Справедливость доступа к образованию включает экспертную оценку того, «В какой степени политика в области образования в вашей стране предоставляет высококачественное, эффективное и справедливое образование и профессиональную подготовку?», зависимость грамотности чтения от социальноэкономического фона учащихся и государственные расходы на дошкольное образование в процентах от ВВП. Почему именно государственные расходы на именно дошкольное образование? Большие государственные расходы говорят о дороговизне, а не о доступности. Почему, например, не оценить именно доступность мест в детских садах (обеспеченность ими) или тяжесть средних расходов на них для среднего семейного бюджета?

Предотвращение бедности оценивается через долю людей, имеющих доход ниже половины национального дохода, долю таких лиц среди молодежи и долю таких лиц среди людей старших возрастов.

Таким образом, мы видим, как в предложенном индексе социальной справедливости эклектично переплетаются социалдемократические идеалы общества всеобщего благосостояния, коммунистический идеал социального равенства, этатизм и патернализм, либеральные и неолиберальные подходы. Возможно, индекс должен был удовлетворить все заинтересованные стороны, но вряд ли такое возможно. Очевидно, что индекс не подходит для массового использования и требует либо серьезной переработки с целью снижения его субъективности и перехода на единую методологию, либо более продуктивным было бы создание нескольких альтернативных, внутренне не противоречивых индексов социальной справедливости.

405

elib.pstu.ru

Список литературы

1.Social Justice in the OECD – How Do the Member States Compare? Sustainable Governance Indicators 2011 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bertelsmann-stiftung.de/cps/rde/xbcr/SID- 526396D5-0AC1B0C2/bst/xcms_bst_dms_34886_34887_2.pdf (дата обращения: 19.03.2013).

2.List of countries by external debt [Электронный ресурс]. – URL: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_external_debt (датаобращения: 19.03.2013).

3.List of countries by future gross government debt [Электронный ресурс]. – URL:http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_ by_future_gross_government_debt (датаобращения: 19.03.2013).

4.Чекиров А. Кыргызстан будет вовлечен в сообщество стран, которые проводят оценку индекса социальной справедли-

вости [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kabar.kg/rus/ society/full/42780 (дата обращения: 19.03.2013).

П.Ю. Кузнецова

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ГРАЖДАН КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В статье анализируется одна из составляющих политической культуры общества – политическая активность граждан. На основе данных социологических исследований сделаны выводы о недостаточно высоком уровне развития политической активности населения и разработаны рекомендации по активизации участия граждан в осуществлении местного самоуправления.

Ключевые слова: политическая культура, политическая активность, местное самоуправление, население муниципальных образований, гражданская активность.

406

elib.pstu.ru

P.Y. Kuznetsova

Perm National Research Polytechnic University

POLITICAL PARTICIPATION OF CITIZENS AS A BASIS OF REALIZATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

The article deals with one of the components of the political culture of the society – the political activity of citizens. On the basis of the data of sociological research of the conclusions were made about the insufficiently high level of political activity of the population and developed recommendations on enhancing the participation of citizens in the implementation of the local self-government.

Keywords: political culture, political activity, local selfgovernment, the population of municipal formations, civil activity.

Общественная система, как и любая другая, представляет собой сложный организм. Рассматривая ее политическую составляющую, нетрудно выделить три базовых элемента: первый – политическая система, главная функция которой – реализация всеобщего интереса, второй – объединения, отстаивающие групповые интересы (гражданское общество), и третий – совокупность граждан с их разнообразными индивидуальными ценностными установками [2]. Взаимодействие данных элементов осуществляется посредством устойчивых каналов коммуникации, причем особую важность имеет система взаимообратных связей между гражданами иинститутами, составляющимиполитическуюсистему.

Система коммуникаций между гражданами и политическими институтами реализуется на основе сложившегося в обществе типа политической культуры, под которой понимается система ориентаций и установок относительно политической системы и ее составляющих, а также относительно образцов политического поведения [5, c. 13].

Муниципальное управление не может осуществляться без обратной связи с обществом. Поэтому в политической сфере значимость приобретают не только реальные действия и меры

407

elib.pstu.ru

органов местного самоуправления, но и то, как они оцениваются и воспринимаются обществом [1, c. 52]. Формы их реализации, их приятие или неприятие подавляющим большинством населения во многом обусловливаются основными характеристиками его политической культуры.

Политическая культура является комплексным понятием, имеющим сложную структуру, которую составляют: познавательный, нравственно-оценочный, поведенческий и ценностный элементы. Эти элементы обусловлены социально-экономическими, национально-культурными, общественно-историческими и другими факторами, характеризующими взаимодействие общества и власти. Причем отражение реальных взаимодействий характеризует поведенческий элемент политической культуры, который составляют политические установки, типы, формы общественнополитической деятельности.

Политическое поведение представляет собой процесс политической деятельности индивидов в соответствии с их политической позицией, политическими установками. В соответствии с Конституцией РФ ведущее место среди форм политического поведения отводится участию граждан в осуществлении местного самоуправления [4, c. 130]. В соответствии с законодательством на муниципальном уровне представлены широкие возможности для политической активности граждан через формы непосредственного участия в осуществлении местного самоуправления обязательного и рекомендательного характера [6], представляющие возможности реализации прав и нужд граждан на определенной территории.

Однако данные социологических исследований свидетельствуют о слабости политической активности населения. При том, что около 90 % граждан считают активную гражданскую позицию основой улучшения социальной ситуации в муниципальном образовании, принимают участие в осуществлении местного самоуправления лишь 25 % [4]. Среди форм наиболее активного участия населения в осуществлении местного самоуправления традиционно выделяют собрания, выборы

408

elib.pstu.ru

ипубличные слушания. При этом поводов для участия в коллективных действиях у населения достаточно много. Значительная доля опрошенных (40 %) сталкивались в своей жизни с нарушением их прав. Но граждане склонны ожидать от властей принятие решений, демонстрируя пассивно-отстраненный тип политического поведения.

Всилу отсутствия постоянного взаимодействия населения

иорганов местного самоуправления возникает ряд проблем: вопервых, ограничение механизмов обратной связи; во-вторых, абсентеизм со стороны населения, не проявляющего политическую активность.

Вкачестве причин низкой активности сами граждане отмечают: установки индивидуализма, отсутствие времени, неуверен-

ность реального влияния на решение местных вопросов. При этом основными мотивами участия являются гарантия того, что их деятельность скажется положительно на жизни близких,

истремление заработать (по 44 %). Однако 10 % опрошенных заявило: «Ничто не сможет побудить к участию» [4]. Таким образом, политическая вовлеченность населения в большинство видов

иформ осуществления местного самоуправления, за исключением участия в выборах, находится на довольно низком уровне.

Представляется, что решение данной проблемы должно осуществляться комплексно. Во-первых, необходима информационная поддержка успешных социальных практик воздействия населения на решение проблем местного сообщества. Вовторых, следует развивать формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления посредством проведения собраний граждан, развития института правотворческой инициативы. В-третьих, следует расширить возможности участия населения в реализации собственных проектов по решению вопросов местного значения.

Вцелом следует отметить, что процесс формирования активистской политической культуры, характеризующейся высоким уровнем участия граждан во взаимодействии власти и общества, достаточно длительный. Он должен сопровождаться преодоле-

409

elib.pstu.ru

нием патернализма как поведенческого стереотипа граждан по отношению к власти, а также модификацией мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров людей, то есть всех компонентов политической культуры.

Список литературы

1.Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: курс лекций: в 3 ч. – СПб.: Изд-

во БГТУ, 2004. – URL: http://www.politnauka.org/library/ uchebnik/baranov.php.

2.Галкин А. Дефицит обратной связи и пути его преодоле-

ния [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lawinrussia.ru/stati- i-publikatsii/2010-09-06/defitsit-obratnoy-svyazi-i-puti-ego-preodo- leniya.html.

3.Иванова К.Н. Участие населения в местном самоуправлении как способ повышения социальной ответственности граждан //

Вестник ПАГС. – 2010. – №1. – URL: http://elibrary.ru/defaultx.asp.

4.Конституция Российской Федерации 1993 г. Ст. 130. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5.Политика и культура: метод. указания / сост. М.Д. Наумова, О.Л. Протасова. – Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. техн. ун-та, 2010. – 35 с.

6.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Гл. 5. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

410

elib.pstu.ru

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]