Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Пространственное развитие городских систем

..pdf
Скачиваний:
5
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
8.66 Mб
Скачать

ная инфраструктура агломерации взаимосвязана вследствие трудовой и рекреационной мобильности в рамках агломерации [5].

Таким образом, развитие местной инфраструктуры (транспортной, здравоохранения, образования и др.), эффективная поддержка рынка труда и локальной экономики как в целом, так и отдельных отраслей потребуют реализации инициатив в рамках всей агломерации, аневрамкахотдельных районов илигорода Перми.

Однако для эффективной реализации политики метрополизации, по всей видимости, потребуются не только соответствующие условия, институты, пересечения интересов, но и наличие своеобразной идеологии метрополизации. Городские сообщества, общественные и политические лидеры должны осознавать значимость города как центра притяжения прилегающих территорий, близлежащие поселения и районы должны рассматриваться как партнеры, а не как конкуренты. Фокус конкуренции для реализации политики метрополизации должен быть смещен с локального уровня (город и поселок вблизи города конкурируют за размещение производства или нового жилого района) на уровень межрегиональной конкуренции (метрополия крупного города конкурирует с метрополиями внутри страны и за ее пределами за привлечение жителей, производств, исследовательских центров, бэк-офисов).

На сегодняшний день социальный капитал городов и территорий России находится на довольно низком уровне, что вызвано двумя причинами.

С одной стороны, в стране относительно низок общий уровень межличностного доверия. Согласно данным Всемирного исследования ценностей (WVS) утвердительно на вопрос «Большинству окружающих можно ли доверять?» ответили в 2006 г. 26,2 % россиян, и этот показатель ниже, чем в большинстве развитых стран (табл. 2.1).

С. Гуриев и О. Цыгвинский считают, что межличностное недоверие перерастает в недоверие к государственным институтам, рынку, предпринимателям. Авторы отмечают, что Россия

51

elib.pstu.ru

попала в «ловушку недоверия – состояние недоверия друг другу порождает недоверие к децентрализованному рынку». При этом в некоторых городах и регионах «ловушка недоверия» даже более выражена, чем в среднем по стране [14].

Таблица 2 . 1

Индекс межличностного доверия [83]

 

Количество респондентов,

Страна

согласившихся с утверждением, что

«большинству окружающих можно

 

 

доверять» (2005–2007 гг.)

Швеция

68 %

Швейцария

53,9 %

Китай

52,3 %

Австралия

46,1 %

Нидерланды

45 %

Канада

42,8 %

США

39,3 %

Япония

39,1 %

Великобритания

30,5 %

Италия

29,2 %

Южная Корея

28,2 %

Украина

27,5 %

Россия

26,2 %

Эфиопия

24,4 %

Индия

23,3 %

Испания

20 %

Польша

19 %

Франция

18,8 %

ЮАР

18,8 %

Мексика

15,6 %

Чили

12,6 %

Иран

10,6 %

Бразилия

9,4 %

Гана

8,5 %

Турция

4,9 %

52

elib.pstu.ru

С другой стороны, потенциал влияния российского общества на решения властей федерального, регионального и локального уровня ограничен. Россияне не выбирают одну из двух палат парламента (Совет Федерации), глав регионов, а также во многих случаях глав городских округов, городских и сельских поселений. Существующий выборный механизм также не обеспечивает гражданам адекватных возможностей влияния на властные институты. По оценке Всемирного банка индекс качества государственного управления по критерию качества выборов и подотчетности властей (voice and accountability) в России находится на уровне –0,97, что является низким показателем (табл. 2.2).

Таблица 2 . 2

Индекс качества государственного управления по критерию качества выборов и подотчетности властей (2008 г.) [73]

Страна

Индекс

1

2

Нидерланды

1,53

Швеция

1,53

Швейцария

1,45

Канада

1,43

Австралия

1,36

Великобритания

1,33

Франция

1,24

Испания

1,12

США

1,12

Чили

0,98

Италия

0,96

Япония

0,95

Польша

0,86

ЮАР

0,68

Южная Корея

0,59

Бразилия

0,51

Гана

0,48

Индия

0,45

Мексика

0,08

53

elib.pstu.ru

 

Окончание табл. 2 . 2

 

 

1

2

Украина

–0,03

Турция

–0,19

Россия

–0,97

Эфиопия

–1,30

Иран

–1,48

Китай

–1,72

Повышение конкурентоспособности – насущная потребность для российских городов. Конкурентоспособные города будут не только добиваться успеха в привлечении инвестиций и создании рабочих мест, но и улучшат качество городской инфраструктуры, качество жизни. Крупные конкурентоспособные города, становясь центрами агломераций, распространят позитивное влияние на более широкую территорию, включая малые города, поселки, сельскую местность.

Социальный капитал способен сделать город более эффективным и конкурентоспособным, однако социальному капиталу российских городов трудно кристаллизоваться в форме ведущих регулярную деятельность групп или организаций (по причине низкого уровня взаимного доверия акторов), а сформировавшимся группам, организациям, движениям трудно влиять на политику государственных и местных властей. Наряду с «ловушкой недоверия» можно говорить о «ловушке неэффективности» социального капитала в России.

2.3. Человеческий капитал как компонент территориального капитала

Для обеспечения устойчивых высоких темпов экономического роста Россия должна переходить к развитию на основе так называемого нового «портфеля ресурсов» (человеческий капитал, емкие и динамичные рынки, инновации, высокотехноло-

54

elib.pstu.ru

гичные основные фонды и постиндустриальный тип организации производства). Городские агломерации являются центрами постиндустриальных процессов и в этой связи источниками будущей конкурентоспособности России в глобальной экономике. Поэтому интенсивное развитие крупных городских агломераций должно стать важной задачей в рамках стратегии развития РФ на долгосрочную перспективу.

В условиях России с ее гигантскими пространствами и расстояниями агломерации особенно востребованы. Благодаря им осуществляется эффективное экономическое сжатие территории. В них концентрируются важнейшие объекты промышленности, науки, образования, культуры, рекреации. Благодаря сближенности в агломерациях этих взаимодействующих объектов повышается доля ближних связей, замыкающихся в территориально небольших агломерационных ареалах. Это дает значительный социальный и экономический эффект.

Индустриальные агломерации создавались в России административным путем, при этом директивно формировались экономические связи между предприятиями и организациями. Масштабные социально-экономические преобразования в стране привели к отказу от планирования в различных сферах, в том числе в городском и региональном планировании. В результате сегодня российская агломерация характеризуется не столько целостностью производственной и расселенческой систем, сколько целостностью рынков: труда, недвижимости, земли, а также уровнем функциональной связанности отдельных ее элементов. В связи с этим особый интерес представляют вопросы, связанные с динамикой человеческого капитала в территориальном аспекте. Агломерация – это эффективная форма концентрации человеческого капитала, интеллектуальных возможностей и предпосылок инновационного развития. Основное ее преимущество – так называемый синергетический эффект. Она притягивает инвестиции и приносит выгоду от использования трудовых и других ресурсов. А это мощные факторы

55

elib.pstu.ru

роста конкурентоспособности и привлекательности территориальных систем.

Определенные рыночные и нерыночные силы, влияющие на процессы накопления человеческого капитала в агломерации за счет его притока из региона, зависят от следующих факторов: разделение труда, меньшие затраты на поиск места работы и нужного сотрудника на свободное место, размер рынка. Большой по размеру и более плотный рынок обеспечивает большее разнообразие представленных на нем товаров, предлагая тем самым диверсифицированной экономике более качественный уровень потребления. Увеличение оптимального размера города вследствие агломерации происходит также из-за экзогенных технологических изменений, снижающих транспортные расходы работников в городских условиях.

Известно, что спрос на продукты питания, производимые

всельской местности, становится неэластичным по доходу. Это означает, что рост реальных доходов населения начинает соответственно снижать спрос на продукты питания в сельской местности. Рабочая сила вынуждена из сельской местности перемещаться в город, что обусловлено ростом спроса на товары,

внем производимые. В результате агломерации сельские жители переезжают в городской сектор [71].

Внастоящее время существует несколько подходов к анализу территориального капитала агломераций. Один из подходов, предложенный Р. Гиффингером и М. Штальбом, относится к функциональным теориям [67]. В соответствии с данным подходом основной вклад территориального капитала в развитие агломерации заключается в особенной взаимосвязи всех составляющих его элементов, которые включают природные характеристики, материальное и нематериальное культурное, технологическое и социальное наследие. Общей характеристикой территориального капитала, объединяющей все его элементы, являются такие взаимозависимости, как традиции, неформаль-

56

elib.pstu.ru

ные правила, взаимопонимание и специфические практики (институты, правила, совместные стратегии и политики).

Исходя из этого, можно определить два параметра, по которым измеряют потенциальные источники территориального капитала, – это его материальность и соперничество с другими агломерациями. Первый параметр обеспечивает производство материальных благ, а соперничество обеспечивает общество нематериальными благами, которые могут быть определены как нематериальные активы, основанные на социальном, культурном и институциональном капитале. Таким образом, территориальный капитал оказывается зависимым от качественных характеристик местности, определяемых ее материальными и нематериальными активами, обеспечиваемыми функциональными элементами и совместными инициативами. Как указывает R. Camagni (2009), именно эти активы обеспечивают абсолютные и относительные преимущества территории [51]. Это означает, что территориальный капитал усиливает связь городов или отдельных групп участников социальных отношений (общественности, предпринимателей) или усиливает образование кластеров, возникающих там, где люди могут приобрести и поделиться друг с другом нужными знаниями.

Всего в России принято выделять более 30 агломераций, большинство из них находится сейчас на этапе трансформации. Для дальнейшего исследования мы выбрали две агломерации – Пермскую и Екатеринбургскую. Выбор обусловлен тем, что по ключевым количественным показателям эти агломерации сопоставимы. В рейтинге агломераций Екатеринбургская находится на 5-м месте, Пермская – на 9-м из 36 мест [31, с. 37]. Кроме того, эти агломерации расположены на Урале и являются соседями (по российским меркам), имеют сходные природноклиматические условия, образование и развитие двух рассматриваемых городов происходило по идентичным траекториям.

В Пермскую агломерацию входят: Пермский, Краснокамский, Нытвенский, Добрянский районы. Экономика и население

57

elib.pstu.ru

все больше концентрируются вокруг ядра агломерации – в собственно Перми и Краснокамске, в то время как в городских по- селениях-спутниках на пространствах от Верещагино до Кунгура и от Юго-Камского до Добрянки живут лишь немногим более 15 % населения Перми.

Условно в состав Екатеринбургской агломерации входят 5 муниципальных образований: Арамильский городской округ, Березовский городской округ, Режевской городской округ, Сысертский городской округ, муниципальное образование «Город Екатеринбург».

Специализация промышленности в Екатеринбурге связана с тяжелым машиностроением, в Перми – с электроэнергетикой, нефтегазопереработкой, машиностроением, химией и нефтехимией и др. По объёму промышленного производства Пермь

внастоящее время занимает 1-е место на Урале, опережая по этому показателю Екатеринбург. Структура промышленности

вПерми более разнообразна, чем в Екатеринбурге, а ряд секторов промышленности имеет высокий экспортный потенциал и успешно развивается в рыночных условиях. В результате в городе Перми относительно благополучная ситуация с наполняемостью бюджета города. Так, в рейтинге бюджетной обеспеченности и расходов на душу населения 15 крупнейших городов России,

вкоторый не вошли Москва и Санкт-Петербург, на 1-м месте Красноярск – 23,2 тыс. рублей на душу населения, на 2-м месте – Пермь (20,3 тыс. рублей). Екатеринбург с показателем 18,7 тыс. рублей на душу населения занимает 6-е место5.

Таким образом, рассматриваемые города имеют сопоставимую численность населения, схожие климатические условия, а по ряду материальных активов Пермь имеет преимущества по сравнению с Екатеринбургом (природные ресурсы, структура экономики, финансовые результаты предприятий).

5 Корчагин Ю. Рейтинг бюджетной обеспеченности крупнейших городов России. – URL: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=1&page=77

58

elib.pstu.ru

Однако о более высоком месте Екатеринбурга в региональной и городской иерархии свидетельствуют следующие факты. Екатеринбург регулярными авиарейсами связан с 28 зарубежными городами и 24 российскими, а Пермь имеет авиасообщение только с 8 зарубежными и 7 российскими городами.

ВЕкатеринбурге сосредоточено большое количество офисов политических организаций (структуры Уральского федерального округа, Приволжско-Уральского военного округа), представительств ряда субъектов РФ, консульств 14 стран (включая Великобританию, КНР, США, ФРГ, Францию), а также находятся офисы Торгового совета Дании и Центра поддержки голландского бизнеса.

Отрасль высшего образования в Екатеринбурге представлена 17 самостоятельными образовательными учреждениями (без учета филиалов), в то время как в Перми их 6.

ВЕкатеринбурге также расположено Уральское отделение Российской академии наук (в структуре которого находятся ученые советы, редакции научных журналов, институты и другие научные учреждения). Данные о ведущих компаниях, расположенных в двух сравниваемых городах, также свидетельствуют о преимуществах Екатеринбурга с точки зрения инвесторов (табл. 2.3).

Вцелом Екатеринбургу по сравнению с Пермью наиболее присущи признаки, характеризующие способность города проводить политику метрополизации, которые описаны в статье Р. Гиффингера и М. Штальбом [67].

Это приводит к тому, что Пермь теряет свою конкурентоспособность по сравнению с другими крупными городами (табл. 2.4). Объективно это проявляется в следующих негативных тенденциях развития Перми: моноцентричная модель экономической структуры, снижение численности населения, отрицательная миграция по наиболее мобильным категориям населения, стагнация на рынке труда.

59

elib.pstu.ru

Таблица 2 . 3

Ведущие компании Перми и Екатеринбурга, представленные в рейтингах

Рейтинг

Екатеринбург

Пермь

 

4 компании

2 компании

Рейтинг Forbes:

(Русскаямеднаякомпа-

(торговаясеть

ния, торговаясеть

200 крупнейших непублич-

«НормаН-Виват»,

«Монетка», Супермаркет

ных компаний 2010

Кировский, Сталепро-

предприятие

 

«Камскийкабель»)

 

мышленнаякомпания)

РейтингForbes:

 

 

40 крупнейшихпубличных

Уралсвязьинформ

Отсутствуют

компаний2010

 

 

РейтингForbes: 100 круп-

Уральскийбанкреконст-

Отсутствуют

нейшихбанков2010

рукциииразвития

 

Foreign Investment Advisory

14 иностранныхкомпа-

4 иностранные

Council (Консультативный

компании(имеют

ний(имеютофисы, тор-

советпоиностранныминве-

говыеилипроизводст-

офисы, торговые

стициямподпредседательст-

венныемощности)

илипроизводст-

вомпремьер-министраРФ)

венныемощности)

 

Таблица 2 . 4

Результаты рейтинга инвестиционной привлекательности крупных городов6

Год

Екатеринбург

Пермь

2008 г.

2-е место

13-е место

2009 г.

1-е место

16-е место

2010 г.

2-е место

17-е место

Между тем отсутствие политики метрополизации не только снижает конкурентоспособность крупного города, но и создает предпосылки упадка в регионе в целом. Объективные процессы концентрации населения в агломерациях будут находить альтернативные направления в соседних регионах, а менее адап-

6 По данным сайта Самые привлекательные для бизнеса города России. – URL: http://rating.rbc.ru/articles/2010/11/16/33048061_tbl.shtml?2010/11/16/33048020

60

elib.pstu.ru