Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

РиССРпоОДД Учебное пособие

.pdf
Скачиваний:
27
Добавлен:
06.11.2022
Размер:
14.68 Mб
Скачать

151

-осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Росавтодора;

-осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Росавтодора и реализацию возложенных на Росавтодор функций;

-организует в установленном порядке конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в сфере деятельности Росавтодора;

-осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

3.3. Краткая история Госавтоинспекции России

Ведущее место в реализации мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на общегосударственном уровне занимает Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

История ГИБДД самым тесным образом переплетена с развитием автомобильного транспорта, дорожного строительства, коммунального хозяйства, многих других органов управления; с историей всей государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. Закономерность их развития взаимообусловлена и взаимозависима. Без знания этих процессов невозможно дальнейшее развитие и совершенствование безопасности дорожного движения.

3.3.1. Развитие дорожной инспекции в XVII – начале XX в.

Россия имела многовековые традиции поддержания порядка на улицах. С наступлением же XVII века, отмеченного большим оживлением городской жизни, ростом числа конных экипажей, проблемой этой все чаще вынуждена была заниматься сама верховная власть. Ближе к концу столетия появляются указы, определяющие своего рода правила передвижения по Москве.

В то время в Москве были часты случаи увечья горожан от экипажей и всадников. По свидетельству одного путешественника, «народ этот до того

152

упрям, что, встретившись, переломают скорее друг другу колеса, чем свернут с дороги, коли встречный седок не вельможа». В 1863 г. власти запретили управлять лошадью, сидя с вожжами в санях, возница теперь – для большей безопасности окружающих – должен был ездить верхом. Езда на вожжах грозила теперь наказанием кнутом и ссылкой в Сибирь.

В1720 г. жителям Петербурга были объявлены первые указы Петра, связанные с безопасностью движения на улицах новой столицы, которые вводили ряд запретов и ограничений для петербуржцев.

Необходимость регулировать движение транспорта и пешеходов возникла еще в самом начале XIX-го столетия. В 1809 г. в России была создана транспортная полиция. На десять окружных транспортно-полицейских команд возлагались задачи по обеспечению безопасности движения на дорогах и реках, по сопровождению грузов и предотвращению их хищений.

Вэтот период деятельность полиции и жандармерии дальше поддержания общественного порядка в дорожном движении не распространялась. Обязанности уездной полиции сводились к наблюдению за исправностью дорог

имостов, за безопасностью следования по ним гужевого транспорта и пешеходов.

За порядком движения конных экипажей по городу следили полицейские.

Вводятся специальные караулы «для смотрения, чтобы никто скоро на бегунах или санях с дышлом не ездил, и чтобы извозчики сидели не в санях, но на лошадях верхами».

ВУставе г. С.-Петербурга от 12 сентября 1798 г., в частности,

говорилось, что «полиция смотрит, чтоб упражняющиеся в извозе имели исправные кареты, коляски, сани и одноколки, устанавливает таксу для отвоза из одной части в другую, определяет простойную за каждый час цену и дает извозчикам билеты с нумерами, дабы, в случае оказанной от них кому невежливости, доставлено было обиженному немедленное удовлетворение».

И в те далекие времена первые стражи порядка проявляли примеры мужества. Вот, например, что писали Ведомости С.-Петербургской полиции, 10

ноября 1868 г.: «8 ноября, 10 часу утра, городской Адмиралтейской части, Алексей Тряпкин, заметив несущуюся из-под арки по Большой Морской улице к Невскому проспекту тройку лошадей в санях без кучера, бросился к лошадям и успел схватить их под уздцы, но при этом был сшиблен с ног и попал под сани.

153

Не почувствовав боли, он вывернулся из-под саней и вскочил на ноги, но лишь взялся за вожжи, как упал без чувств. Тряпкину раздробило обе кости правой голени, так что для сохранения его жизни признано необходимым отнять ногу выше колена...».

Рис. 3.4. Так выглядело движение транспорта в Москве

на Страстной площади (Пушкинская пл.) в середине XIX столетия

Указом императора Александра II он был награжден орденом Св. Анны, пожалован 50-ю рублями и получил инвалидную пенсию.

По свидетельству современников, уже в те времена полиция за любую провинность с извозчиков «хабрлили», т.е. брали мзду, смотря по «поступку». Существовал негласный перечень цен на разного рода нарушения. Например, за неопрятный внешний вид повозки можно было откупиться гривенником.

В «Инструкции городовым Московской полиции», вышедшей в 1883 г., предписывалось городовым «наблюдать, чтобы при езде по улицам правящие лошадьми:

«а) не ездили в перегонку; Примечание: не запрещается объезжать умеренной рысью тихо едущих.

б) при спуске под гору, на перекрестках, а равно перед переезжающими и переходящими улицу, сдерживали лошадей;

154

в) уступали дорогу крестным ходам, похоронным и другим процессиям, пожарным обозам, проходящим частям войск и арестантским партиям, а при недостатке места для проезда остановиться, пока не проследуют;

г) не ездили на лошадях невзнузданных; д) зимою не ездили на санях без подрезов, препятствующих раскатку.

Примечание. Правило это не распространяется на крестьянские возы».

Итак, первые Правила, которые регламентировали движение конных экипажей и пешеходов появились в Москве и С.-Петербурге в первой половине XIX столетия. Они практически включали те основные положения, которые получили развитие в автомобильных Правилах. В них уже было оговорено правостороннее движение, ограничение скорости и рядности движения, имелись требования к стоянке транспортных средств, технической исправности экипажей, к наличию номерных знаков, необходимости подчиняться требованиям полицейских. Были регламентированы и виды наказания за их нарушения для извозчиков – телесные наказания, а для имущественного сословия – денежные штрафы.

Хотя в этот длительный исторический период развития транспорта единственным элементом в регулировании дорожным движением были акты и указы, которые регламентировали поведение участников движения на дорогах, но уже делались первые попытки использовать специальные способы и методы организации дорожного движения.

О порядке движения в Москве в начале XX-го века можно судить по публикациям того времени. Вот, что писал журнал «Автомобилист» № 20 за

1912 г. «По слухам для упорядочения автомобильного движения в Москве, Московской Городской Управой, совместно с управлением Московского Градоначальства будут даны разрешения членам, состоящей при Городской Управе Автомобильной Комиссии, записывать №№ автомобилей, превышающих допущенную обязательными постановлениями скорость, едущих с открытым глушителем, а также проверять правильность оплаты автомобиля сбором пропорционально силе и фирме мотора. Это нововведение должно, разумеется, внести значительный порядок в городскую езду и уничтожить, ни в одном городе мира не допущенную и ни с чем не сообразную езду с открытыми глушителями, которую, разумеется, могут определять

155

члены автомобильной Комиссии, так же, как и слишком быструю свыше установленной скорости езду, что не могут определить агенты полиции».

Полиция в России проявляла активность в борьбе с правонарушителями на дороге. В 1908 г. в газетах Москвы и С.-Петербурга прошли объявления о нововведении в деятельности полиции. В частности, в газете «Московские новости» сообщалось: «В С.-Петербургской полиции сделано следующее нововведение: чинам полиции на некоторых постах более бойких по движению улиц присвоены более короткие белые трости для регулирования движения и ограждения безопасности пешеходов. Постовой городовой в случае надобности может остановить экипаж или целый ряд экипажей, поднимая трость вверх по направлению останавливаемого движения. Все возницы по этому знаку обязаны немедленно и беспрекословно останавливаться и продолжать движение тогда, когда трость будет опущена. Этому же подчинены в Петербурге и вагоновожатые при электрическом трамвае, шоферы при автомобилях и велосипедисты...»

К автомобилистам продолжают относиться достаточно строго. Например, за нарушения правил езды был предусмотрен арест на 10, 20 и более суток. Но желающих стать «шофферами» – обладателями этой модной и престижной профессии было много.

Взаимоотношения между водителями и полицией были уже достаточно «натянуты» и на раннем этапе автомобилизации. В журнале «Автомобилист» – официального органа Императорского Российского Автомобильного Общества, выходящем в С.-Петербурге в 1911 г., проходили споры о целесообразности высоких штрафов за нарушение правил езды на автомобиле. Отмечалось, что

«ежедневно административными штрафами взимается сумма в 250-300

рублей». Назывались основные нарушения Правил: езда с незажженным фонарем; движение не по правой стороне улицы; «отказ исполнять требование уменьшить ход непомерно быстрой езды». Оспаривалось целесообразность подвергать строгому наказанию водителей автомобилей за езду с высокой скоростью и придерживаться правой стороны дороги. Делалось это, правда, несколько наивно. В качестве аргумента приводился такой, что приказ остановиться при езде с высокой скоростью, заставляет водителя тратить время, а затем «выслушав замечание полиции, помчаться непомерным ходом». Далее говорилось, что «штрафы, налагаемые на автомобилистов, являются

156

чистым произволом и положительно не могут вести к упорядочению езды по городу».

Журнал «Автомобилист» №5 за 1912 г. сообщал: «Московским Градоначальником издано обязательное постановление о том, что управляющие автомобилями (шоферы) обязываются немедленно оказывать чинам полиции, в случае их требования, содействие при исполнении ими служебных обязанностей по предупреждению и пресечению преступлений; за неисполнение этого распоряжения, виновные привлекаются к ответственности: штрафу от 500 руб. или до 3-х месяцев тюремного заключения».

В1915 г. от полицейского в случае несчастного случая требовали, чтобы он был «обязан помочь пострадавшему при несчастном случае, требуя, чтобы публика не скоплялась; ...послать за ближайшим врачом или скорой помощью; записать имя и адрес потерпевшего, виновника происшествия, по возможности свидетелей. Обязанности полицейского сводятся к следующему:

1) помощь пострадавшему;

2) выяснить адрес и имя виновника;

3) следить за продолжением движения;

4) гарантия целостности имущества пострадавшего».

Ввышедшем в 1915 г. в Варшаве «Букваре современного городового» в разделе «Экипажное движение» говорилось:

«а) Экипажи высокопоставленных лиц и высшего начальства везде и всегда пропускаются без задержек и без очереди, и оказывается полное содействие для скорейшего их проезда;

б) Все экипажи с седоками пропускаются раньше пустых и к подъезду сначала допускаются экипажи с седоком;

в) На перекрестке нескольких улиц регулируется пропуск экипажей постепенный со всех улиц одновременно;

г) Образовавшаяся вереница экипажей не должна мешать свободному доступу к подъездам частных домов;

д) Не надо напрасно делать замечания, а в случае необходимости делать их вежливо;

157

е) Трогать упряжь не следует, разве в крайности – для предупреждения несчастного случая или очень провинившегося кучера, намеревающегося скрыться».

Первая мировая война, две революции, а затем и последовавшая гражданская война принесли России хаос и разруху.

В наследство от царской России досталось всего около 10 тыс. км разбитых щебеночных и 25 тыс. км грунтовых дорог. В 1917 г. в стране насчитывалось 37 тыс. автомобилей разных марок и модификаций.

Однако проблема обеспечения безопасности дорожного движения вставала перед обществом со всей остротой. В 1917 г. журнал «Автомобиль» писал: «В тот момент, когда с углов петроградских улиц исчезли внушительные фигуры городовых, у всех автомобилей открылись глушители, погасли номерные фонари и частью исчезли даже самые номерные знаки». При этом скорость не только легковых автомобилей и мотоциклов, но и грузовиков перешла за пределы благоразумия и в значительной степени на страницах газет увеличилась рубрика «автомобильных зверств».

3.3.2. Порядок на улицах в первые годы Советской власти (1917-1925 гг.)

10 ноября 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел РСФСР издал постановление «О рабочей милиции», которое возлагало на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов обязанность учреждения рабочей милиции, а на гражданские и военные власти – содействие вооружению ее и обеспечению техническими средствами. Милиция сразу же включилась в работу по охране правопорядка и поддержанию безопасного движения транспортных средств и пешеходов на улицах городов.

В декабре 1917 г. Петроградский комитет охраны города предложил проект положения об охране Петрограда, который был одобрен Главным штабом Красной гвардии и НКВД РСФСР. Наряду с широким кругом вопросов охраны общественного порядка в этом положении впервые в Советской России была поставлена задача обеспечения безопасности дорожного движения.

Необходимо было наводить порядок на улицах города. Функции надзора за дорожным движением были возложены на народную милицию.

158

Приказ № 25 от 02.02.1918 г. обязывал милиционеров следить за порядком движения трамваев, не допускать давки при посадке на остановках, езду на подножках и буферах. В приказе № 23 от 06.03.1918 г. говорилось об усилении контроля за извозчиками, которые ездят, не придерживаясь правой стороны, и останавливаются по середине улицы, мешая проезду другого транспорта. Милиционерам вменялось в обязанности следить за автомобилями, которые также нарушают общий порядок движения на дорогах. Тех водителей, которые не имели специального пропуска доставляли в отделения милиции. От участковых комиссаров требовали сообщать в Московский центральный транспортный комитет по адресу ул. Б. Басманная д. 2 о всех известных им, оставшихся без учета автомобилях.

Впервой половине 1918 г. при Мострансе была организована специальная транспортная инспекция. Первые посты инспекторов появились на улицах города 18 июня 1918 г., а основной задачей их был надзор за движением транспорта в городе. Кроме них надзор за порядком движения транспорта и пешеходов осуществлялся и милицией.

Автомобиль и в дни нестабильного положения в стране, сразу после революции 1917 года продолжал нести угрозу жизни людей.

Летом в Президиум Моссовета поступило письмо одного гражданина: «26 июня у Мясницких ворот произошел отвратительный случай. Бешено мчавшимся автомобилем на глазах растерянной матери был изуродован ее единственный ребенок.

«Бешенная» езда автомобилей по городу принимает небывалый характер, власть бессильна бороться с ними, поэтому мы образовали «Общество по борьбе с бешенной ездой автомобилей в городе Москве». Мы предупреждаем, что если власть не примет мер, и автомобили будут также бешено мчаться, то все бешенные автомобили будут расстреливаться нами из револьверов». Неизвестно что дальше предприняло данное общество, но сам факт – недовольство граждан беспределом на улицах и дорогах уже был.

Инспектора имели мандат с полномочиями, а отличительным знаком была лишь нарукавная повязка зеленого цвета.

Вмандате было написано: «Настоящим Инспектор уполномочивается проверять во всех без исключения учреждениях, как военных, так и гражданских, эксплуатацию автотранспорта и все движение в городе Москве

159

и ее окрестностях, для чего он вправе производить обследование гаражей, правильность расхода горючего и прочих материалов, останавливать в пути следования грузовые и легковые автомобили и мотоциклы, проверять право пользования машиной и едущих пассажиров, право управления машиной и, вообще, следить за рациональным использованием автотранспорта республики.

Вслучае неисполнения законных требований инспектора все лица, находящиеся в машине, включая шофера могут быть подвергнуты задержанию вместе с машиной и отправлены в МЧК или Административный отдел Московского Совета».

Милиция и прочие власти были обязаны оказать инспектору при исполнении им служебных обязанностей всяческое содействие, вплоть до применения оружия, в крайнем случае (ГАМО, фонд 66, опись 1, дело 112, лист

55).

Воктябре 1918 года вышло постановление Народных Комиссаров по Внутренним делам и юстиции «Об организации Советской Рабочекрестьянской милиции», где на милицию среди других задач была возложена задача обеспечения порядка в местах общественного пользования, а также и надзор за дорожным движением.

Случались и конфликты. Например, известен случай в мае 1920 г., когда инспектора задержали автомобиль командующего войсками Московского округа Н.И. Муралова, который использовал его в личных целях. (Перед этим было принято постановление Моссовета о запрещении использования государственных автомобилей не по назначению). Возник конфликт. Рассерженный Муралов вызвал группу красноармейцев и приказал арестовать автоинспекторов и доставить их на гаупвахту. Инцидент рассматривался на заседании Президиума Моссовета, который осудил действия командующего.

Вфеврале 1918 г. ВЦИК РСФСР издал декрет «Об организации местного дорожного строительства».

Этот декрет был основополагающим документом, из которого вытекали все последующие Правила дорожного движения Москвы. В соответствии с этим декретом по Московской городской милиции был издан приказ от 24.09.1920 г. «Об регулировании транспортного и пешеходного движения в г. Москве». В нем говорилось, что отдел наружной службы Управления один раз

160

в неделю должен был откомандировывать в распоряжение Автоинспекции по ее требованию 50 милиционеров в период с 15 до 19 часов, строго следить за соблюдением Правил движения на улицах города транспортными средствами и пешеходами.

Впринципе, эти функции надзора за дорожным движением были возложены на народную милицию еще раньше. Например, в Инструкции об организации советской рабоче-крестьянской милиции от 12 октября 1918 г. одно из направлений ее деятельности было определено как: «...надзор за порядком движения транспорта и пешеходов...». Таким образом, надзор за соблюдением Правил дорожного движения вели две службы: милиция и инспектора транспортного отдела Московского коммунального хозяйства (МКХ).

Винструкции милиционерам Рабоче-Крестьянской милиции (декабрь

1918 года) указывалось, что «милиционер поддерживает на улицах своего поста свободное и безопасное движение».

Рис. 3.5. – Милиционер на своем посту

Во время гражданской войны молодое правительство страны вынуждено было из Петрограда переехать в Москву. Естественно, в стольном городе сразу же резко увеличилось количество автотранспорта.