Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Lebskiy_Turtsia

.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
7.03 Mб
Скачать

Антифашисты Турции и Курдистана против Эрдогана

населенных турецкими алевитами243. По самым скромным оценкам, в ходе карательной операции на юго-востоке страны были убиты 338 гражданских и депортировано в другие регионы страны 350 тыс. человек244.

Режим ПСР пользуется определенной поддержкой религиозно и националистически настроенной части турецкого общества. Для Эрдогана допустить поражение фундамента- листов-суннитов в Сирии означает расписаться в собственной недееспособности и подорвать политический авторитет в глазах своих сторонников. Это будет означать гибель планов создания президентской республики, а значит — всего исламистского режима ПСР.

В сложившейся ситуации РПК пошла на союз с турецкими левыми для того, чтобы расширить число своих сторонников и распространить борьбу на запад страны. Сходную задачу выполняет Демократическая партия народов (HDP), но только она это старается делать в поле легальной политики.

Политической программой НОРД стали следующие принципы:

«Целью нашего движения является борьба против империализма, капитализма, шовинизма, фашизма и расизма ради свободного и демократического будущего для наших народов. Уничтожение фашистской ПСР и ее общественной поддержки со стороны революционных сил народа будет неизбежным.

Правительство ПСР находится в процессе разрушения общества и окружающей среды. Это представляет опасность для женщин и молодежи. Это усиливает эксплуатацию рабочего класса и всех трудящихся и навязывает рабские условия. ПСР подавляет и устраивает бойню для всех радикальных слоев.

243State housing agency TOKİ building three ‘container cities’ for Syrians in south Turkey HIPERLINK http://www.hurriyetdailynews.com/state- housing-agency-toki-building-three-container-cities-for-syrians-in-south- turkey.aspx?pageID=238&nID=97964&NewsCatID=341

244ElifGünErdogan’s’s WaronKurdss Continuess HIPERLINKI http://kurdishquestionr is sti ..com//article/3258--erdogan--039--ss--war--on--kurdsr s-- continuesti s

111

Максим Лебский

Народное объединенное революционное движение усваивает принцип формирования, организации и объединения всех сил жертв правительства ПСР и атак буржуазного государства Турецкой Республики с целью мобилизации их для борьбы.

Народное объединенное революционное движение борется за экологическое общество и поддерживает освобождение женщин и борьбу за права и свободы для рабочего класса. Оно изо всех сил борется ради свободного будущего для наших народов путем создания народной власти в Турции и демократической автономии в Курдистане.

Народное объединенное революционное движение призывает к объединению всех угнетенных, жертв фашизма и консерватизма, начиная с женщин, молодежи, пролетариев и рабочих, ради объединения и борьбы за свободу, демократию и братство народов»245.

На наш взгляд, создание вышеназванной коалиции выводит революционное движение курдов и турок на качественно новый уровень. Это фактический разрыв с хроническими болезнями левого движения Турции — раздробленностью и шовинизмом. Подпольные левые партии, присоединившиеся к борьбе РПК, немногочисленны. Тем не менее, они обладают серьезным боевым опытом и определенным числом убежденных сторонников, готовых с оружием в руках сражаться за свободу курдского и турецкого народов. Хочется надеяться, что возникновение Народного объединенного революционного движения — это первый, но важный шаг в создании широкого народного фронта против исламистского режима ПСР.

Июнь 2016 г.

245 Declaration of the Founding of the Revolutionary United People’s Movement HIPERLINK http://www.nouvelleturquie.com/en/guerilla-en/ declaration-of-the-founding-of-the-revolutionary-united-peoples- movement/

112

Флаг НОРД

Максим Лебский

Закат эты Ататюрка

Вчерашний военный переворот был контрпереворотом против гражданского переворота, произошедшего год назад в момент выборов. Оба переворота являются зеркалом друг друга246.

С. Демирташ

Если задаться вопросом, в какой стране за последние полвека армия играла важнейшую политическую роль, мы не ошибемся, назвав Турецкую республику. Это было обусловлено определенной исторической традицией, которая была заложена движением Ататюрка в начале 20-х г. К концу Первой мировой войны, которая стала могилой для нескольких империй, «больной человек Европы» доживал свои последние дни. Османская империя полностью прогнила изнутри, проиграв миро - вую войну по всем фронтам. Единственной славной страницей среди нескончаемой череды военных поражений стало Галлиполийское сражение 1915 г., победу в котором одержал будущий «отец турок» — Мустафа Кемаль. Галлиполи стали духовной предтечей создания новой турецкой армии.

Севрский мирный договор, заключенный турецким султаном со странами Антанты, означал фактический крах империи. Страна делилась на ряд территорий, которые находились

246 Öcalan Was Right About Turkey Coup: Selahattin Demirtaş HIPERLINK http://www.kurdishquestion.com/article/3291-ocalan-was-right- about-turkey-coup-selahattin-demirtas

114

Закат эры Ататюрка

под непосредственным управлением Великобритании, Франции, Италии и Греции. Расчленению подлежало и этно-террито- риальное ядро Турции — Анатолия. Против этих планов резко выступила большая часть турецкого общества, решающую роль сыграло успешное соединение двух потоков — патриотически настроенного офицерства и низового движения анатолийских крестьян. Именно на этой социальной основе развернулось национально-освободительная борьба турецкого народа, которая завершилась созданием Турецкой республики в 1923 г.

Здесь, чтобы не повторяться, я позволю себе процитировать отрывок из своей прошлой статьи: «Экономическое господство европейцев (на Ближнем Востоке) значительно затормозило возникновение развитой национальной экономики и не позволило сформироваться сильной национальной буржуазии, которая была бы способна выполнить задачи буржуазной революции. Ближневосточное общество середины XX в. — это социальная система, в которой процессы буржуазного классообразования остались незавершенными. Несмотря на всю разнородность ближневосточного региона, в этом обществе не было пролетариата или буржуазии в точном смысле этих понятий. Присутствовали отдельные разрозненные социальные группы и слои, которые несли на себе отпечаток архаичных экономических структур»247.

Данная характеристика особенно точно отражает социальные процессы, происходящие в Турции в 20-е годы. Львиной долей промышленности в начале 20-х г. владел иностранный капитал: 67,5% капиталов в добывающей промышленности (французские компании), 75% капиталов в обрабатывающей промышленности (английские компании), 67,5% капиталов в железнодорожном строительстве (немецкие компании)248.

Турецкое общество тех лет представляло собой разнородный конгломерат социальных элементов, одни из которых остались от докапиталистических порядков, другая часть —

247Лебский М. Ближневосточная политика СССР. Часть 2. HIPERLINK http://propaganda-journal.net/9841.html

248Розалиев Ю.Н. Экономическая история Турецкой Республики. —

М., 1980. С. 45.

115

Максим Лебский

только зарождающаяся турецкая буржуазия. В турецком обществе тех, которое можно сравнить с бесформенным студнем, функцию политического и духовного каркаса нации взяла на себя армия. В лоне вооруженных сил зарождалась Новая Турция, поэтому армия на протяжении всего XX в. занимала особо почетное место в системе национальных ценностей турок.

Армия, как строго иерархическая система, созданная для выполнения определенных военно-политических задач, может играть в политике более или менее самостоятельную роль только при отсутствии ярко выраженной монополии одного класса на власть. Именно в ситуации постоянной борьбы и компромиссамеждуразнымиполитическимисубъектами,военные могут решать многое, поддерживая одну из сторон конфликта. В Турции долгие годы экономика развивалась в русле концепции этатизма — государственный сектор выступал локомотивом экономического развития. По оценкам исследовательницы С. Авдашевой, в турецкой экономике с конца 20-х до начала 80-х годов доля государственного сектора не падала ниже 50%, иногда доходя до 75%249. Фактически функционирование всей экономики было завязано на работе государственных корпораций — государственных экономических организаций, созданных в 30-е годы для концентрации капитала и централизации руководства промышленностью.

Этот факт обусловил запоздалое развитие турецкой буржуазии. Она начала формироваться на базе торгового капитала в 30-е годы в тесной связи с государственной бюрократией. Контроль за торговыми поставками через проливы стратегиче - ски важных товаров (хлопок, зерно, скот) в годы Второй Мировой войны, использование нейтралитета Турции позволили торговой буржуазии значительно усилить свое экономическое могущество, что напрямую увеличивало политическое влияние этой силы. Как пишет исследователь Н. Киреев, «конец

249 Авдашева С. Турция: национальная модель либерализации экономики HIPERLINK http://ecsocman.hse.ru/data/419/786/1217/004o ns3-93-0045-58.pdf

116

Закат эры Ататюрка

1940-х и 1950-е годы — это подлинно золотой век турецкой буржуазии, активно поддержавшей лозунги и обещания ДП. Центральной фигурой во всех торгово-строительных операциях уже был турецкий крупный импортер, посредник, комиссионер. Львиная доля доходов от этих операций оставалась в их руках. Немало доставалось и поставщикам сырья (хлопка, табака и т.п.) на американский и европейский рынки»250.

Политическим выражением этих процессов стала победа на выборах Демократической партии в 1950 г. Последующие 30 лет в турецкой истории стали временем хрупкого социальнополитического компромисса между бюрократией и стамбульской деловой элитой.

Торговая буржуазия была тесно связана с государством и при этом тяготилась контролем с его стороны. В своей политике стамбульский капитал был нацелен на создание модели капитализма, в рамках которой роль государства будет сведена к минимуму. Главным препятствием на этом пути было кемалистсткое наследие с его светским этатизмом. В связи с этим стамбульская буржуазия стала постепенно подрывать модель Ататюрка, популистски играя на теме «народного ислама». Эти устремления наталкивались на серьезные препятствия, которые стали объективным отражением процессов, происходящих в экономике. Торговая буржуазия имела относительно узкую экономическую основу, которая напрямую зависела от государства. Послевоенная Турция оставалась крестьянской страной, в которой промышленность занимала крайне слабые позиции. Местное производство напрямую зависело от государства, т.к. именно оно ограничивало конкуренцию со стороны европейских производителейспомощьютаможенныхтарифов251. Это позволяло бюрократии периодически одергивать сторонников Демократической партии, которые находились у власти в течение 50-х г.

Время начала активной индустриализации Турции приходится на 60-е г. Создается множество мелких и средних

250Киреев Н.Г. История Турции. XX век. — М., 2007. С. 290.

251M. Hakan Yavuz. Islamic Political Identity in Turkey. Oxford: Oxford University Press. 2003. P. 87.

117

Максим Лебский

предприятий (прежде всего в легкой промышленности), которые меняют экономическую карту страны. Экономический центр Турции стал медленно перемещаться из района проливов

вцентральнуюАнатолию.Именновтакихгородах,какКасейри, Денизли, Конья, Газиантеп, Бурса сформировались будущие «анатолийские тигры». Этот процесс происходил на фоне бурной урбанизации, которую переживала Турция с 50-х гг. В ходе только одного десятилетия (1960-1970 гг.) процент городского населения вырос на 20% и составил 46%252.

Многие анатолийские крестьяне переселялись в города,

вкоторых они хотели экономически закрепиться и открыть свое дело. В этот исторический период столкнулись две большие общности турецкого социума — кемалистский город и традиционалистская деревня. Как верно замечает исследователь Хакан Явуз, переселяясь в города, турецкие крестьяне привносили в город свой сельский образ жизни253. Городская территория делилась на ряд районов (махалей), которые населялись выходцами из одного села. Такие махали были своеобразной модификацией сельской общины в городских условиях. Центром жизни махаля была мечеть, она была нравственным скрепляющим звеном для оторванных от привычной деревни крестьян. Феномен урбанизации Турции состоит как раз в том, что не городская культура вытеснила сельский менталитет, как это было во всех европейских странах, а город напротив в культурном аспекте превратился в большую деревню. Используя терминологию А. Грамши, под влиянием культурной гегемонии «исламских кальвинистов» турецкий город качественно изменил свой облик.

Здесь уместно процитировать Халила Каравели, главного редактора журнала The Turkey Analyst: «Исламское движение

вТурции зародилось в 1960-е годы в небольших городах этой страны; в нем нашло свое отражение недовольство сельской буржуазии, состоявшей из владельцев магазинов и небольших

252Мухамметдинов Р.Ф. Зарождение и эволюция тюркизма. —

Казань, 1996. С. 194-195.

253M. Hakan Yavuz. Islamic Political Identity in Turkey. Oxford: Oxford University Press, 2003. P. 85.

118

Закат эры Ататюрка

мануфактур, по поводу того факта, что экономическая политика государства поставила в привилегированное положение преимущественно расположенный в Стамбуле большой бизнес. Зажиточная буржуазия в Стамбуле на самом деле являлась продуктом турецкого государства. Светский стиль жизни этой буржуазии, отделявшей ее от религиозного консерватизма небольших городов Турции, придал культурный аспект тому, что в основном считалось внутриклассовым соперничеством. Запад, со стилем жизни которого идентифицировала себя городская буржуазия, по определению являлся врагом консервативной буржуазии»254.

Приход к власти Тургута Озала в начале 80-х годов ознаменовался масштабным уходом государства из многих сфер экономики. «Программа 24 января» разработанная Озалом

ипринятая правительством еще до военного переворота, предполагала кардинальную либерализацию турецкой экономики

иее интеграцию в мировой рынок. Интересно отметить, что военные, контролирующие всю вертикаль власти, после переворота были вынуждены одобрить неолиберальный курс Озала, т.к. от этого зависело, получит ли Турция кредиты МВФ или нет255. Данным согласием турецкий генералитет заложил бомбу замедленного действия под свои экономические и политические позиции. Значительное ослабление госсектора означало потерю военными рычагов, позволявших им в прошлом руководить страной. Так для армии сложилась тупиковая ситуация: в силу экономического базиса, заложенного Ататюрком в 30-е годы, она занимала еще сильные позиции в экономике, но со времен создания республики многое изменилось и турецкая экономическая модель импортозамещения, основанная на ограниченной ресурсной базе, в 70-е годы явно устарела и не работала. Скачок цен на нефть в это время лишь катализировал кризис турецкой экономики. В подобной кризисной ситуации

254Каравели Х. Способна ли классовая динамика вернуть умеренность Турции? HIPERLINK http://inosmi.ru/ world/20130912/212879523.html

255Утургаури С.Н., Ульченко Н.Ю. Тургут Озал — премьер и президент Турции. — М., 2009. С.31-32.

119

Максим Лебский

у турецкого генералитета просто не было никакой конструктивной альтернативы неолиберальному курсу, предложенному технократами-рыночниками.

После победы на парламентских выборах в 1993 г. Озалом были предприняты шаги по общей либерализации экономики, которая включала в себя приватизацию ГЭО, деваль - вацию национальной валюты, либерализацию цен, создание специальных экономических зон и ряд других мер. В ходе этой политики за десятилетие (1988-1998 гг.) ВВП вырос в три раза — с 90 млрд долларов до 269 млрд долларов256. Локомотивом экономического роста Турции стали «анатолийские тигры» — предприятия легкой промышленности, прежде всего текстильные, которые стали развиваться в небольших городах Анатолии.

В 1984 г. были учреждены два филиала исламских банков — «Фейсал Файнес» и «Аль-Барака». Львиная доля капитала этих банков принадлежала гражданам Саудовской Аравии, Египта и Судана. Эти финансовые структуры кредитовали предприятия «исламского капитала», обеспечив его динамичное развитие в течение всех 80-х и 90-х годов257. Организационное оформление движения «анатолийских тигров» произошло в 1990 г. в виде создания Союза Независимых Производителей и Бизнесменов Турции (МЮСИАД). Эта организация стала своего рода корпорацией, которая оспаривала традиционную власть стамбульского капитала в лице Общества деловых людей Турции (ТЮСИАД). По словам руководителя международного отдела МЮСАИД Адема Вариси, «крупный бизнес не может не влиять на политическую ситуацию, на власть и принимаемые ей решения. Поэтому в этой области необходимо наличие альтернативы. Должна быть организация, объединяющая представителей бизнеса, которая бы стремилась сохранять турецкие традиции. В основе идеи создания МЮСИАД лежали и эти соображения.

256Люкманов А. Модернизация «по-османски» HIPERLINK https:// interaffairs.ru/jauthor/material/541

257Данилова Е. Турция: есть ли будущее у «исламской экономики»? // Россия и мусульманский мир. 2004. № 5. С. 138.

120

Соседние файлы в предмете Международные отношения