Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Namnanov_D_D_Chesanskiy_datsan_istoria_i_sovremennost_monografia_nauch_red_V_V_Nomogoeva__Ulan-Ude_Izdatelstvo_Buryats

.pdf
Скачиваний:
28
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
30.34 Mб
Скачать

MINISTRY OF SCIENCE AND HIGHER EDUCATION

OF THE RUSSIAN FEDERATION

BURYAT STATE UNIVERSITY

D. D. Namnanov

CHESANSKY DATSAN

THE PAST AND THE PRESENT

MONOGRAPH

Scientific Editor

V. V. Nomogoeva

Doctor of Sciences (History), Associate Professor

Ulan-Ude

State University Publishing Department

2018

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Д. Д. Намнанов

ЧЕСАНСКИЙ ДАЦАН

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

МОНОГРАФИЯ

Научный редактор

В. В. Номогоева

доктор исторических наук, доцент

Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета

2018

УДК 726. 77(091)(24)(571. 54) ББК 86. 353. 1-647(2Рос. Бур)

Н 245

Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета

Рецензенты Б. Ц. Жалсанова, доктор исторических наук, директор

Государственного архива РБ Н. В. Цыремпилов, доктор исторических наук, доцент,

ассоциированный профессор, Назарбаев Университет, г. Астана, Республика Казахстан

Д. С. Жамсуева, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела

философии, культурологии и религиоведения ИМБТ СО РАН

Намнанов Д. Д.

Н 245 Чесанский дацан: история и современность : монография / науч. ред.

В. В. Номогоева. — Улан-Удэ : Издательство Бурятского госуниверситета, 2018. — 312 с.: вкл. ISBN 978-5-9793-1282-8

DOI: 10.18101/978-5-9793-1282-8-2018

В монографии представлена история развития одного из крупнейших буддийских монастырей Бурятии ― Чесанского дацана «Гандан Чоймпэллинг». Материал книги написан на основе архивных источников, анализа аналогов дацанов Забайкалья, научных публикаций, полевых материалов, семейных архивов и воспоминаний. Автором собраны уникальные сведения о жизни и деятельности Чесанского дацана, о дуганах и сумэ, о ламах и хувараках, освещен период его возрождения в постсоветский период.

Книга рассчитана на историков и самый широкий круг читателей, интересующихся проблемами буддийской истории и культуры.

Namnanov D. D.

Chesan Datsan: Past and Present : a monograph / Sci. Ed. V. V. Nomogoeva. — UlanUde : Buryat State University Publishing Department, 2018. — 312 p. : inside tips ISBN 978-5-9793-1282-8

DOI: 10.18101/978-5-9793-1282-8-2018

The monograph presents the developmental history of one of the largest monasteries of Buryatia — Chesansky Buddhist Datsan. The book is written on the basis of archival sources, analysis of the analoguesofTransbaikaldatsans, scientificpublications, field materials,family archives and memories. We have collected the unique information about the life and activities of Chesansky Datsan, dugans and temples, lamas and khuvaraks; and provided extensive coverage of the period of its revival in the postSovietperiod.

The book is intended for historians and a wide range of readers who are of interest in the problems of Buddhisthistoryandculture.

УДК 726. 77(091)(24)(571. 54) ББК 86. 353. 1-647(2Рос. Бур)

 

© Д. Д. Намнанов, 2018

ISBN 978-5-9793-1282-8

© Бурятский госуниверситет, 2018

ПРЕДИСЛОВИЕ

Чесанский буддийский монастырский комплекс до революции состоял из центрального храма ― Цогчен-дугана, 5 других дуганов, 9 сумэ, Барай сумэ (печатня) и других вспомогательных зданий, помещений, культовых сооружений. По сведениям архивных источников Института восточных рукописей РАН, «в начале XX в. Чесанский дацан представлял собой поселок, состоящий из семи домов, принадлежащих штатным ламам, 41 жилого дома русской постройки и 38 отдельных зданий и кухонь. Частных построек дацана, по словам шэрэтэ, входящих в состав Чесанского дацана, было 236». Некоторые ламы, жили около дацана в своих войлочных юртах. В комплекс Чесанского дацана входил Шулутовский дуган (Челотинский, Шулуутын дуган), расположенный на северо-западе села Чесан Кижингинского района. Общее количество священнослужителей составляло более 600. К сожалению, ни одно здание до наших дней не сохранилось, но они остались в архивных источниках, различных научных публикациях, фотографиях и благодарной народной памяти. Сохранилось фото 1935 г. — центральный храм Цогчен-дугана и на заднем плане двухэтажный Чойра-дуган. Есть фотография Ж. Ж. Жабона (1969) ― реконструированный под клуб и библиотеку Чойра-дуган перед его окончательной разборкой по указанию партийных органов.

Книга написана на основе архивных источников, анализа аналогов культовых зданий Забайкалья, научных публикаций, полевых материалов, семейных архивов и воспоминаний. История Чесанского дацана малоизучена, поэтому были определенные трудности в сборе материалов и установлении достоверных сведений о жизни и деятельности дацана, о дуганах и сумэ, о ламах и хувараках дацана. Конечно, многие сведения отрывочны и неполны, тем не менее в работе изложена история основания и развития дацана, чем положено начало дальнейшему углубленному исследованию истории Чесанского дацана.

Особую благодарность хочется выразить известной переводчице Галине Номогоновне Очировой, а также преподавателям Буддийского университета при Иволгинском дацане Балдан-ламе (гэбшэ, Александр Пирангалаев), Баир-ламе (гэбшэ, Баир Дондоков), Гендун-ламе (гэбшэ, Валерий Шагдаров) за перевод архивных документов фондов ГАРБ по Чесанскому дацану со старомонгольского языка.

Хочется выразить большую благодарность людям, которые просвещали автора в вопросах буддизма, которые поверили и рассказали удивительные истории

5

ЧЕСАНСКИЙ ДАЦАН: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

про лам и хувараков, о событиях в истории Чесанского дацана. Это ламы Чесанского дацана: особая благодарность шэрэтэ дацана Жаргал-ламе за его доверие и внимательное отношение к автору, оказанную помощь и содействие в поисках источников и материалов, предоставление архивных и фотоматериалов дацана; гелуну Жалсан-ламе (Николаев Энгельс Эрдынеевич) за наглядную демонстрацию того, что духовное и светское общение между людьми не является взаимоисключающим, за его доверительные беседы и разъяснения сути и значения тех или иных хуралов, дуганов, сумэ, субурганов и многое другое; Еши-Доржо-ламе (Шойнжонов Еши-Доржо Дымбрылович) за консультацию и сведения по восстановлению дацана, помощь и содействие в поисках источников и материалов в с. Загустай; Балдан-ламе (гэбшэ, Александр Пирангалаев), Жаргал-ламе (Пунсыкнамжилов Геннадий Александрович) за доброе и терпеливое отношение ко мне и помощь в исправлении ошибок в тексте, касающихся буддийских канонов; Гыван-ламе (Базаров Гыван Цыдендамбаевич) за материалы о жизнедеятельности шэрэтэ Чесанского дацана Цыдендамба-ламы; бывшему дуганши Витя-ахай (Павлов Виктор Александрович) за представленные сведения и подробное жизнеописание современной жизни дацана; молодому хувараку Максиму (Тыпшеев Максим Викторович) за возможность общаться с ним и оказанную помощь в сборе материала в селах Булак и Чесан, а также старожилам, местным жителям, хранящим память о Чесанском дацане и о прошлом своей малой родины.

Большую благодарность хочется выразить человеку с неравнодушной душой и сердцем, который по крупицам собирал информацию о Чесанском дацане. Это учительница Улзетуйской средней школы Дашима Цыреновна Цыбикова, которая проживает в с. Чесан Кижингинского района, автор статей об истории Чесанского дацана, опубликованных в местных газетах. Она охотно поделилась своим архивом, газетными материалами, краеведческими записями, выписками из архивных источников, о Чесанском дацане. Предоставила список имен 50 лам и хувараков из села Могсохон Кижингинского района, служивших в Чесанском дацане до 1935 г. Благодарен ныне покойному Намжилдоржи Жанаевичу Жамьянову, 1929 года рождения, жителю села Могсохон Кижингинского района, за сведения о ламах и хувараках этого дацана. Он провел большую работу и дополнил список лам и хувараков из Могсохона 93 новыми именами.

Использованы биографические сведения многих лам и хувараков Чесанского дацана из книги «Чесанский дацан», Цыбик-Доржо Цыренжапова, активного прихожанина дацана, ветерана Великой Отечественной войны. Он вернул из небытия многие имена священнослужителей и рассказал о строительстве Укурикского дугана, является одним из инициаторов строительства субургана в Чесанском дацане, посвященного известному Сандан-ламе.

К середине 1930-х гг., по нашим сведениям, общее количество культовых зданий было 17, включая Шулуутын дуган. Большинство дуганов и сумэ уже не действовали. До своего закрытия Чесанский дацан относился к числу крупнейших буддийских монастырских комплексов Бурятии.

В проведенном исследовании на основе архивных источников, полевых материалов, собранных автором, и обобщения научных публикаций и других сведений составлено представление об истории Чесанского дацана на протяжении большого исторического периода.

6

Предисловие

В настоящее время практически по всей Бурятии идут реставрационные работы больших и малых храмовых зданий в дацанах. Проводимые исследования по истории, новые публикации и широкая популяризация памятников культурного наследия будут способствовать их восстановлению, развитию и дальнейшему сохранению в исторической памяти народа. Несмотря на сложности, даже ретроспективное приобщение к процессу почитания порождает желание восстанавливать и созидать. Осмысление же того, сколько было разрушено, утеряно безвозвратно и сколь велика сила разрушающего невежества, побуждает еще более сильное желание исправить содеянное.

Представленная в работе история становления и развития Чесанского дацана не претендует на исчерпывающий охват материала в полном объеме. В данной работе автор старался не нагружать содержание научными терминами и понятиями. Книга написана доступным языком и рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей бурятских дацанов, родного края, нашей республики. Надеюсь, данное издание станет хорошим подарком моим землякам Чесанской долины и Чесанскому дацану — некогда одного из крупнейших буддийских монастырских комплексов Бурятии с глубокой и интересной историей.

Выражаю большую благодарность Государственному архиву Республики Бурятия, Институту монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Центру восточных рукописей и ксилографов ИМБТ, Национальному музею Республики Бурятия, Чесанскому дацану «Гандан Чоймпэллинг», Бурятскому государственному университету, которые оказывали всестороннюю поддержку и неоценимое содействие в подготовке и выпуске книги.

7