Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Учебники 80231

.pdf
Скачиваний:
166
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
1.26 Mб
Скачать

М. В. Черников, Л. С. Перевозчикова, Е. В. Авдеенко, К. С. Назаренко

Человек. Общество. Социальная коммуникация

Учебное пособие

Воронеж 2022

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Воронежский государственный технический университет»

М. В. Черников, Л. С. Перевозчикова, Е. В. Авдеенко, К. С. Назаренко

ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Учебное пособие

Воронеж 2022

УДК 1:301(07)

ББК 60.0:60.05я7 Ч-39

Рецензенты:

кафедра философии, биомедэтики и гуманитарных наук Московского государственного медико-стоматологического университета

им. А. И. Евдокимова; С. И. Рудаков, д-р филос. наук, проф. кафедры истории, философии

и культуры Воронежского государственного университета

Человек. Общество. Социальная коммуникация: учебное

Ч-39 пособие / М. В. Черников, Л. С. Перевозчикова, Е. В. Авдеенко, К. С. Назаренко; ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет». – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2022. - 129 с.

ISBN 978-5-7731-1002-6

В настоящем учебном пособии, написанном в парадигме праксиологического подхода, даётся систематический анализ таких комплексных феноменов как Человек, Общество, Социальная коммуникация. Рассматриваются общие принципы организации и поведения человеческого индивидуума, закономерности и логика выстраивания межчеловеческих взаимодействий, принципы и характер протекания общественных процессов, принципы и практики социальной коммуникации.

Предназначено для студентов бакалавриата всех направлений и форм обучения по дисциплине «Психология социального взаимодействия»; как дополнительная литература для студентов бакалавриата и магистратуры всех направлений и форм обучения по дисциплинам: «Философия», «Социология», «Социология и политология», «Социальные коммуникации».

Ил. 7. Библиогр.: 24 назв.

УДК 1:301(07)

ББК 60.0:60.05я7

Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета

ISBN 978-5-7731-1002-6

© Черников М. В., Перевозчикова Л. С.,

 

Авдеенко Е. В., Назаренко К. С., 2022

 

© ФГБОУ ВО «Воронежский

 

государственный технический

 

университет», 2022

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее учебное пособие представляет собой новый шаг в отечественной системе социо-гуманитарного образования. Пожалуй, впервые российскому учащемуся предлагается подойти к изучению и пониманию социогуманитарной тематики с позиций т.н. праксиологического подхода – одного из новейших и наиболее перспективных направлений социо-гуманитарного знания.

Сегодня праксиология (от праксис – деятельность, логия – учение; дословно «учение о деятельности»), основоположником которой следует признать австрийского ученого Людвига фон Мизеса, является одной из ведущих областей современного социально-гуманитарного знания, но ещё не укоренилась в отечественной системе высшего образования.

Настоящее учебное пособие призвано в определенной мере восполнить этот пробел.

Впособии, написанном в парадигме праксиологического подхода, с единых методологических позиций даётся систематический анализ таких сложных, комплексных феноменов как Человек, Общество и Социальная коммуникация.

Соответственно, в пособии выделяются три части.

Впервой части «Человек» рассматривается, что собой представляет человек как, в первую очередь, живая система. Выявляются те требования и ограничения, которые накладывает на деятельность человека его бытие в качестве живой системы. Далее освещаются вопросы социокультурной обусловленности человека. Рассматриваются потребностная сфера человека, когнитивная сфера человека, эмоциональная сфера человека, выявляются основные ментальные модельные представления, обслуживающие и регулирующие поведение человека.

Во второй части «Общество» анализируются принципы и логика межчеловеческих взаимодействий. Выявляются два основных типа межчеловеческой кооперации. Рассматривается феномен «Команды». Анализируются условия эффективного функционирования Команды, главными из которых выступают т.н. условия справедливости. На основе полученных знаний о принципах межчеловеческого взаимодействия рассматриваются социальная и политическая сферы общества. Проводится анализ эволюционного развития общества: от его ранних стадий (стадия присваивающего хозяйство) до современных (поздние стадии производящего хозяйства).

3

В третьей части «Социальная коммуникация» обсуждаются вопросы характера и организации информационного обмена между людьми в составе социума. Выявляется суть феномена информации, подчеркивается важность информационного обеспечения человеческой деятельности. Анализируется феномен общественного сознания, обстоятельно рассматриваются формы общественного сознания и показывается роль общественного сознания в формировании как индивидуального человеческого сознания, так и человеческой личности в целом. Выявляются принципы межличностной коммуникации и обсуждается типичные практики коммуникации в системе общества.

Пособие включает в себя 21 учебную тему. К каждой теме представлены контрольные вопросы, отвечая на которые учащийся проверяет свою степень освоенности учебного материала.

Пособие также снабжено списком литературы для дополнительного чтения.

4

ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК

1.1. Человек как живая система

Существует большое количество различного рода определений человека, но необходимо начать с выделения его наиболее очевидного и фундаментального свойства. Человек – это, в первую очередь, живая система [17, с. 73]. Это значит, что человеку неотъемлемо присущи и не могут быть игнорируемы наиболее принципиальные свойства живых систем. Но что следует понимать под термином «живая система», и каковы наиболее принципиальные (атрибутивные) свойства живых систем?

Современная наука даёт вполне определенные ответы на эти вопросы. Существующие на Земле живые системы – это т. н. диссипативные (от лат. dissipatio — рассеяние) системы, функционирующие в режиме самоорганизации.

Диссипативные системы (термин введен И. Пригожиным) представляют собой класс открытых (то есть обменивающихся энергией и веществом с окружающей средой), неравновесных (потоки энергии и вещества, приходящих из внешней среды, достаточно велики) систем, диссипирующих (рассеивающих) приходящую извне энергию [18, с. 110]. В процессе такой диссипации происходит, с одной стороны, ухудшение энергетического качества (возрастание энтропии) продукта, поступающего в систему, но, с другой стороны, при этом осуществляется выделение так называемой свободной энергии, которую живые системы «научились» направлять на восстановление своей системной определенности, то есть на процессы самоорганизации.

Диссипативной системой в вышеуказанном смысле является, например, домашняя печь, используемая для обогрева помещения. Загружаемый в неё энергетический продукт (допустим, дрова) в процессе горения (диссипации) ухудшает своё качество (структурную организацию и способность совершать работу), дрова превращаются в золу, но при этом выделяется определенное количество свободной (в данном случае, тепловой) энергии, которая как раз и используется для обогрева окружающего печь пространства. Однако сама печь не может высвобождаемую в процессе горения энергию направить на собственные «нужды». Поэтому топящаяся печь, хотя и является диссипативной системой, но не является живой. Вот если бы печь «умела» выделяемую при горении дров энергию использовать, например, для своего восстановления, она бы могла рассматриваться уже как живая система.

Живые системы − это диссипативные системы, которые «научились» свободную энергию, выделяемую в процессах диссипации поступающих в систему энергетических продуктов (соответствующие процессы диссипации для живых систем – это, в первую очередь, окисление кислорода, то есть дыхание и переваривание пищи, то есть питание), направлять на свою самоорганизацию, то есть на восстановление и развитие собственной системной

5

определенности, что происходит как на уровне отдельного организма, так и путем передачи своей системной определенности потомству.

Жизнь, таким образом, есть не что иное, как сохранение, продление во времени своей уникальной системной определенности. Жизни противостоит смерть, которая разрушает данную системную определенность. Феномен смерти выражает собой базовый для нашей Вселенной принцип, получивший название второго начала термодинамики (закона возрастания энтропии). Согласно этому принципу любая изолированная система изменяется таким образом, что ее энтропия возрастает. Это означает, что организационная сложность, структурированность данной системы и ее способность совершать работу уменьшаются. По сути, второй закон термодинамики указывает на то, что роковой предопределенностью всех изолированных систем является смерть, их уникальная системная определенность с течением времени, как правило, разрушается: могучая скала осыпается, стальной клинок ржавеет, деревянный сруб гниет и т. п. Стандартная судьба большинства систем – раствориться в окружающей среде, перестать быть, умереть.

Но этому процессу всеобщего умирания в нашей Вселенной научился противостоять определенный класс диссипативных систем, к которым и относятся т. н. живые системы. Энтропия живых систем может оставаться неизменной в течение длительного времени и даже уменьшаться. В последнем случае и структурная определенность, и способность совершать работу для живой системы становятся более высокими.

Значит ли это, что феномен живых систем свидетельствует против универсальности второго начала термодинамики? Нет. Если рассматривать живые системы вместе с окружающей их средой, то совокупная энтропия этого объединенного пространства все время повышается, так как живые системы приспособились и научились использовать запасенные во внешней среде энергетические ресурсы для восстановления собственной определенности. Согласно второму началу, энтропия объединенной системы «организм + остальная Вселенная» должна возрастать, отсюда следует, что если энтропия организма понижается, то энтропия остальной Вселенной должна увеличиться в еще большей степени. Таким образом, уменьшая собственную энтропию, живые системы неизбежно повышают энтропию окружающей среды. Жизнь, таким образом, порождает смерть, смерть тех системных образований, которые и используются для поддержания жизни.

Сопоставляя живые и неживые системы, можно заметить, что для неживых систем характерен один – базовый – режим взаимодействия с окружающей средой, а для живых систем – два: и тот же самый базовый, и специфический, т. н. режим жизни. Общий для всех систем в нашей Вселенной базовый режим – это режим, приводящий к разрушению, утрате структурной определенности данной системы. Но для живых систем базовый режим дополняется специфическим режимом, режимом жизни, который предполагает использование потоков запасенной в окружающей среде энергии для

6

восстановления собственной системной определенности, постоянно утрачиваемой вследствие фонового воздействия внешней среды.

Такое понимание специфики живых систем имеет многочисленные последствия. В частности, приходится признать, что любая живая система в качестве фундаментальной имеет, по крайней мере, две «аморальные» ориентации: любая живая система не может не паразитировать (она использует внешние, т. е. не ею созданные, источники энергии) и любая живая система не может не убивать (используя внешние источники энергии, живая система тем самым фактически разрушает свое окружение, повышает его энтропию).

При этом жизнь обнаруживает себя как процесс, критически зависимый от условий внешней среды. Стоит только прерваться потоку проходящей через живую систему полезной для нее энергии, как жизнь прекращается. Поэтому главной эволюционной стратегией для живых систем становится «приспособление к внешней среде», т. е. нахождение и освоение энергетических ресурсов, способных быть используемыми для поддержания жизни. Чем выше располагается живая система на «лестнице эволюции», тем активнее она осуществляет данную поведенческую стратегию, затрачивая часть запасенных энергетических ресурсов на поиск и, при возможности, на конструирование благоприятных для себя жизненных условий, обеспечивающих наибольший приток качественной внешней энергии, поддающейся освоению и утилизации.

Можно сказать, что живая система для поддержания своей жизни выстраивает особый тип взаимодействий с окружающей средой, который, по сути, сводится к неэквивалентному обмену энергетическими ресурсами: дабы получить из окружающей среды соответствующие энергетические ресурсы, система затрачивает некое количество собственных. При этом энергетическая ценность (качественно-количественная характеристика, пропорциональная степени свободной энергии) приобретаемых ресурсов должна быть больше энергетической ценности затрачиваемых живой системой ресурсов. Обозначая энергетическую ценность приобретаемых ресурсов как Vприобр., а энергетическую ценность затрачиваемых ресурсов как Vрастр., можно записать

базовое (необходимое) условие жизни,

которым выступает

процесс

неэквивалентного обмена с окружающей средой

 

Vрастр. Vприобр. или Vприобр.

/ Vрастр. 1.

(1)

В качестве обобщенного индикатора жизнеспособности живой системы можно ввести т. н. функцию благополучия Fбл., которая будет пропорциональна разности между ценностью приобретаемых живой системой энергетических ресурсов Vприобр. и ценностью растрачиваемых живой системой энергетических ресурсов Vрастр.

7

Fбл. = k (Vприобр. — Vрастр.),

(2)

где k — коэффициент пропорциональности.

Можно утверждать, что жизнеобеспечивающей стратегией для всех живых систем является увеличение своей функции благополучия. Именно задача увеличения функции благополучия определяет активность живых систем. При этом можно выделить два типа активности живых систем: первый тип активности направлен на внутренние преобразования (восстановление и самоорганизацию), второй – на изменение отношений системы со своей внешней средой (поведенческая активность).

Взависимости от характера и распределения энергетических потоков, находящихся в поле достижимости живой системы, а также возможностей живой системы распоряжаться приобретаемыми энергетическими ресурсами, функция благополучия живой системы может быть увеличена как за счет внутренней активности, то есть за счет внутренних системных преобразований (интенсивный путь развития), так и за счет внешней – поведенческой – активности (экстенсивный путь развития).

Вто же время следует иметь в виду, что наращивание внутренней и внешней активности имеет свою энергетическую цену и не может происходить бесконечно. Прирост активности будет иметь место до тех пор, пока предельная величина ценности энергетических ресурсов, приобретаемых за счет внутренней и/или внешней активности системы, будет превышать предельную величину ценности энергетических ресурсов, затрачиваемых на соответствующую активность (Предельная величина определяется как приращение некоторого показателя при увеличении на единицу фактора, от которого зависит данный показатель. Так, если существует показатель Y, функционально зависимый от некоторого параметра Х, то есть Y = F (X), то предельной величиной Y будет приращение Y, обусловленное увеличением Х на одну единицу (в соответствующей системе координат). Это фактически означает, что прирост активности будет происходить только в том случае, если функция благополучия системы в результате соответствующей активности увеличивается.

Рассмотрим, например, достаточно типичную ситуацию распределения поддающихся освоению энергетических ресурсов в пространстве активности живых систем (рис. 1).

8

V

A

Энергетические ресурсы

С

O

M

Степень

 

 

активности

 

 

системы

 

 

 

 

B

Рис. 1. Прирост активности живой системы в зависимости от баланса ценности получаемых и затрачиваемых живой системой ресурсов

По оси абсцисс здесь откладывается степень активности живых систем (количество соответствующего рода действий), по оси ординат – энергетические ресурсы. Энергетические ресурсы со знаком плюс (над осью абсцисс) символизируют прирост энергетических ресурсов живой системы, энергетические ресурсы со знаком минус (под осью абсцисс) обозначают расход энергетических ресурсов живой системы. В рассматриваемом случае ценностный потенциал энергетических ресурсов, которые может получить живая система в результате своей активности, распределен в соответствии с кривой А, а ценностный потенциал энергетических ресурсов, растрачиваемых живой системой в результате внутренней и/или внешней активности, распределен в соответствии с прямой В. (Наклон прямой В означает, что по мере повышения активности системы в соответствующей степени растут и энергетические затраты системы). Кривая С, выступающая как результирующая кривой А и прямой В, отражает ценностный баланс получаемых и расходуемых живой системой ресурсов. Таким образом, кривая С выражает изменение функции благополучия живой системы в зависимости от степени ее активности.

В данных условиях, как можно видеть, оптимальный уровень активности будет определяться точкой О, в которой функция благополучия живой системы достигает своего максимума. Заметим, что оптимальная степень активности в нашем случае (точка О) не соответствует уровню активности, при котором живая система получает извне максимальное количество соответствующих энергетических ресурсов (точка М). Дело в том, что энергетические затраты на осуществление такой степени активности (достижение точки М) не окупаются в должной мере увеличением приобретаемых энергетических ресурсов.

9

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]