Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 700451.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
7.91 Mб
Скачать

4.3 Условия функционирования органов государственной власти

Государственный сектор является вторым по величине потребителем систем электронного документооборота (СЭД) на российском рынке, однако потребность органов государственной власти Российской Федерации в оптимизации документооборота остается высокой, и продолжает расти. Сфере автоматизации документооборота в федеральных целевых программах уделяется самое пристальное внимание, а проекты по внедрению СЭД в ведомствах представляют собой значимую часть программы «Электронная Россия».

За последние годы в России появились десятки компаний, занимающихся поставками и внедрением СЭД как зарубежных производителей, так и собственной разработки.[92]

Первые масштабные внедрения СЭД в Российских ведомствах уже есть. По мнению аналитиков, ежегодные темпы роста отечественного рынка СЭД составляют не менее 30%. Есть и такое мнение, что, начиная с 1998 г. наблюдается почти двукратное ежегодное увеличение объема российского рынка СЭД.

Перспективы российского рынка СЭД улучшает все более активное использованием закона об электронной цифровой подписи, принятого в 2002 году и создающего правовую основу для распространения СЭД при межкорпоративном и межведомственном взаимодействии. Ряд отраслевых аналитиков считает, что потенциальный объем российского рынка СЭД составляет десятки и сотни миллионов долларов.

4.3.1 Системы электронного документооборота в госорганах России сегодня

Государственный сектор является вторым по величине потребителем систем электронного документооборота на российском рынке. Согласно отчету РБК, в 2004 году на долю государственных учреждений пришлось 34% всех внедрений СЭД. Оценки активных участников этого рынка могут различаться, но не настолько существенно и в зависимости от понимания объема термина «госектор». Так, по оценкам компании «КРОК» совокупная доля госорганов на рынке СЭД в России составляет «порядка 25-35%». В то же время доля госсектора в целом на рынке СЭД составляет около 50% всего объема рынка и «в ближайшее время госструктуры останутся одним из главных потребителей решений этого класса, о чем свидетельствует несколько современных тенденций», — считает Николай Пашкин, исполнительный директор департамента систем электронного документооборота компании «АйТи».[99]

Совокупные расходы органов государственной власти России на информатизацию растут темпами, близкими или, в 2005 году, опережающими темпами по сравнению с ростом российского ИТ-рынка в целом. К примеру, по итогам 2005 года объем расходов на информатизацию органов государственной власти увеличился не менее, чем на 20% по сравнению с данными 2004 года и почти в три раза по сравнению с 2003 годом.

Сфере автоматизации документооборота в ведомственных и федеральных целевых программах уделяется самое пристальное внимание. Проекты по внедрению систем электронного документооборота в органах государственной власти представляют собой значимую часть ФЦП «Электронная Россия». Так, например, в конце 2005 года компания «РБК СОФТ» успешно завершила проект "Создание электронной библиотеки НИР и НИОКР, выполненных за счет средств федерального бюджета. Разработка разных уровней доступа к электронной библиотеке" по заказу Администрации Президента РФ. Компания "РБК СОФТ" была выбрана официальным исполнителем проекта по результатам тендера Экспертного управления Президента РФ.

Результатом реализации «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года» станет внедрение систем электронного документооборота во всех федеральных органах государственной власти, в том числе и на межведомственном уровне, а также распространение более 70% всего объема документов в электронном виде.

Согласно оценкам темпов роста рынка СЭД в России в целом и в системе органов государственной власти в частности, в 2006 и в 2007 годах эти темпы будут весьма значительными, а в 2008 году будет наблюдаться замедление в связи с насыщением рынка. Однако, выборы 2007-2008 годов могут вызвать эффект замедления ряда ИТ-проектов в госсекторе, в том числе в области СЭД, что впоследствии может выразиться во всплеске отложенного спроса.

В настоящее время в федеральных министерствах и ведомствах — лидерах по использованию ИТ, активно используется электронный документооборот. Это ФТС России, ФНС России, Роснедвижимость, Федеральное казначейство и Минфин, МИД, ФСФР (бывшее ФКЦБ), Минэкономразвития. Органы законодательной власти также активно используют СЭД в своей деятельности и впоследствии, после завершения работ по созданию «электронного парламента», смогут и на региональном уровне полностью перейти на электронный документооборот. Близкая ситуация наблюдается и в органах законодательной власти, где завершается создание ГАС «Правосудие» и начинаются, преимущественно в системе арбитражных судов, новые масштабные проекты информатизации, в том числе, связанные с электронным документооборотом, — он должен стать технической основой повышения открытости российской системы правосудия.

Несмотря на то, что результаты работы ведомственных и федеральных целевых программ можно в целом оценить как позитивные, положение дел в сфере автоматизации документооборота во многих органах государственной власти оставляет желать лучшего. Развитие СЭД здесь сопряжено с рядом проблем — законодательных, организационных, технических. Преодоление этих проблем не только позволит ускорить развитие комплекса систем электронного документооборота в органах государственной власти, но и придаст этому развитию новый импульс, будет способствовать появлению и становлению новых направлений развития, а также преодолению потенциальных проблем в данной сфере в будущем. Ожидается, что в течение ближайших 2-3 лет эти проблемы будут в основном решены и сегмент рынка СЭД, связанный с госсектором, ощутимо увеличится.

Несмотря на политику сокращений, ИТ-бюджеты немецких ОГВ представляют собой значимую величину и весьма привлекательны для ИТ-рынка. Государственный сектор является ведущим сектором-потребителем систем электронного документооборота на немецком и европейском рынках. Специфика ситуации состоит в том, что в немецком законодательстве предусмотрен ряд ограничений на приобретение информационных систем органами государственной власти, то есть, госсектор фактически является единственным потребителем на ограниченном рынке. Информационные системы, внедряемые в немецких ведомствах, должны быть унифицированы по целому ряду стандартов.

Искусственно возведенные барьеры вхождения на рынок в виде стандартов, высокой конкуренции и привлекательности госсектора в качестве потребителя привели к созданию отдельных рынков информационных систем, созданных специально для органов государственной власти. Такая ситуация характерна не только для Германии, но и для большинства европейских стран. Основными составляющими новообразований — рынков с единственным потребителем — государственным сектором являются, как правило, рынки ключевых продуктов (информационных систем, в том числе и СЭД), рынки сопутствующих ИТ-услуг (интеграция, консалтинг), рынки аналитической информации.

Требования к системам, создающие барьеры вхождения на такие рынки, играют роль своеобразного фильтра, что создает специфические условия конкуренции. Важным является то, что системы, представленные на таком рынке, обладают примерно одинаковым уровнем функциональности, представлены в одной ценовой категории (из-за гомогенности рынка цена является фактически демпинговым фактором). Более того, выполнение обязательного перечня требований предполагает примерно одинаковый уровень затрат компаний-разработчиков, то есть, речь идет об однородной марже компаний-поставщиков. [94] Решающее слово на таких рынках остается за инструментами в виде IT-сервисов (выход на смежные рынки) и коммуникационная политика, реклама и PR систем среди государственных структур. Кроме того, дополнительным инструментом отбора является проведение тендеров и открытых конкурсов.

Кажущаяся сложность ситуации должна была бы привести к оттоку компаний-разработчиков на более «простые» рынки с низкими барьерами. Однако, не стоит забывать, что большинство европейских ИТ-рынков в настоящее время — стагнирующие рынки с ограниченными бюджетами потребителей и низким уровнем потребительской лояльности. Выход на рынок с единственным потребителем-госсектором для многих компаний — единственный шанс выживания и развития.