Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Молдаване

.pdf
Скачиваний:
73
Добавлен:
05.12.2021
Размер:
50.06 Mб
Скачать

Садоводство. Значительное место в сельском хозяйстве края и среди за­ нятий молдаван занимало и садоводство. Пруто-Днестровское междуречье и соседние регионы с запада Прута и с востока Днестра с древнейших времен известны своим разнообразным ассортиментом плодовых деревьев.

Всредневековой Молдове имелось значительное количество фруктовых садов. Хозяева, которые устраивали фруктовые сады за селом, должны были их огородить (Fulga, 2005. Р. 44). В некоторых молдавских грамотах указыва­ лись огромные сады, которые состояли из 130-140 фруктовых деревьев (Бырня, 1969. С. 164). Павел Алеппский, в середине XVII в. посетивший несколь­ ко раз Молдову, писал, что видел в этом крае большое количество фруктовых садов, что на обед им подавали такие плоды, как “яблоки, груши, вишни, сли­ вы, что слива здесь разного вида и цвета: белая, желтая, алая и красноватая и очень вкусная. Что касается простой вишни, то ее целые леса. Сорта груши восхитительны”. На дорогу гостям подарили “крупных яблоков, превосход­ ных по запаху, цвету и вкусу”, которые бережно хранят в погребах в сене, где они остаются до времени созревания новых плодов, а “засахаренные вишни столь вкусны, что подумаешь, будто они только сорваны с дерева” (Алепп­ ский, 1896. С. 78-79, 99-100, 104-105).

Д. Кантемир отмечал, что в “горах нет садов, посаженных человеком, зато

вдиком состоянии - целые леса фруктовых деревьев, щедро плодоносящих, на равнинах же необходимо приложить труд и умение, но зато фрукты быва­ ют более вкусные” {Кантемир, 1973. С. 34). В конце XVIII в. П. Сумароков писал: “еще сады, коих я по оставлении Крыма в пути моем более 700 верст до сих пор не встречал, продолжаются отсюда вдоль Днестра во всех селени­ ях” {Сумароков, 1800. С. 51).

Однако в условиях турецкого и татарского гнета, упадка молдавского сельскохозяйственного экспорта и сокращения внутреннего товарооборота садоводство, как и другие интенсивные отрасли сельского хозяйства, забра­ сывалось, приходило в упадок. Присоединение к России левобережных рай­ онов Днестра, а затем и правобережных, способствовало быстрому развитию плодоводства. По переписи 1817 г. в Бессарабии имелось свыше 5 тыс. фрук­ товых садов, в большинстве своем они находились в центральных и северных уездах (Труды БУАК. Т. 3. С. 3-228).

Впоследующие годы количество фруктовых садов в регионе резко воз­ росло. В развитии садоводства в Бессарабии помимо благоприятных соци­ ально-экономических условий значительную роль сыграли Аккерманское училище садоводства, открытое в 1832 г., и Бессарабское училище садовод­ ства, основанное в 1842 г. в окрестностях г. Кишинева, которые готовили ква­ лифицированных специалистов садоводов {Fulga, 2005. Р. 65-66). К середине XIX в. количество фруктовых садов выросло в 5 раз по сравнению с 1817 г. Среди фруктовых деревьев 60% составляла слива, 33% - вишня, остальные 7% - яблоня, груша, черешня, абрикос, орех и персик.

По мере роста количества фруктовых деревьев, расширения садовых пло­ щадей и их интенсификации к середине XIX в. значительно увеличился вывоз продукции за пределы края. По данным X. Стевена, в 1847 г. во внутренние губернии России было вывезено 70 тыс. пудов сушеного чернослива {Стевен, 1848. С. 631). Большое количество фруктов вывозилось и в другие страны, в частности в Польшу. По сведениям инспектора сельского хозяйства южных губерний России Д.Н. Струкова, садоводство у населения края “составляет

11. Молдаване

11^

большое подспорье в народном продовольствии и доставляет сверх того пред­ мет довольно большого сбыта яблок в соседнюю Херсонскую губернию и вя­ леных и сухих слив во внутренние губернии и царства Польского” (Струков, 1854. С. 45). В пореформенный период площадь садов края увеличилась в 1,5 раза и на рубеже XIX и XX вв. составляла 26 тыс. десятин.

Промышленные сады с товарным производством фруктов имелись глав­ ным образом в помещичьих хозяйствах, у основной массы крестьян преоб­ ладал смешанный тип садов - “фруктово-виноградный”. На всероссийских и международных выставках фрукты края получали высокую оценку. Извест­ ный специалист-садовод В.В. Пашкевич на Всероссийской выставке в Пет­ рограде в 1910 г. дал высокую оценку молдавским фруктам. “Бессарабские экспонаты, - писал он, - свидетельствуют о том, что при правильной про­ мышленной постановке бессарабское плодоводство грозит серьезной конку­ ренцией Крыму” (Плодоводство..., 1910. № 5. С. 17).

Однако садоводство не было одинаково развито на всей территории края. И здесь сказывались почвенно-климатические и географические условия. С их учетом можно выделить четыре основных района садоводства, которые сложились исторически: центральный, охватывающий лесную часть мол­ давских Кодр, северный, включающий Северо-Молдавскую возвышенность, приднестровский с левобережным и правобережным районами и южный в Припарутских и Придунайских долинах.

Центром молдавского садоводства являются Кодры. Особенно выделя­ лась Пыржолтенская волость Кишиневского уезда, сады которой занимали 2538 десятин (Могилянский, 1913. С. 79). Здесь разводили главным образом местные сорта плодовых пород: яблоню - Нестрец, Цыганка, Домнешть (господарские), Лужанка, Варатик, Брумэрии и др.; грушу - Ильинка, Бутылоч­ ка, Балеркуца и др.; сливу - Венгерка молдовеняскэ, Голдань, Бардака и др.; вишню - Майка, Воробьевка (Pásáreascá), Шпанка. Повсеместно были рас­ пространены грецкий орех, абрикос.

Другой крупный центр садоводства - Поднестровье. Плодоводство уже в первой половине XIX в. носило промышленный характер. По месту располо­ жения фруктовые сады разделялись на плавневые и степные. Первые находи­ лись у самой реки, а вторые - в некотором отдалении от нее. Главные сорта фруктовых деревьев - сливовые породы (Голден, Бардака, Пруня), яблоки, груши, вишня, абрикосы. В Правобережье Поднестровья садоводство было развито в Телецкой, Варницкой, Криулянской, Талмазской волостях (Шемяков, 1980. С. 96).

Большое внимание молдаване уделяли сушке плодов. Сушили почти все фрукты: сливы, абрикосы, груши, яблоки, вишни. Среди сушеных фруктов осо­ бое место занимал чернослив. В конце XIX - начале XX в. регион становится основным поставщиком чернослива на всероссийский рынок. В 1890 г. вывози­ лось 280 тыс. пудов, а в 1902 г. на 1124тыс. пудов вывозимых фруктов чернослив составлял 705 тыс. или свыше 62% всех фруктов {Могилянский, 1913. С. 78).

Сушка слив производилась в традиционных сушильнях (loznitá) прими­ тивной конструкции, проходила медленно, а получаемая продукция была иногда невысокого качества. Эти сушилки были распространены повсемест­ но. Они состояли из четырехугольной ямы, длиной в три метра, шириной в 1,5-2 м. и глубиной в один метр. Внизу устраивали топку, а сверху устанав­ ливали деревянную раму, дно которой было сплетено из лозы. На эту раму

226

и Слободзейского районов, Коленковцы и Утконосовка Хотинского и Изма­ ильского районов Черновицкой и Одесской областей Украины) обнаружены более усовершенствованные ручные жернова, работавшие по принципу про­ стых механических мельниц {Демченко, 1974. С. 67).

Вотличие от ступ, на которых приготовляли из зерна лишь крупу, руч­ ные жернова применялись для переработки зерна в муку, хотя на них могли приготовить и крупу. Молдавские крестьяне использовали их параллельно. Эти орудия дополняли друг друга в трудоемкой работе по переработке зерна. На них работали ежедневно, обычно по вечерам и на рассвете, в непогодные времена. В результате этого изнурительного труда в свободное от земледель­ ческих работ время перерабатывали лишь самое необходимое количество зерна, и запасы муки и крупы, создаваемые для личного (семейного) потреб­ ления, были, естественно, мизерными.

Обработка зерна в большом количестве проводилась на мельницах (зем­ ляные, водяные и ветряные), характерных для феодальной системы хозяйства еще на раннем периоде его развития. В Средние века и до середины XIX в. это были основные мельницы для размола зерна. С середины XIX в. начинают внедрять паровые мельницы. В крупных феодальных хозяйствах средневеко­ вой Молдовы переработка зерна механическими мельницами представляла собой важный мукомольный (мельничный) промысел. Светские и духовные феодалы, в чьих руках находилась значительная часть мельниц {Stahl, 1965.

Р.294), устанавливали монополию над этим промыслом. На их мельницах должна была молоть свой хлеб и основная масса населения, проживающая на земле хозяина мельницы. За помол владелец получал десятую часть зерна {uiumul, merciuc) {Olteanu, §erban, 1969. P. 149, 251; ЖМГИ, 1850. C. 90).

ВСредние века в Карпато-Днестровских землях имелось значительное количество мельниц. Больше всего их встречалось вдоль рек и их притоков в Запрутской Молдове. Эти данные косвенно показывают, что преобладали во­ дяные мельницы, хотя это не исключает возможности применения в пределах той же местности и других видов, скажем, земляных или ветряных. На тер­ ритории Пруто-Днестровского междуречья мельниц было значительно мень­ ше. Они прослеживаются вдоль притоков Прута и по реке Реут, где могли преобладать водяные мельницы, и в лесостепных и на возвышенных районах центральной и северной частей, где, вероятно, больше встречались ветряные и земляные (IR, 1962. Т. 2. S. 826-827).

Впервой половине XIX в. численность мельниц в Бессарабии росла, но медленно. Это объясняется еще низким уровнем зернового хозяйства. Поэто­ му к середине XIX в., когда темпы развития его выросли, количество мельниц, существующих здесь, уже не могло удовлетворить потребности всей массы сельского населения. М. Дараган отмечал, например, что многие жители края “возят зерно для перемола за несколько десятков верст или употребляют руч­ ные мельницы” {Дараган, 1849. С. 130).

Значительно преобладали ветряные мельницы (68%), водяные составля­ ли 20%, а земляные - всего 12%. Ветряки большее распространение получи­ ли на юге, особенно среди болгарских и гагаузских переселенцев, а также в центре. Водяные мельницы преобладали в центральных и весьма слабо рас­ пространились на юге. Почти все земляные мельницы находились на юге, в Аккерманском уезде и среди болгарских округов.

229

Они были распространены и на территории Запрутской Молдовы, в Галацкой области ([Ionescu G., 1957. Р. 100).

Во второй половине XIX в. - нач. XX в. общее количество этих мель­ ниц периодами сокращалось, однако их удельный вес несколько увеличился. Наибольшее число ветряков зафиксировано в 1880 г. В силу климатических условий ветряные мельницы были широко распространены на юге. В 1910 г. удельный вес таких мельниц южных уездов составлял 62%. В центре к этому времени он значительно сокращается. Что касается Хотинского уезда, то об­ щее число ветряков постоянно увеличивается, и к 1910 г. их число возросло больше чем в 7 раз.

Паровые мельницы, как было сказано выше, начали распространяться в крае в середине XIX в. Но особенно быстро увеличивалось их число в конце XIX - начале XX в. в связи с капиталистическим развитием сельского хо­ зяйства и в целом экономики. Они начали вытеснять старые виды мельниц, которые, однако, имели еще большое значение в мукомольном производст­ ве края.

Производительность рассмотренных мельниц была разной. При одина­ ковых жерновах ветряные мельницы перемалывали в сутки от 3 до 5 четвер­ тей зерна, водяные - от 4 до 6, а земляные - от 2 до 3 четвертей {Шмидт, 1863. С. 441). Мощность паровых мельниц была значительно выше. Они мог­ ли работать в любое время года и суток и не зависели ни от метеорологиче­ ских условий, ни от водных ресурсов края. Им принадлежала ведущая роль в мукомольном производстве края. Они являлись собственностью крупных помещиков и предпринимателей, занимавшихся специализированным му­ комольным производством. Хозяевами этих мельниц являлись иностранные подданные (ANRM. Ф. 2. Оп. 1. Д. 8548. Л. 63-64, 67 и др.).

Пчеловодство. На территории Карпато-Днестровских земель пчеловод­ ство известно с древних веков. В Поднестровье, на археологическом памят­ нике Х-ХП вв. около села Екимауцы найден инструмент бортничества - медорезка {Федоров, 1953. С. 121). О пчеловодстве упоминается в древней легенде об образовании Молдавского государства. В ней говорится, что дру­ жина охотников марамурештского воеводы, впервые попав в леса КарпатоДнестровских земель, встретила пасечника (prisacaruT) Яцко, который уха­ живал за своими пчелами на одной из пасек {Уреке, 1988. С. 67; ВагЩ, 1971. Р. 228-229). О пасеках {prisaca) говорится во многих документах того време­ ни (см.: Barto§, 1971. Р. 224-229 и др.). Наибольшая густота пасек - в цент­ ральной части Пруто-Днестровского и Сиретско-Прутского междуречья, где имелись благоприятные природно-климатические условия, богатые медонос­ ной флорой лесные массивы и фруктовые сады.

Способы и формы пчеловодства очень медленно развивались и менялись. Самой примитивной формой была добыча меда диких пчел, известная в спе­ циальной литературе как бортничество или дикое пчеловодство. Она была связана с организацией систематической охоты специалистов-бортников за медом диких пчел. Обнаруженное гнездо окуривали дымом и вынимали мед. Само гнездо при этом разрушалось, вследствие чего пчелиный рой вымирал. Эта форма пчеловодства существовала на территории средневековой Молдо­ вы главным образом в лесных районах. В некоторых селах молдавских Кодр,

234

Соседние файлы в предмете Этнография