Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Аблеев С.Р. Философия науки. Вводный курс

.pdf
Скачиваний:
187
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
2.08 Mб
Скачать

371

Программа исследований Королевского общества, в частности, предполагала решение как фундаментальных, так и прикладных научных задач: выработку научного взгляда на природу, изучение методов мореплавания и определения положения судна в океане, совершенствование технологий разработки географических карт, изучение движения снаряда, исследования

вобласти медицины и металлургии.

Уистоков Королевского общества стояли ирландский философ и естествоиспытатель Роберт Бойль, священник и энциклопедист Джон Уилкинс, английский писатель и коллекционер Джон Ивлин. Примечательно, что именно это неформальное научное объединение начало в 1665 г. издавать один из старейших в мире научных журналов – «Философские записки» («Философские труды Королевского общества»).

Французская академия наук была основана в 1666 г. Людо-

виком XIV по инициативе французского государственного деятеля, министра финансов Жан-Батиста Кальбера. Для ее обозначения использовались и другие названия: Королевская академия наук или Парижская академия наук. Она оказала огромное вли-

яние на развитие европейской науки в XVII и XVIII вв.

По образцу Парижской академии Петром I в 1724 г. была учреждена Петербургская академия наук (Императорская ака-

демия наук). По первоначальному проекту Академия должна

была включать в свой состав Академический университет и гимназию, финансируемые из казны. Кроме них в структуру Академии в XVIII в. входили: библиотека, музей Кунсткамера, обсерватория, физический кабинет, химическая лаборатория, анатомический театр.

Становление экспериментальной науки сначала происходило параллельно развитию университетов. Этот процесс был связан с появлением лабораторий и обсерваторий как особых

372

экспериментальных и наблюдательных площадок, в рамках которых проводилось изучение тех или иных свойств вещества или звездного неба.

Значительную роль в изучении небесных тел сыграла крупнейшая обсерватория средневековья, построенная внуком Тимура (правителя империи Тимуридов), астрономом и математиком Мирзо Улугбеком в 1424–1428 гг. недалеко от Самарканда. Там был составлен Гурганский зидж – крупнейший по тем временам каталог звездного неба, где были описаны 1 018 видимых звезд. Кроме того, в этой обсерватории была определена длительность звездного года: 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд. Погрешность вычислений составила всего 58 секунд.

В обсерватории находился огромный угломер (секстант или квадрант) с радиусом более 40 м. На нем измерялись высоты космических тел над горизонтом при прохождении их через небесный меридиан1. Астрономические таблицы из обсерватории Улугбека долгое время оставались самыми точными не только на Арабском Востоке, но и в Европе. Причем в Европе их впервые напечатали только в 1650 г.

Новый этап в изучении космоса был связан с изобретением телескопа. Наиболее ранние чертежи простого линзового телескопа встречаются уже в записях Леонардо да Винчи в 1509 г. («Атлантический кодекс»2). Однако формально датой изобретения зрительной увеличительной трубы считается 1607 г., в котором датский мастер по изготовлению очков Иоанн Лип-

1Алескеров Ю. Н. Обсерватория Улугбека. Ташкент, 1970.

2«Атлантический кодекс» – манускрипт Леонардо да Винчи, написанный

впериод с 1478 по 1519 гг. Состоит из 1 119 страниц и содержит отдельные тексты и чертежи, посвященные математике, аэродинамике, ботанике, музыкальным инструментам, оружию и другим вопросам.

373

персгей показал свое техническое новшество в Гааге. Хотя и до него подобные устройства в Европе уже были известны.

В 1609 г. выдающийся итальянский физик, математик и астроном Галилео Галилей из зрительной трубы сделал первый телескоп. Позже он его значительно усовершенствовал и достиг 32-кратного увеличения объектов. С помощью такого телескопа Галилей сделал ряд важных открытий: изучил рельеф Луны, открыл спутники Юпитера и солнечные пятна, установил вращение Солнца вокруг своей оси и фазы Венеры, а также обосновал гелиоцентрическую модель Вселенной Николая Коперника1.

Еще до изобретения телескопа одним из первых в Европе во второй половине XVI в. датский астроном, астролог и алхимик Тихо Браге начал проводить систематические научные наблюдения звездного неба. Он составил новый каталог из 1 004 звезд, который заменил старый египетский каталог Птолемея, сотни лет использовавшийся в Европе. Арабские звездные каталоги европейские астрономы узнали несколько позже.

На основе достижений Браге немецкий математик и астроном Иоганн Кеплер открыл три закона движения планет Солнечной системы по эллиптическим орбитам. В 1627 г. он опубликовал свои астрономические таблицы, более точные по сравнению со средневековыми арабскими. Этими таблицами астрономы и мореплаватели пользовались вплоть до начала XIX в. Кеплер сумел существенно усовершенствовать конструкцию телескопа. Все последующие конструкторы телескопов-рефракторов использовали схему расположения линз Кеплера (в окуляре ставилась не рассеивающая, а собирающая линза).

1 Кузнецов Б. Г. Галилео Галилей. М., 1964.

374

Крайне важной формой социальной институализации научных исследований явились и научные лаборатории, через которые так же происходило развитие экспериментального естествознания. Первые паранаучные лаборатории возникли в традиции герметической алхимии – в Александрийской школе, на Арабском Востоке, а позже и в Европе. Алхимия проникает в Европу примерно в VII в. и до XII в. алхимических лабораторий там было сравнительно немного. Однако двести лет спустя, т. е. в XIV в., по некоторым данным, в Париже уже насчитывалось от двухсот до трехсот алхимических лабораторий, которые располагались в замках, монастырях, дворцах и даже небогатых хижинах.

Позже, в эпоху Возрождения и Новое время на основе алхимической традиции исследования веществ и процессов их превращений появляются и первые научные исследования в области экспериментальной химии, которые стимулировались практическими задачами медицины, металлургии, проблемами изготовления новых сортов пороха и красителей, а позже технологиями производства фарфора и стекла.

В России первая химическая лаборатория была организо-

вана по указу Петра I при Берг-коллегии в Петербурге. Ее главная научная задача состояла в изучении и совершенствовании методов химического анализа горных пород. Параллельно развивались специализированные химические лаборатории при металлургических заводах на Урале и при городских аптеках, однако уровень их оснащения и научная подготовка специалистов оставляли желать лучшего. Поэтому первой в Российской империи серьезно оборудованной научно-исследовательской лабораторией химического профиля была передовая лаборатория Михаила Ломоносова, созданная в 1748 г. на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. В 1918 г. в Советской России на

375

базе этой академической лаборатории был организован Институт физико-химического анализа, а в 1934 г. – Институт общей и неорганической химии.

Лаборатории физического профиля начали развиваться немного позднее химических. Первые из них не имели специальных помещений. Так, эксперименты по оптическому разложению белого света на призме Исаак Ньютон проводил у себя дома. Ломоносов, Рихман и Франклин тоже изучали атмосферное электричество в неприспособленных домашних условиях.

Первая европейская научная лаборатория по изучению физических процессов появляется в Германии в Геттингенском университете в период с 1830 по 1840 гг. Она была создана немецким физиком Вильгельмом Вебером для изучения электромагнитных явлений. В 40-е гг. XIX в. профессор Берлинского университета Густав Магнус оборудовал одну из лучших по тем временам лабораторию в частном доме. Там изучались как химические, там и физические процессы.

В Британии профессор Уильям Томсон в 1846 г. организовал лабораторию по экспериментальной физике в Университете Глазго. В Оксфорде лабораторные исследования по экспериментальной физике начались только в 1867 году. А в 1872 г. там была открыта Кларендонская лаборатория, явившаяся образцом и прототипом многих исследовательских лабораторий в других странах мира.

Во Франции лаборатория по изучению физических явлений в Сорбонне была открыта намного позже первых немецких экспериментальных площадок – в 1868 году. Причем она сильно уступала по оснащению другим передовым европейским лабораториям. В Америке первые лабораторные научные исследования в области физики стали проводиться в 1869 г. в Массачусетском институте технологии (Бостон).

376

В России экспериментальные физические исследования начинаются не в лабораториях, а в физических кабинетах. Первым из них можно считать физический кабинет при Медикохирургической академии (Петербург), созданный в 1795 г. русским физиком-экспериментатором Василием Петровым. Первая физическая лаборатория в России появляется при Петербургском университете в 1865 г. Сначала там работали всего десять человек, однако через двадцать лет в лаборатории уже насчитывалось более сотни сотрудников. Там были подготовлены многие русские физики и преподаватели естествознания1.

Экспериментальные исследования в области психологии начинаются в Германии во второй половине XIX в. В 1879 г. известный немецкий врач, физиолог и психолог Вильгельм Вундт

вЛейпцигском университете основал первую в мире психологическую научную лабораторию. Со временем на ее базе возникает Институт экспериментальной психологии. Студенты Вундта основали и наиболее ранние американские психологические лаборатории в Пенсильванском и Колумбийском университетах. Первая в России психологическая лаборатория была открыта

в1885 г. при Клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета.

Таким образом, к началу ХХ века в фарватере научного знания возникают разнообразные устойчивые формы социального института науки, через которые происходит рост, обобщение и трансляция научных достижений. В конце Нового времени усиливается разделение науки на фундаментальные

исследования, прикладные научно-технические разработки и

1 Кудрявцев П. С. Развитие основных направлений физики в XIX в. // Курс истории физики. М., 1982.

377

образовательные учреждения, ориентированные на научную парадигму познания.

Основными социальными формами существования научного знания становятся: университеты, академии и высшие технические школы; исследовательские институты, лаборатории и центры; академии наук и экспертные научные советы как общественные объединения ученых; неформальные научные форумы и коллаборации как дискуссионные площадки обмена опытом и совместных исследовательских программ; научные периодические издания.

Возрастающее значение научного знания и корпорации ученых в обществе и экономике порождает необходимость административного управления фундаментальными исследованиями и прикладными разработками со стороны государства. В ХХ веке во многих странах в структуре государственного аппарата (правительства) появляются научно-технические комиссии, национальные научные бюро и целые министерства науки и технологий. В России в разные периоды времени для административного управления образовательными учреждениями и научными разработками существовали обособленные министерства (ведомства), иногда они объединялись в единое ведомство. Например, единое Министерство образования и науки существовало в нашей стране в начале XXI столетия.

В современном мире социальный институт науки принадлежит к числу основных структурных институтов высокоразвитого общества и государства. Серьезная научная деятельность уже давно предполагает профессиональную основу в образовательном, теоретическом, методологическом и экономическом смыслах. Эпоха исследователей-любителей, энтузиастоводиночек, увлеченных домашних изобретателей, по всей видимости, закончилась на закате Нового времени. Научный труд

378

теперь требует невероятной концентрации времени, интеллектуальных сил, экономических возможностей и технических ресурсов. Во многих отраслях научного знания (физика, космология, биохимия, информатика и др.) уже совершенно невозможно организовать необходимые эмпирические исследовательские программы без многомиллионных финансовых инвестиций.

По данным Института статистики ЮНЕСКО, в начале XXI столетия (2004 г.) в мире насчитывалось 5 521 000 профессиональных ученых – примерно 894 научных работника на один миллион населения Земного шара. 71 % исследователей работают в промышленно развитых странах. В России научной деятельностью занимаются 8,9 % профессиональных ученых от количества научных работников во всем мире. Количество ученых в Азии составляет более 2 млн. человек, в Европе – более 1,8 млн., в Северной Америке – 1,4 млн., в Южной Америке – 138,4 тыс. человек, в Африке – 61 тыс. человек. В постсоветском культурном пространстве в 2004 году насчитывалось до 700,5 тыс. профессиональных научных работников.

10.2. Структурные формы организации науки

Современная наука в течение столетий приобретала различные формы своей структурной организации. Если в древнем мире основной устойчивой формой организации познавательного опыта была определенная философская (протонаучная) школа как объединение учеников и последователей вокруг авторитетного мыслителя и его творческого наследия, то в Новое время в Европе постепенно появляются разнообразные учебные и исследовательские учреждения.

379

Сейчас можно условно выделить шесть основных видов научных объединений, на которые опирается все массивное здание социального института науки постиндустриального общества. Они вовсе не являются исчерпывающими, но без них трудно представить структуру современного научного пространства, развитие исследовательской и инновационной науч- но-технической деятельности.

1. Высшие учебные учреждения, занимающиеся не только передачей накопленных знаний и социализацией новых поколений, но и серьезными научными исследованиями. Например,

таковыми являются исследовательские университеты в США,

в которых научные проекты приобретают весьма существенное значение и являются если не основной, то вовсе не второстепенной и не дополнительной деятельностью высшего учебного заведения. К числу подобных учебных учреждений принадлежат, в частности, широко известные и уважаемые в научном мире Гарвардский и Принстонский университеты.

В американской модели социально-экономической организации науки именно университеты играют ведущую роль в проведении фундаментальных и прикладных исследований в самых различных областях и сферах научного знания: от физики, кибернетики и информатики до микробиологии и биохимии лекарственных средств. Например, специалисты в области теоретической физики, математики или когнитивной науки преимущественно концентрируются на профильных кафедрах ведущих американских университетов. Их работа финансируется как самими университетами, так и заинтересованными заказчиками конкретных исследований через систему финансовых грантов. Такими заказчиками могут выступать федеральные бюджетные организации вплоть до различных министерств или частные бизнес компании.

380

Подобная социально-экономическая модель организации научной деятельности кардинально отличается от советской модели, которая во многом сохранилась до настоящего времени, но претерпела определенные негативные изменения, связанные с недостаточным финансированием, деградирующей подготовкой научных кадров и неэффективным административным управлением.

2. Самостоятельные научные институты, существую-

щие как объединения специалистов, профессионально занимающихся фундаментальными или прикладными исследованиями тех или иных научных проблем. Такие академические и отраслевые научно-исследовательские институты (НИИ) были широко распространены и неплохо себя зарекомендовали в Советском Союзе. Они имели регулярное бюджетное финансирование, которое позволяло формировать и сохранять высокопрофессиональные научные коллективы в течение продолжительного времени. Кадровая стабильность коллективов позволяла успешно решать проблему трансляции научных знаний, подготовки молодых исследователей и их интеграции в исследовательские программы.

Именно такие научные учреждения составляли каркас советской науки вплоть до распада СССР в 1991 г. Подобная концентрация научной мысли сыграла далеко не последнюю роль в отечественных научных достижениях послевоенного периода. Например, немалые успехи в области ядерной физики, технического освоения космоса, ракетостроения, производства подводных и летательных аппаратов были связаны с открытиями и разработками многочисленных советских НИИ, ориентированных на прикладные и фундаментальные исследования.

Проблема состояла в том, что уникальные разработки подобных НИИ преимущественно были связаны с оборонной про-