Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ширяева Т.И. Концептуальные основы участия юридического лица в качестве потерпевшего

.pdf
Скачиваний:
12
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
799.83 Кб
Скачать

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ

Т. И. Ширяева

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

ВКАЧЕСТВЕ ПОТЕРПЕВШЕГО

ВСОВРЕМЕННОМ СОСТЯЗАТЕЛЬНОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ РОССИИ

Монография

Волгоград ВА МВД России

2019

УДК 343.122

Одобрено

ББК 67.410.201

редакционно-издательским советом

Ш 64

Волгоградской академии МВД России

Ширяева, Т. И.

Ш64 Концептуальные основы участия юридического лица

вкачестве потерпевшего в современном состязательном

уголовном судопроизводстве России : монография

/

Т. И. Ширяева. – Волгоград :ВАМВД России, 2019. – 164

с.

ISBN 978-5-7899-1192-1

 

В монографии освещены концептуальные вопросы защиты прав и законных интересов юридического лица в качестве потерпевшего в уголовном судопроизводстве. Раскрыты его свойства как участника гражданских правоотношений и их значение для уголовного судопроизводства. Рассмотрены понятие, признаки потерпевшего юридического лица и основания его вовлечения в уголовный процесс. Определены теоретические и правовые основы уголовно-процессуального представительства как необходимого элемента участия юридического лица в уголовном судопроизводстве в качестве потерпевшего, основания и процессуальный порядок представления интересов юридического лица как потерпевшего при производстве по уголовному делу. Освещены особенности реализации его отдельных прав на различных этапах уголовного судопроизводства.

Издание предназначено курсантам, слушателям и педагогическим работникам образовательных организаций системы МВД России.

УДК 343.122 ББК 67.410.201

Рецензенты: П. Г. Говорун, Г. А. Печников.

ISBN 978-5-7899-1192-1

© Ширяева Т. И., 2019

 

© Волгоградская академия МВД России, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………….……………………….………………. 4

ГЛАВА I. Теоретические и правовые основы признания юридического лица потерпевшим ……………………..…… 6

§ 1. Назначение уголовного судопроизводства как гарантия участия юридического лица в качестве

потерпевшего в уголовном судопроизводстве ……………. 6 § 2. Свойства юридических лиц и их значение для уголовного судопроизводства …………………………. 12 § 3. Понятие, признаки потерпевшего юридического лица и основания его участия

в уголовном судопроизводстве ……………………………. 34

ГЛАВА II. Представительство как необходимый элемент участия

юридического лица в уголовном судопроизводстве

вкачестве потерпевшего ……………………………………. 62

§1. Правовая природа уголовно-процессуального

представительства юридического лица как потерпевшего …………………………………………… 62 § 2. Процессуальная форма деятельности

представителя потерпевшего юридического лица в уголовном судопроизводстве …………………………….. 82

ГЛАВА III. Реализация отдельных прав и интересов юридического лица, потерпевшего по уголовному делу ... 105

§ 1. Особенности осуществления отдельных прав потерпевшего юридического лица в досудебном производстве по уголовному делу ………… 105

§ 2. Реализация прав потерпевшего юридического лица в судебных стадиях уголовного судопроизводства ………. 147

Заключение ……………………………………………………... 161

3

ВВЕДЕНИЕ

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации1 провозглашает в качестве назначения российского уголовного судопроизводства защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК РФ).

По данным статистических отчетов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Российской Федерации суммы ущерба от преступлений, причиненного частной собственности юридических лиц, по судебным актам составили: в 2018 г. – 20 630 617 753 рублей, в 2017 г. – 12 180 598 495 рублей, в 2016 г. – 8 633 234 836 рублей2.

Несмотря на положительную динамику, следует учитывать, что данный показатель отражает ситуацию только по уголовным делам, рассмотренным и разрешенным судами общей юрисдикции по существу, что может с определенной долей вероятности гарантировать дальнейшее обеспечение прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, с помощью применения не только средств уголовного судопроизводства, но и иных способов, в частности в рамках гражданского судопроизводства. В остальных же случаях для реализации такой возможности лицо, потерпевшее от преступления, вынуждено ожидать окончания производства по уголовному делу длительное время, что приобретает особое значение

1См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001

174-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Далее – УПК РФ.

2См.: Отчет судов общей юрисдикции о суммах ущерба от преступлений, суммах материальных взысканий в доход государства, количестве вынесенных постановлений об оплате процессуальных издержек за счет средств федерального бюджета и назначении экспертиз за 12 месяцев 2018 г. URL: http://www.cdep.ru (дата обращения: 15.05.2019); Отчет судов общей юрисдикции о суммах ущерба от преступлений, суммах материальных взысканий в доход государства, количестве вынесенных постановлений об оплате процессуальных издержек за счет средств федерального бюджета иназначении экспертиз за 12 месяцев 2017 г. URL:http://www.cdep.ru (дата обращения: 27.10.2018); Отчет судов общей юрисдикции о суммах ущерба от преступлений, суммах материальных взысканий в доход государства, количестве вынесенных постановлений об оплате процессуальных издержек за счет средств федерального бюджета иназначении экспертиз за 12 месяцев 2016 г. URL:http://www.cdep.ru (дата обращения: 27.10.2018).

4

вусловиях действия принципа разумного срока уголовного судопроизводства, в том числе и в случае неустановления лица, совершившего преступление. Изложенное свидетельствует о необходимости обращения особого внимания на вопросы деятельности государственных органов, уполномоченных осуществлять досудебное и судебное производство по уголовным делам в части защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших вред от преступлений.

Идея о восприятии человека и гражданина как высшей ценности государства в части защиты и обеспечения присущих прав и свобод является концептуальной, гарантированной не только на государственном, но и на международном уровне. Однако в отличие от УПК РФ правовые акты, в том числе и международные, имеющие приоритетное значение, провозглашают в качестве основного ориентира государственной деятельности в уголовно-процессуальной сфере общественных отношений осуществление не только защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений лиц и организаций, но и их соблюдения, обеспечения, охраны, а также возмещения им вреда, причиненного в результате совершения преступления. В связи с этим как в досудебном, так и в судебном производстве по уголовному делу как составляющих уголовное судопроизводство

вцелом (п. 56 ст. 5 УПК РФ) вся деятельность должна быть направлена на реализацию данных установлений.

Несмотря на усилия, предпринимаемые законодателем в направлении совершенствования правового положения лиц, потерпевших от преступлений, в уголовном судопроизводстве, усиления гарантированности их прав и законных интересов, анализ действующего уголовно-процессуального законодательства и практики его применения свидетельствует о том, что пробелы в правовом регулировании процессуального положения юридического лица как потерпевшего

вуголовном судопроизводстве не только ограничивают их возможности по защите своих прав и законных интересов, но и влекут за собой определенные трудности в деятельности правоприменителей.

Изложенное свидетельствует о необходимости выявления и анализа проблем, возникающих в уголовном судопроизводстве, и определения концептуальных идей, связанных с защитой прав и законных интересов юридического лица как потерпевшего – основного участника уголовного судопроизводства.

5

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИЗНАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ПОТЕРПЕВШИМ

§1. Назначение уголовного судопроизводства как гарантия участия юридического лица

вкачестве потерпевшего в уголовном судопроизводстве

Назначение уголовного судопроизводства, нашедшее закрепление в ст. 6 УПК РФ, является основополагающей его идеей, пронизывающей всю правовую ткань в данной сфере общественных отношений. Определяя приоритеты деятельности в уголовном процессе с момента получения государственными органами сообщения о преступлении и до завершения производства, оно имеет концептуальное значение. Поэтому уяснение его смысла, выявление и осмысление возможностей по его реализации следует рассматривать как необходимое условие успешного функционирования всей системы отечественного уголовного судопроизводства в реалиях построения в России правового государства, интегрированного в международное правовое сообщество.

Несмотря на закрепленное конституционно указание на прямое и непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации (ст. 18 Конституции Российской Федерации1), правовое положение потерпевшего как участника уголовного судопроизводства в первую очередь регламентируется нормами, закрепленными в УПК РФ, поэтому воплощение в нем установлений международных правовых актов и Конституции РФ о высшей ценности прав человека в современном обществе следует признать несомненным достижением в области уголовного судопроизводства.

Развивая данную идею, УПК РФ предусматривает в качестве приоритета в исследуемой сфере общественных отношений защиту

1 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, с изм. от 11.04.2014) // СЗ РФ. 14.04.2014. № 15. Ст. 1691. Далее – Конституция РФ.

6

прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ч. 1 ст. 6). При этом положение о защите личности от незаконного и необоснованного ограничения ее прав и свобод имеет общий характер и действует в отношении любых лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, а не только в отношении лиц, подвергающихся уголовному преследованию, либо потерпевших от преступлений.

Одной из проблем применения данных положений является отсутствие в законе точной терминологии, позволяющей избежать неоднозначного толкования употребляемых в законе понятий. Так, анализ используемых в УПК РФ правовых конструкций, в том числе при определении назначения уголовного судопроизводства (ч. 1 ст. 6 УПК РФ), позволяет выявить как минимум два значения термина «защита» при употреблении его законодателем: 1) относительно обеспечения прав потерпевших и иных участников, в том числе в связи с применением мер безопасности (ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 14, ст. 16, п. 9 ч. 1 ст. 39, ч. 2.1 ст. 313 и др.); 2) для обозначения соответствующей функции в деятельности стороны защиты в уголовном процессе состязательного типа (п. 46 ст. 5, ст. 15 и др.).

Следует также отметить, что данный термин известен не только УПК РФ. Понятие «защита» широко используется в имеющей высшую юридическую силу на территории России Конституции РФ. Однако в ней его смысл не варьируется в зависимости от контекста, а применяется исключительно в первом из обозначенных нами значений, т. е. для характеристики деятельности, направленной на охрану, ограждение от посягательств, враждебных действий, опасности1. Аналогичное значение придается данному термину и в международных правовых актах: Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятой 29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН; Рекомендации № R (85) 11 Комитета министров Совета Европы «О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса», принятой 28 июня 1985 г.; Европейской конвенции по возмещению

1 См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под ред. Н. Ю. Шве-

довой. 23-е изд., испр. М., 1991. С. 228.

7

ущерба жертвам насильственных преступлений (ETS № 116), заключенной в г. Страсбурге 24 ноября 1983 г.; и др. Наряду с защитой перечисленные акты указывают на обязательность обеспечения государством компенсации (возмещения) нанесенного ущерба жертвам преступлений и злоупотреблений властью, а также восстановления их в правах. Таким образом, в отличие от УПК РФ правовые акты, обладающие высшей юридической силой, в том числе и Конституция РФ, нацеливают государство не только на защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, но и на обеспечение им компенсации (возмещения) за ненадлежащее ее осуществление (ст. 52, 53). То есть уголовное судопроизводство должно быть направлено не только на то, чтобы защитить, но и на то, чтобы возместить (компенсировать) вред, уже причиненный преступлением, факт которого породил уголовно-процессуальные отношения, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов потерпевших лиц.

В данном случае следует говорить о восстановлении нарушенных прав и законных интересов, а не только о возмещении (компенсации) причиненного вреда, поскольку не всегда такое нарушение может иметь материальное выражение. Так, в соответствии с чч. 3 и 4 ст. 42 УПК РФ потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда и предоставляется возможность возмещения

вденежном выражении причиненного преступлением морального вреда. В части 1 той же статьи в качестве самостоятельного вида вреда, причиняемого потерпевшему, указывается вред деловой репутации, который, как отмечалось ранее, в случае нанесения его некоммерческому юридическому лицу не имеет материального выражения. При этом необходимо учитывать, что с принятием Феде-

рального закона от 2 июля 2013 г. № 142-ФЗ в соответствии с п. 11 ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации1 действовавшие ранее положения о компенсации морального вреда не применяются к защите деловой репутации юридических лиц. Поэтому

вслучаях, к примеру, публичного опровержения недостоверных сведений, порочащих деловую репутацию некоммерческого юридического лица, нецелесообразно применять термины «возмещение» и «компенсация», исходя из их этимологии. Термин же «восстанов-

1 Далее – ГК РФ.

8

ление», по нашему мнению, в значении приведения в прежнее состояние1, позволяет охватить все возможные механизмы его реализации– и имеющиематериальноевыражениеи неимеющиетакового.

Назначение уголовного судопроизводства, детерминируя направленность любой деятельности в его рамках, является базовым для формирования всех регламентированных УПК РФ процедур. Исходя из этого, реализация положений о защите и восстановлении прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, позволяет обеспечить характерный для правового государства уровень осуществления прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве. При этом термин «потерпевший» применяется в широком (общеправовом) смысле, отличном от вкладываемого в него в контексте употребления в ст. 42 УПК РФ, и распространяется на всех лиц, фактически понесших вред от общественно опасного деяния, по факту которого ведется уголовное судопроизводство. В данном случае потерпевших следует воспринимать как жертв (термин применяется в п. 1 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, утвержденной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г., т. е. лиц, которым индивидуально или коллективно причинен вред (включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав) в результате действия или бездействия, нарушающего национальные уголовные законы государств – членов ООН, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью.

Конституция РФ определяет, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства (ст. 2). Исходя из этого, законодательное закрепление приоритетов защиты и восстановления прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, в уголовном судопроизводстве предполагает их активную реализацию государственными органами, осуществляющими уголовное судопроизводство.

Так, воплощая властный характер уголовного судопроизводства, закрепленные в ч. 1 ст. 42 УПК РФ требования определяют процессуальный порядок деятельности уполномоченных государственных

1 См.: Ожегов С. И. Указ. соч. С. 103.

9

органов по обеспечению процессуальной формы вступления в него лиц, потерпевших от преступлений. С учетом изменений, внесенных в УПК РФ Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ, возможности таких лиц и организаций по получению защиты и восстановлению нарушенных преступлением прав обрели дополнительные гарантии. Важнейшей из них стало скорейшее предоставление им, как потерпевшим от преступлений, доступа к правосудию посредством наделения соответствующим правовым статусом.

Следует отметить, что предопределенность получения процессуального статуса потерпевшего в уголовном судопроизводстве фактическим положением лица, понесшего вред от преступления или предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния, невменяемого либо не достигшего возраста уголовной ответственности лица неоднократно подчеркивалась высшими судебными органами Российской Федерации1. Но с вступлением в силу указанного закона была устранена законодательная коллизия, обусловленная неопределенностью временных рамок для принятия полномочными государственными органами решения о признании лиц и организаций, потерпевших от преступлений (в общеправовом смысле), потерпевшими в уголовном судопроизводстве. В данном случае возможно говорить об узком (отраслевом) понятии потерпевшего, употребляемом исключительно для обозначения правового статуса лица, на защиту и восстановление прав и законных интересов, в том числе нарушенных преступлением, которого направлено уголовное судопроизводство.

В уголовном судопроизводстве осуществление защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, является многоаспектным процессом и включает в себя деятельность различных лиц: 1) самих потерпевших (их представителей или законных представителей); 2) государственных органов, осуще-

1 См.: Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Русяева Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав положением части первой статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 № 672-О-О. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс»; О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2010 № 17 (ред. от 09.02.2012). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; и др.

10

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]